Новосибирск 3 °C

Наши летчики - молодцы! Но будут ли у них новые самолеты?

23.11.2002 00:00:00

Послесловие к инциденту

 Неделю назад средства массовой информации сообщили об аварийной посадке самолета Ан-12 в аэропорту Толмачево. Командир экипажа майор Роман Бутко, обнаружив сильное задымление в кабине самолета, путем поочередного выключения двух двигателей попытался его устранить. Затем воздушное судно совершило посадку. Причина неисправности не установлена до сих пор, проводится расследование.

Наши авиаторы давно привыкли к тому, что на все более и более стареющих самолетах все чаще и чаще происходят отказы. Кроме того, резко снизилось качество заводского ремонта, да и запасных частей становится все меньше... На летном языке любой отказ, приведший к изменению полетного задания, называется инцидентом. И зачастую только от грамотных и быстрых действий летчиков зависит, окончится тот либо иной инцидент счастливым исходом, незначительным повреждением техники либо гибелью людей...

Только тот, кто большую часть своей жизни провел на военном аэродроме, может понимать, какая это прекрасная картина - летное поле, запах разогретого керосина и едва ли не ежеминутно взлетающие и садящиеся боевые самолеты. А эскадрилья, проходящая в строю на высоте 100 метров над взлетно-посадочной полосой? А мишени на полигоне, вдребезги разнесенные снайперскими попаданиями авиабомб? К сожалению, все это осталось в прошлом, сейчас налет летчика фронтовой авиации составляет всего-то в лучшем случае 10-12 часов в год (в «застойные» времена - 120!). Но самое главное, что при отказе в воздухе быстрота реакции пилота, а следовательно, и его жизнь зависят от натренированности и опыта. А если его нет? К счастью, у нас еще остались летчики, которые умеют и отлично летать, и правильно действовать в таких ситуациях, которые иначе как безвыходными не назовешь.

Владимир Горелкин
 16 января 1998 года заместитель командира дивизии полковник Владимир Горелкин (ныне командир дивизии, генерал-майор) вместе с командиром звена майором Александром Гузенко совершали ночной полет на аэродроме Бада СибВо. Успешно выполнили задание, зашли на посадку, но... не вышла левая стойка шасси. Экипаж трижды прошел над аэродромом: было необходимо определить с земли, полностью ли выпущены шасси либо нет. Установить это, однако, не удалось. Летчики семь(!) раз пытались выпустить левую стойку, создавая для этого перегрузки, проще говоря, резко набирая высоту и в последующем резко снижаясь. Но левая стойка шасси так и не вышла... Никогда ранее посадка на фронтовом бомбардировщике Су-24 без основных стоек шасси на грунт не производилась. Однако Владимир Горелкин принял решение посадить самолет на грунт с выпущенной передней стойкой. Посадочная скорость Су-24 - 320 километров в час. Можете себе представить профессиональные качества наших пилотов, сумевших столь удачно посадить машину на такой скорости, что она получила лишь незначительные повреждения? Они смогли спасти дорогостоящую технику, хотя имели право катапультироваться! Но у летчиков к самолетам отношение особое: он для них как живое существо, притом самое дорогое...

Не зря про авиаторов ходят легенды: дескать, суеверный это народ. А как тут не быть суеверным, если ровно за год до этого в той же дивизии, только уже на штурмовике Су-25, у майора Александра Стрижака так же на посадке не вышли две основные(!) стойки шасси... И тогда пилот был вынужден садиться на «брюхо», сделав предварительно восемнадцать(!) попыток выпустить шасси...

Владимир Горелкин и Александр Гузенко за мужество и отвагу были награждены орденами Мужества и стали лауреатами Международного фонда авиационной безопасности, майор Александр Стрижак стал кавалером ордена «За военные заслуги».

Говорят, что хорошо все, что хорошо кончается. И дай, как говорится, летный бог, чтобы так было и дальше. Однако авиатехника, хотя она и железная, а также стальная и алюминиевая, не вечна. Прослужив 24 года в авиации, я знаю, как мечтают сейчас наши летчики о новых самолетах. Но... новинку НАПО имени Чкалова, мечту каждого российского летчика, - бомбардировщик Су-34 - еще не видели ни в одном авиационном полку, а авиазаводы в Иркутске и Комсомольске-на-Амуре гонят Су-30 МКИ и Су-27 в Индию и Китай. И в Чечне летает техника, которая уже находится на грани полного износа. А премьер-министр Михаил Касьянов на днях во Франции подписывает документы о закупке здесь восьми аэробусов А-320 и взятии еще 10-ти в лизинг... Эти б деньги да нашим авиазаводам! А новые отечественные самолеты - нашим летчикам.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: