Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Эх, дороги...

28.11.2002
Честно признаюсь - затевая этот цикл статей, я рассчитывал довольно быстро добраться хотя бы до эпохи полетов в космос. Не вышло - наша действительность 30-x и 40-х годов оказалась не только малоизученной, но и захватывающей. А поскольку всякий кулик свой курган в первую очередь копает, то... словом, речь опять о транспорте и о дорогах, которыми мы, живущие ныне, как это ни странно, избалованы донельзя. Итак, переносимся ровно на шесть десятилетий назад, в год 1942.

К 110-летию Новосибирска

В самое отчаянное время бездорожья сибиряки заменили автомашины... катерами

 Честно признаюсь - затевая этот цикл статей, в котором эта работа имеет почетный тринадцатый номер, я рассчитывал довольно быстро добраться хотя бы до эпохи полетов в космос. Не вышло - наша действительность тридцатых и сороковых годов оказалась не только малоизученной, но и захватывающей. А поскольку всякий кулик свой курган в первую очередь копает, то... словом, речь опять о транспорте и о дорогах, которыми мы, живущие ныне, как это ни странно, избалованы донельзя.

Итак, переносимся ровно на шесть десятилетий назад, в год 1942.

Из обзора областной плановой комиссии о состоянии народного хозяйства Новосибирской области в 1942 году: «В городе Новосибирске насчитывается 22 автобуса. Из них ежесуточно на маршрутах работало пять автобусов. Для сравнения: в городе Томске 11 автобусов, ежесуточно на маршрутах работает один автобус...»

Попробуйте представить картинку, не съежившись при этом от мороза. Город уже не маленький: только на правом берегу пять районов плюс отдаленная Первомайка. Есть трамвай - в центре и в сторону завода имени Чкалова. Троллейбуса нет. Метро нет. И пять автобусов на весь город - по одному на район! - плюс семнадцать автобусов-развалюх в ремонте на замену. При этом за опоздание на работу на две минуты можно несколько лет наблюдать небо в клеточку по законам военного времени.

Представили? Будем еще жаловаться на наш сегодняшний городской транспорт? То-то.

Из того же обзора: «Новосибирская автотранспортная контора - главное грузовое предприятие: 75 грузовых автомобилей. Средний пробег в 1942 году - 18 тонно-километров в день (в декабре - 9 тонно-километров в день). Выполнение годового плана - 27%».

За такие цифры в войну расстреливали, как за саботаж. Но все руководители новосибирских автомобилистов военное время пережили благополучно. Ибо самые суровые органы советского государства понимали, что даже на самых лучших машинах - а все лучшие были отправлены на фронт - по дорогам города и области тех лет больше 18 километров в день с тонной груза в кузове просто не прохромаешь...

Сохранились данные первого года третьей, уже военной, пятилетки - 1938-го. Новосибирские дороги областного подчинения: 57% каменных и грунтово-улучшенных (по сути, не намного отличающихся от грунтовых), 43% - голый грунт. Внутрирайонные дороги - в среднем 91% чисто грунтовых, а, к примеру, в немаленьком Сузунском районе 99% дорог были непроезжими даже в небольшой летний дождик.

Шоссейных дорог с твердым покрытием - две на всю область: Каменский тракт (ныне Ордынское шоссе) и Бердский тракт. Общая протяженность твердого покрытия - 72 километра. И, наконец, самая тоскливая оценка дорожных экспертов тех лет: ни одной полной законченной дороги Новосибирская область еще не имеет. Иначе говоря, даже образцовые для той поры 25 километров от Новосибирска до Бердска тоже содержали непроезжие в дождь грунтовые участки - такое вот шоссе по-новосибирски...

Впрочем, кто был в этом положении дел виноват - тоже сомнений не вызывало.

Из итогов выполнения II пятилетнего плана по Новосибирской области, год 1938: «Слабое развитие новосибирской дорожной сети, скверное ее содержание объясняется вредительской деятельностью врагов народа, сидевших долгое время в дорожных организациях (Главдортранс, Крайдортранс). Враги занимались распылением государственных средств, организовывали строительство и ремонт дорог с учетом скорейшего разрушения построенных объектов, старались вести дорожные работы низкого качества. В результате область подошла к началу III пятилетки без единой целой отстроенной и благоустроенной дороги. Поэтому план III пятилетия должен быть планом ликвидации последствий вредительства в дорожном хозяйстве, планом ликвидации бездорожья».

«Вредителей» отправили строить Колымскую трассу, разгребли последствия их вредительства - а бездорожью от этого не стало ни жарко, ни холодно...

Из материалов III пятилетнего плана развития Новосибирской области (1938-1942): «Так как большая часть лимита на дорожное строительство по РСФСР направлена на постройку дорог в западных районах Союза и Карелии, из дорог с твердым покрытием по области проектировать только Кузбасский тракт (нынешняя дорога на Ленинск-Кузнецкий. - С.К.) протяженностью 50 км...»

Так что дело было не во внутренних врагах народа, а во внешних: уже в 1938 году страна готовилась воевать. Карелия, в ту пору обеспеченная качественными дорогами во много раз лучше Сибири - это финская война. Западные районы Союза - это война германская. При такой стратегии дорожного развития страны строить дороги в мирных сибирских болотах просто сочли нецелесообразным...

Вот и вышло, что дело помощи утопающим в дорожной грязи, как водится в нашем отечестве, оказалось делом рук самих утопающих.

«По-видимому, с тех пор область и стала заметно «прихрамывать» на западные районы. Дороги - прежде всего развитие, так что очевидно, что развитию восточных районов (а это прежде всего лес и полезные ископаемые, от угля до золота) был отдан безоговорочный приоритет. Только сегодня новосибирские дорожники пытаются до какой-то степени восстановить утраченное в те годы равновесие: уже сдали или достраивают главные трассы нашего запада Татарск-Чистоозерное-Карасук и тот самый основной объект III пятилетки - дорогу Чаны-Венгерово-Кыштовка...

Но даже более чем скромным дорожным планам III пятилетки не удалось осуществиться: война грянула по-настоящему и со страшной силой. Правда, даже в самое тяжелое время сибиряки отчаянно пытались выползти из проклятого бездорожья, но возможностей, увы, не было - все отдавалось фронту...

Из того же обзора Облплана: «По плану 1942 года по области предполагалось построить 95 км дорог. Реально построено 0,6 км шоссе, 1.2 км мостовых, 5 км гравийных и 28 километров грунтовых улучшенных дорог. Капитально отремонтировано 39,6 км дорог из 207 км по плану. Куйбышевский, Купинский и Маслянинский районы за год не отремонтировали ни одного метра дорог и ни одного искусственного сооружения...»

Заметим в скобках - речь идет о далеко не самых последних по экономическому развитию районах. Вот и ползали наши машины по жутким ухабам, преодолевая по 18 километров в день и ремонтируясь месяцами: профессия водителя тогда заслуженно считалась героической. Так же, впрочем, как и профессия пассажира: к примеру, 130 километров от райцентра Северное до ближайшей станции Барабинск, по рассказам старожилов, в те годы можно было проехать и за неделю, и за две - как повезет с погодой. Но быстрее трех-четырех дней это практически ни у кого не получалось...

В общем, битвы под Москвой, Сталинградом и Курском сибиряки выиграли. Берлин взяли. А вот битву со своими дорогами проиграли в пух и прах. И тому же Облплану в первом послевоенном 1946 году пришлось лишь сокрушенно констатировать:

«Дороги Новосибирской области в условиях многолетнего отсутствия внимания к ним разрушены. Полностью отсутствуют условия их нормальной эксплуатации. Необходим капитальный ремонт всей дорожной сети - но его не производят... В области и большинстве районов нет желания систематически заниматься улучшением дорожного хозяйства...»

В этой последней фразе и зарыта немалых размеров собака - дог, как минимум. Ибо, как это сегодня ни странно звучит, в те годы у нас в области не было не только благоустроенных дорог, но и профессиональных дорожников тоже.

Из довоенных и без того маломощных дорожных участков почти всех мужиков, способных хотя бы править катком или грейдером, подчистую выгребла война. Немногочисленная дорожная техника тридцатых, а то и двадцатых годов состарилась еще на пять военных лет. Вот и вышло, что вместо добровольного труда профессионалов на машинах и механизмах на дороги принудительно сгоняли из окрестных сел любителей с кирками и лопатами: что они могли построить?

Был и другой момент: как известно, дорожник зимой и весной занят заготовкой материалов, чтобы было чем работать летом. А у насильно выгоняемого на дорожное строительство сельчанина помимо собственного огорода (кушать-то хочется!) весной то пахота, то посевная: за них райкомы и те же органы голову со шкурой снимут, а за дороги разве что пожурят матерком, и все. Вот и получалось, что даже в самые благодатные летние дни строить и ремонтировать вконец прохудившиеся областные грунтовки было не только некому, но и попросту не из чего. А раз так, то чего зря отвлекать людей от поля и огорода? Так и выходило, к примеру, что в полностью бездорожном 1946 году почти половина районов выполнила план по трудовому участию населения в дорожном строительстве меньше, чем наполовину - дескать, какой смысл надрываться?

В итоге завал проблем на наших многострадальных грунтовых трассах накапливался месяц за месяцем. Да и задачи ставились, что называется, по минимуму - в такой ситуации не до дорожного жиру...

Но, как говорят на ныне нэзалэжной Украине, не тот казак, что победил, а тот, что выкрутился. Именно в то отчаянное бездорожное время сибиряки создали-таки пусть сезонную, но исправно функционировавшую много лет дорожную сеть - речную.

Скажи кому-нибудь сегодня, что в нашей области была крупная судостроительная верфь - засмеют ведь или просто крутанут пальцем у виска в международном жесте. А добавь еще, что базировалась она в ныне городке, а тогда скромном рабочем поселке Тогучин, - могут и сдать врачам соответствующего профиля. А если уточнить, что, кроме нее, существовало еще около десятка верфей поменьше? К примеру, такие жизненно важные тогда для области судостроительные центры, как промколхоз имени 9 Января в Колыванском районе или Северный райпромкомбинат в одноименном райцентре?

Но так оно и было. Еще в войну в Тогучине десятками и сотнями спешно строились речные катера: под рукой прекрасный сосновый лес и судоходная на 150 километрах из своих 210 река Иня. По остальным точкам - грузовые паузки: насколько я себе представляю, это что-то типа прицепов для этих самых катеров. И сразу после войны вся эта мелкая, но дешевая и, главное, надежная флотилия ринулась на малые реки области, вдоль которых традиционно и селились сибиряки.

Год 1945 - для грузового судоходства освоены Иня, Чаус и Бакса. Это сегодня на них в лучшем случае отдыхают сонные рыбаки, а тогда по ним было движение, как сейчас на Красном проспекте в час пик. 1946-й - в список водных дорог добавлены Тара, Тартас и Шегарка. 1947-й - плюс еще Омь и Чулым. 1949-й - суденышки пошли по реке Карасук, главной реке юга области.

Специальная транспортная схема была разработана для богатейшего рыбой, но мелкого озера Чаны. Чановская флотилия насчитывала десятки специально построенных мелкосидящих катеров и паузков. Все они везли улов и продукцию прибрежных сельчан в тогдашний главный порт Чанов - село Юдино на западном побережье. А дальше всего десять километров хотя и грунтовой, но специально отреставрированной юдинцами дороги - и все питательное добро в огромных количествах попадало на станцию Чистоозерное, откуда поездами развозилось по всей области. Мы это уже забыли - коротка людская память! - но многим новосибирцам неприметная сегодня маленькая дорога Юдино-Чистоозерное просто спасла жизнь, позволив пережить голодные послевоенные зимы.

Мало кто также знает еще один драматический эпизод: на пути речников тогда встали... дороги. Точнее, мосты на них, под многие из которых тогучинские катера просто не проходили, особенно в паводок. И тогда обком партии отдал требовавший немалой по тем временам смелости приказ - мосты ломать, снабжение важнее!

Представляете, что такое для сельчанина своими руками уничтожить единственный на много километров мост, добровольно отрезав себя от «большой земли»? Но выхода не было - ломали, как и строили, всем миром, часто со слезами на глазах. На месте бывших мостов летом организовывались паромные переправы, а зимой просто переходили и переезжали реку по льду. Так, в частности, был снесен простоявший всего несколько лет капитальный деревянный красавец-мост через Тару на трассе Чаны-Венгерово-Кыштовка, да и не он один. Все это пришлось с немалыми усилиями восстанавливать многие годы спустя, но...

Ящерица в минуту опасности теряет свой хвост, но остается жива. Потерянные мосты позволили дорожникам на фоне активной помощи «малых» речников набрать рабочих сил и механизмов и выработать стратегию развития на будущие годы. И уже буквально через пару лет в области начинается разгон дорожного строительства.

Год 1947: строительство дорог - 30 километров, капитальный ремонт - 80 километров. Год 1950: строительство - 140 километров, ремонт - 115. И так далее - теми же темпами. Но это уже следующая история...


Резонанс
Новости
Без строительного контроля шел ремонт дороги в Искитиме, что привело к грубейшим нарушениям строительных норм. Работы пришлось прекратить, а дорогу предстоит демонтировать и переделать. Об этом доложил врио министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский на оперативном совещании в правительстве 17 сентября.
Кредитные договоры оформляла сотрудница банка на ничего не подозревающих клиентов в Новосибирске. Таким образом женщина обналичила 3,8 миллиона рублей. Но на этом она не остановилась, завладев деньгами клиентов на их расчетных счетах, сообщает прокуратура Новосибирской области.
Необычную грузоперевозку наблюдали вчера жители Новосибирска. С завода «Элсиб», расположенного в Кировском районе, на ТЭЦ-4 в Калининский район доставили усовершенствованную деталь турбогенератора – статор весом больше 100 тонн.

18.09.2018
Потепление в конце недели может отодвинуть начало отопительного сезона 2018 в Новосибирске. Согласно нормативам, отопление включат, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха будет ниже + 8 градусов. Пока температура за окном то опускается в ночные часы до 0, то поднимается до 18 градусов.

В Новосибирске рассказали о сроках осенней охоты 2018 на копытных и мерах для браконьеров, а также о выдаче разрешений на добычу лосей и косуль. Счастливчиков в октябре определит случай. Повезет лишь примерно каждому десятому.
В Новосибирске заместитель прокурора Дзержинского района Александр Губер утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении  теперь уже бывшего начальника отделения по розыску ГИБДД.  Офицер обвиняется в получении взятки.