Новосибирск 4.9 °C

Город должен развиваться

22.11.2002 00:00:00

 Как уже сообщалось, в будущем году в Новосибирске уровень платежей населения за ЖКУ планируется изменить - с 60 до 80%. Именно эта величина заложена в проект городского бюджета на 2003 год. Его предстоит утверждать депутатам горсовета вместе с планом социально-экономического развития города.

С чем связано такое решение, как отразится оно на кошельке рядового горожанина и на самой системе ЖКХ, рассказывает начальник планово-экономического управления мэрии Сергей ФУНИКОВ.

- Сергей Владимирович, как Новосибирск смотрится по сравнению с другими регионами по тарифам на ЖКУ?

- Обычно мы сравниваем города от Урала до Иркутска со схожими климатическими и другими условиями. Сегодня в Томске, Тюмени и Иркутске население покрывает 90% стоимости ЖКУ, в Кемерове, Екатеринбурге и Новокузнецке - 80, в Омске - 70, а в Новосибирске - 60. То есть у нас уровень платежей самый низкий.

- А как обстоит дело в европейской части страны?

- В основном уровень платежей населения приближается там к 90%. Кнутом и пряником является федеральный стандарт. С одной стороны, правительство заставляет поднимать долю платежей населения, а с другой, частично возвращает субсидии на ЖКХ. Поэтому та территория, которая заинтересована в удешевлении жилищно-коммунальных услуг, старается приблизиться к планке федерального стандарта, чтобы получить из Москвы субсидии.

- Если правительство требует поднять долю населения в 2003 году до 90%, то почему мэрия Новосибирска предлагает депутатам горсовета утвердить 80?

- Мы считаем, что новосибирцы не осилят 90. И 80% - наиболее приемлемая величина для бюджета, потому что малообеспеченная часть населения будет так же защищена, как сейчас. В конце 1999 года, когда мы вошли в большое повышение тарифов, жилищно-коммунальные субсидии получали 1199 семей (всего 3467 человек). В этом году - уже 70877 семей (свыше 136 тысяч человек). На поддержку этих жителей города мэрия потратит из бюджета почти 199 млн рублей. То есть за два года расходы на субсидии увеличились с 860 тысяч рублей до 199 млн. И в новом году помощь города на оплату жилья получат многодетные, неполные, студенческие семьи, те, в которых проживают пенсионеры, инвалиды, сироты, участники войн (в том числе боевых действий в Чечне и Афганистане), беженцы, безработные, иждивенцы. Эти люди не почувствуют повышения тарифов на ЖКУ. Они так же будут платить по 50 рублей на человека в месяц (на социальную норму жилья).

Другими словами, у тех людей, которым начисляются субсидии, квартплата не изменится и при 80-процентной доле платежей населения. И даже при 90 и 100% они будут платить все те же 50 рублей в месяц. Только увеличится количество семей, которые начнут получать субсидии. Это будут дополнительные расходы бюджета.

- Если все-таки не повышать тарифы на ЖКУ, как это скажется на финансировании других бюджетных расходов?

- Бюджет - единый городской карман, у которого нет запасов. Если 10 лет назад в структуре бюджета расходы на ЖКХ составляли 9%, то в 2002 году - 36. Можно бы и дальше нести эти затраты, но тогда еще больше станут страдать другие отрасли. Сравните. В 1990 году затраты на образование в бюджете Новосибирска составляли 28%, в 2002 - 22. Расходы на здравоохранение снизились за это время с 31% до 21. А особенно серьезный урон понес бюджет развития города: расходы здесь уменьшились с 25 до 3%.

Что такое бюджет развития? Это средства на строительство коммуникаций (водоводы, коллекторы, подстанции), объектов здравоохранения, образования, строительство жилья, особенно для работников бюджетной сферы (мы ведь их обязаны поддерживать). Если продолжать и дальше так же дотировать ЖКУ, то практически весь бюджет будет «проедаться» ЖКХ. Возникнут серьезные проблемы в образовании, здравоохранении и особенно в развитии города. Сегодня практически исчерпаны возможности по его точечной застройке - просто нет места в центре города. А развитие крупных жилмассивов (типа Юго-Западного и др.) невозможно, потому что не развиты коммуникации, не хватает тепла, воды, электроэнергии. Вопрос реформирования ЖКХ - это вопрос жизни города.

- Если нагрузка ЖКХ на бюджет снизится, куда пойдут высвобождающиеся деньги?

- Начатых объектов (некоторые еще родом из СССР) - на один миллиард рублей. Мы ежегодно понемногу их заканчиваем. В этом году, например, ввели пристройку к 10-й больнице (она строилась 15 лет), пристройку к 70-й школе Ленинского района и т. д. Нынче также концентрировали работу на тех объектах, которые надо вводить в 2003 году. Подготовили к сдаче в новом году три дома (ул. Свободы-Кропоткина, 1, Плахотного, 1 и на Горском жилмассиве). В заложенном нынче доме на Горском микрорайоне бюджетники получат 100 квартир. Есть подвижки и в обновлении инженерной инфраструктуры. В этом году город взялся наконец-то за коллектор в Дзержинском районе, на который получены также деньги федерального и областного бюджетов. В следующем году к возведению коллектора подключится Минюст, учреждения которого им пользуются. В Госстрое мы проработали вопрос о финансовой помощи на окончание строительства в 2003 году Южно-Чемской котельной. Совместно с федеральным правительством (расходы - 50 на 50) город будет строить дюкерный переход через Обь и развивать очистные сооружения.

- Как вы оцениваете изменения в жилищно-коммунальном хозяйстве города? Останутся ли в ЖКХ все дополнительные средства от новых тарифов?

- Да, все дополнительные деньги от тарифов пойдут в ЖКХ. Первоочередных нужд здесь очень много: лифты надо заменять, реконструировать жилье и сносить ветхое... Это все очень затратные мероприятия.

Видим ли мы результат роста тарифов? Согласитесь: в этом году ощутимо увеличились объемы ремонта подъездов, улучшилось содержание лифтов. Раньше по 500 лифтов в день простаивало, сейчас - 70 и даже 50. Основное наше требование к жилищникам - качество услуг. Надеюсь, оно будет повышаться.

Но увеличение доли платежей населения за ЖКУ до 80% еще должно пройти через горсовет. Федеральный стандарт расходов на содержание жилья в 2003 году - 29 рублей на квадратный метр общей площади. Сколько будет денег, пока трудно сказать - бюджет не утвержден. Но он сверстан бездефицитным. И обнадеживает достигнутое соглашение с энергетиками: не менять энерготарифы в течение финансового года. А это значит, что у власти появляется возможность не менять в течение года и тарифы на ЖКУ.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: