Подведены итоги ежегодного театрального конкурса
Ведущие церемонии награждения Ирина Камынина и Евгений Важенин (Эллочка-людоедка и Остап Бендер). Фото Бориса БАРЫШНИКОВА |
Торжественную церемонию награждения победителей «Парадиза» (которая на сей раз проходила на сцене театра «Глобус») открыли звуки нестареющего гимна, ставшего эпиграфом к жизни Великого Комбинатора: «И разве мой талант и мой душевный жар не заслужили скромный гонорар...» Талант и душевный жар наших служителей Мельпомены, без сомнения, достойны и признаний, и гонораров. В качестве последних были овации зала, белая зависть коллег и конверты на блюдечках с голубой каемочкой.
В роли товарища Бендера весь вечер выступал Евгений Важенин, который и командовал парадом - вел церемонию награждения и сопровождавшее ее праздничное шоу. В группе поддержки - за Кису, Эллочку и Шуру Балаганова - актеры театра «Глобус». Сыном лейтенанта Шмидта был назначен Евгений Миллер, которого залу представили просто и коротко - «сын». Если главными делами мужчины считать - посадить дерево, вырастить сына и проч., ну, вы поняли, то за местного министра культуры Владимира Миллера волноваться не приходится - с сыном у него все о'кей. Евгений Миллер, кстати, получил «Парадиз» в номинации «Лучшая мужская роль». Актер он, как говорится, от Бога.
Как и положено при церемониях награждения, ведущие тянули интригу, номинанты волновались, а победители достойно несли бремя славы.
Лучшие
Ирина Савицкова. Лучшая актриса. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА |
По традиции основное соревнование развернулось между театрами драматическими - четыре «Парадиза» у Глобуса», по одному - у «Красного факела» и «Актерской антрепризы». Больше всего наград «сорвал» Оперный - 9 «Парадизов», в том числе Гран-при.
Признанная лучшей актрисой сезона Ирина Савицкова была немногословна - поблагодарила театр за теплый прием в коллективе «Глобуса», сказала, что чувствует себя в труппе театра очень комфортно. За красавицей Ириной - недавним приобретением новосибирской сцены - город наблюдает с вполне понятным вниманием: интерес к ее актерскому мастерству подогревается и обаянием образа, и ее «историей» - «декабристка», приехавшая в Сибирь за мужем-петербуржцем. Впрочем, если ваш муж Александр Галибин, вы бы тоже стали «декабристкой». Ирина Савицкова выдвигалась на «Парадиз» двумя своими ролями - графини Розины («Женитьбы Фигаро») и маркизы де Сад («Маркиза де Сад») - обе, на наш взгляд, равно достойны награды.
Евгений Миллер. Лучший актер. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА |
- Тогда бы женщинам-актрисам не пришлось играть на сцене этих идиоток, ханжей и дур, что по-актерски интересно, но женщины недостойно.
Впрочем, когда Галина Алехина заявила, что «за дуру Трэнгль» она бы себе премии не дала, актриса явно поскромничала. В ее праве на награду никто не сомневался - достойна, что тут скажешь, умеет играть и дур, и умниц, да так, что «мороз по коже».
Парадоксы
Татьяна Горбунова. Лучшая оперная партия. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА |
Парадоксы тоже были. Жаль, например, что осталась «без конверта» «Кроткая» Галибина - спектакль культовый, общепризнанный шедевр «Глобуса» (выдвигался по трем номинациям). В номинации «Гран-при» ему пришлось соревноваться с «Кармен», а это, извините, борьба в разных весовых категориях. То же самое можно сказать и о «Маркизе де Сад» Игоря Лысова с прекрасным актерским составом и интересной режиссурой - тоже, на наш взгляд, награды достойно...
Есть повод подискутировать на предмет - спектакли малой или большой сцены лучше удаются Александру Галибину. «Парадизы» он получает за большую сцену, а нам представляется мастером, умеющим, как никто другой, тонко, точно и проникновенно «обживать» пространство малой...
Впрочем, поводов для дискуссий всегда много, особенно при проведении конкурсов такого рода - «почему одному премию дали, другому нет», насколько правомерны критерии оценки и проч. Кстати, о критериях. В этом отношении «Парадиз», как нам представляется, тоже далеко не идеален, особенно в плане оценки работ театров музыкальных. Хотя, с другой стороны, трудно разработать идеальную схему, если конкурс проходит в пределах одного города, где музыкальных театров всего два, да и те разноплановые. Как, например, в номинации «Лучший дебют» сравнивать и оценивать исполнителя балетной партии в Оперном театре и вокалиста в Театре оперетты? В общероссийской практике опера и оперетта, как котлеты с мухами, - всегда разделены.
Юлия Зыбцева. Лучший дебют. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА |
- Тут нет никакого скандала, - коментирует ситуацию художественный руководитель театра Леонид Кипнис (при том он не отрицает, что сравнивать балетную партию с вокалом не совсем корректно).
Как бы то ни было, но по ряду позиций Оперному пришлось соревноваться с самим собой. Та же история с куклами, у которых в городе конкурентов тоже нет (областной театр кукол - один).
И все-таки «Парадиз» у нас есть, и в том, что это хорошо, уже давно не сомневается никто. Как и всякий конкурс - это мероприятие в определенной степени условное, а «градус талантливости» - понятие весьма зыбкое. И все-таки «Парадиз» представление о состоянии театра, и достаточно адекватное, определенно дает, с этим не поспоришь. И кроме того - это такой замечательный праздник, такой достойнейший повод служителям Мельпомены собраться - поспорить, пообщаться, обменяться... А это, согласитесь, дорогого стоит.