Новосибирск 9.3 °C

Повезло школе с шефами

06.12.2002 00:00:00

К 75-летию железнодорожной школы N 8

«Принимайте работу!» Руководитель ООО «Стевалтехнострой» С.А. Цыбин вручает директору В.И. Горбачеву ключи от капитально отремонтированной школы.

 Глядя на два добротных учебных корпуса, качественно отремонтированные классы и холлы, ухоженную школьную территорию, невольно задаешь вопрос: «Как удается директору решать самую трудную задачу в нынешние времена - по содержанию школы?» На что директор Владимир Иванович Горбачев отвечает: «Наша школа - ведомственная, о лучшем учредителе и мечтать нельзя. Думаю, во всей стране нет предприятий с такой чёткой организацией и порядком, как на железной дороге. Тем не менее сложностей у школы хватает. Они были всегда. Времена, как говорится, не выбирают. Война, послевоенная разруха, перестройка... Мои предшественники решали не менее серьезные, а, скорее всего, даже более сложные проблемы».

Никита Данилович Кот был назначен директором 10 июня 1942 года, когда речь шла не только об организации учебного процесса в условиях войны, а о том, чтобы выстоять в голоде и нужде. В школьных архивах сохранились приказы, которыми вводились занятия по агротехнике для учеников 7-10 классов, так как при школе был разбит огород, построен свинарник на 15 голов. Ребята собирали грибы и ягоды для школьной столовой. В совхозе заготавливали сено, дрова. Опоздание или неявка на сельхозработы расценивалось как дезертирство со всеми вытекающими последствиями. Вот, например, приказ N 132 от 9 июля 1942 года: «За дезертирство из совхоза из школы исключен ученик 6 «А» класса. Дело передано в райсовет». А еще в школе был организован пошив одежды и обуви для наиболее нуждающихся учеников. На все распространялся режим строжайшей экономии. Устанавливался даже порядок использования тетрадей.

Древнее китайское изречение гласит: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Нам все-таки пришлось. В это время - с 1987 по 1996 год - школой руководил Юрий Иванович Ясюлюнас. Сколько мудрости, терпения, человеколюбия и оптимизма потребовалось ему, чтобы в момент крушения прежних ценностей, когда, казалось, мир перевернулся, уважаемая и почетная профессия учителя оказалась у государства в положении нелюбимой падчерицы, а заработать деньги можно было только торгуя, сохранить коллектив, убедить людей в том, что надо работать, даже тогда, когда не платят зарплату.

Предшественницей нынешнего директора была Флорида Евгеньевна Хропова, занимавшая директорский пост с 1996 по 1999 год. Она сама училась в этой школе. Затем стала учителем. Много лет возглавляла партийную организацию. Директором она была дважды. Причем в самые переломные моменты.

Работа Горбачева в должности директора началась с капитального ремонта школы. Учеников начальной школы перевели в соседнюю, 84-ю. «Я рад, что встретил понимание со стороны учителей, учеников и родителей, - говорит Владимир Иванович, - они с терпением отнеслись к этим временным трудностям». Расходы на ремонт оплатила железная дорога. Проекты и сметы реконструкции зданий разрабатывали специалисты «Запсибжелдорпроекта». Курировал ход ремонта заместитель начальника дороги Е. Н. Кулинич. «Никто не верил, что такой гигантский объем работ можно провести в столь короткие сроки, - вспоминает Владимир Иванович. - Слова огромной благодарности хочется сказать всем: службе лесозащитных насаждений во главе с начальником В.А. Горским, начальнику участка этой службы Ю.П. Гончаренко, всему коллективу Новосибирской дистанции электроснабжения, заместителю начальника О.А. Таирову и мастеру А.В. Жуку, дистанции сигнализации и связи, мастеру А.В. Кунину. Нельзя не отметить строителей - руководителя ООО «Стевалтехнострой» С.А. Цыбина. И, конечно, коллективу за его самоотверженный труд по подготовке школы к началу учебного года. Начальник отдела учебных заведений А. М. Теслевич активно помогал в строительстве, а затем в покупке компьютеров, школьной мебели и оборудования».

Сотрудничество с железной дорогой на этом не заканчивается. Рассказывает бывший заместитель начальника отдела учебных заведений Западно-Сибирской железной дороги П. И. Фридман: «Связи с дорогой установились у школы с первых лет существования. Уже в 1928 году она приобрела «железнодорожный уклон» - так тогда называлось производственное обучение. Школьники получали специальности телефонистов, дежурных по станции, билетных и багажных кассиров. Позднее занятия по производственному обучению проходили в цехах Новосибирского пассажирского вагонного депо. Депо (ЛВЧД-7) - давний шеф школы. В 2001 году коллектив предприятия получил за шефскую работу почётную грамоту мэрии. Это особенно отрадно при том, что осталось немного учебных заведений, у которых вообще есть шефы».

Оборудование для школьного музея, мебель, наглядные пособия, учебники для ребят из малообеспеченных семей - все приобретено на средства дороги. «Я хотел бы сказать огромное спасибо бывшему начальнику ЛВЧД-7 В. К. Копылу, нынешнему руководителю предприятия В.В. Ефимову и его заместителю И.Л. Стоценко», - говорит Горбачев.

На протяжении двенадцати лет школа поддерживает тесные связи с Сибирским государственным университетом путей сообщения. Здесь в профильных классах ребята углублённо изучают математику, физику, а также факультативно геодезию, геологию, инженерную графику, введение в специальность. Курирует профильное обучение проректор СГУПСа Валерий Фёдорович Глушков.

Подготовке кадров железная дорога всегда уделяла большое внимание. Три года назад в школе был открыт пришкольный интернат для старшеклассников, детей железнодорожников, проживающих на малых линейных станциях. Почти все первые выпускники интерната (19 из 21) поступили в Сибирский и Омский университеты путей сообщения.

Говорит В.И. Горбачев: «Школа - это не только добротные стены, удобная и красивая мебель, современные средства обучения, - убежден директор, - главные здесь - учителя и ученики. Среди учителей, работающих в нашей школе, есть отличники народного образования и заслуженные учителя РСФСР, педагоги, награжденные другими государственными и ведомственными знаками трудового отличия». Самым сильным звеном Владимир Иванович считает учителей начальной школы: Н. Л. Бардину, Г. М. Левченко, Г.Н. Щетинину, Н.А. Галееву, работающих по программам развивающего обучения. Регалии и звания - само собой. Но лучшая награда для учителя - любовь и благодарность учеников. Приходя на вечера встреч, выпускники находят самые теплые слова для учителей физики Э.Н. Васильевой и математики Л.А. Зыряновой. Тамару Анатольевну и Станислава Васильевича Гороховых любят почти как маму и папу. Они и предметы ведут, если можно так выразиться, семейные: Тамара Анатольевна - домоводство и кружок «Хозяюшка», Станислав Васильевич - уроки труда у мальчиков. В свободное от учёбы время ребята под его руководством мастерят разные полезные вещи.

О качестве образования свидетельствуют результаты. За всю историю школа выпустила 65 золотых медалистов, 44 выпускника по окончании учебы получили «серебро». Восемьдесят процентов выпускников школы становятся студентами вузов. Многие из них связали свою жизнь с железной дорогой.

Сейчас времена тоже не самые легкие - школу ожидает смена учредителя. «Несмотря на сложности, в преддверии юбилея я хочу пожелать и школе, и всем, кто когда-либо учился, работал в ней, помогал ей, процветания и благополучия. И приглашаю всех на торжественные мероприятия, посвященные юбилею, которые состоятся 7 декабря в двенадцать часов в Доме культуры имени Октябрьской революции, - говорит Владимир Иванович Горбачев.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: