Новосибирск 3.2 °C

Владимир Шлеев: «Наше дело - исполнять главный закон страны»

10.12.2002 00:00:00

Что произойдет, когда под государственный контроль
перейдут территориальные и муниципальные бюджеты?

Владимир Шлеев

 Владимир Федорович Шлеев - человек с самым большим в нашей области кошельком. Правда, не собственным, а государственным. Он - руководитель Новосибирского управления федерального казначейства Министерства финансов России, отметившего 8 декабря свое десятилетие.

- Для большинства из нас открытие, что Казначейство так молодо. Кажется, даже от его названия веет историей.

- Так и есть. В царской России был департамент Казначейства в составе Министерства финансов. После революции большевики все поломали. Кассовое исполнение бюджета было возложено на Госбанк. Вроде все равно он деньгами занимается. Но это совершенно не его функция. Дело Госбанка - денежное обращение. А задача Казначейства - обеспечить выполнение самого важного закона страны - закона о бюджете. Вспомнили об этом, когда ситуация в стране была критическая. Закон о бюджете страны принимали, когда год уже заканчивался. В системе налогов господствовали взаимозачеты. Ни для кого не секрет, что были люди, которые за проведение зачета в Москве и у нас брали 10-15 процентов от зачетной суммы. Много денег уходило мимо государственного кармана, потому коммерческие банки и крутились тогда около бюджета. Не было средств на выплату зарплат бюджетникам, пенсионеры ждали пенсий по нескольку месяцев. Еще два года назад мне приходилось каждый день подавать представителю президента в Новосибирской области сведения о задолженности по заработной плате. Цифры были миллиардные.

Сейчас картина резко изменилась. В Госдуме уже вот-вот будет четвертое чтение закона «О государственном бюджете» на следующий год. То есть уже в первом квартале мы будем иметь основные цифры доходов и расходов, финансирования программ. Когда такое было! Правительство перестало баловаться краткосрочными обязательствами, и местная власть уходит от зачетов и векселей. Сегодня мы работаем только с «чистыми» деньгами, в зачет ничего не принимается. Навели порядок и в расходной части. Во всех организациях, финансируемых из федерального бюджета, зарплата теперь выплачивается вовремя. Электричество и отопление ни у кого не отключают. А в основе всего четкость и правильность исполнения бюджета. Сводные отчеты по доходам и расходам мы отправляем в Минфин. По ним готовится годовой отчет об исполнении государственного бюджета. Последние два года, впервые за долгий период, наше правительство наконец имеет полный отчет об исполнении бюджета и может что-то планировать.

- Сколько денег проходит через «кошелек» областного казначейства?

- Бюджетная копилка пополняется за счет процентных отчислений от регулируемых источников дохода физических и юридических лиц и за счет местных доходов, которые отчисляет каждый город и район. Через казначейство проходят и доходы внебюджетных фондов - Пенсионного, фонда обязательного медицинского страхования, социального страхования и Дорожного фонда. В этом году ожидаемая цифра дохода должна составить 40 млрд рублей. 20 млрд рублей уйдут в федеральный бюджет. областному бюджету из этих денег полагается 7 млрд, 4,2 млрд - Новосибирску, внебюджетным фондам - 6,5 млрд рублей. Эти цифры определяются законом «О федеральном бюджете» на текущий год и законом «О бюджете области».

- Что-то с арифметикой не сходится. Лишние денежки получаются...

- Потому что бюджетная арифметика государства гораздо сложнее. «Лишних» денег не остается, наоборот, они еще к нам в область идут. Общая сумма финансирования федеральных учреждений - 22 млрд рублей. Они расходуются на содержание трех академий наук, армейских подразделений округа внутренних войск и Сибирского военного округа, высших учебных заведений, других организаций. Через нас идут деньги на финансирование строительства метро, объездной дороги Новосибирск-Кемерово, реконструкцию оперного театра. На реализацию социальных программ деньги тоже поступают через казначейство.

- Вот здесь денег, действительно, не хватает.

- Сейчас положение лучше, чем в прошлые годы, но все равно проблемы время от времени возникают. Государство, например, установило много льгот - репрессированным, «чернобыльцам», «афганцам», пострадавшим от испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, другим категориям, а денег на их реализацию недостаточно. Был период, когда к нам потоком шли исполнительные документы. Куда обращаются люди, не получая положенных денег? В суд. С иском к казначейству. Если я дело не «отыграл», значит, должен буду заплатить. А где взять деньги, если средства на это не заложены в бюджет?

- И как чувствует себя в такой ситуации главный казначей области? С одной стороны, вы должны беречь государственную копейку, а с другой понимаете - обязаны заплатить?

- Неловкость - это мягко сказано. Человек потерял здоровье, сколько «чернобыльцев» мы уже похоронили! Положены им деньги на лекарство, лечение, проезд - обсчитайте до копейки и отдайте. Я в таких случаях даже испытываю удовлетворение, проигрывая судебное дело. И крайнее недовольство в отношении наших думцев. Как можно так вольно обращаться с бюджетом! Он же не резиновый, чтобы его раздувать беспредельно. Надо и нашим властям проявлять больше активности в реализации социальных программ. Денег на это, как правило, не хватает. Кто вперед запросит, тот и получит. А в Москве дадут, когда мы покажем, что деньги на это уже израсходованы, и их надо возместить. Если хотим людям помочь, значит, надо брать ссуду, а не отговариваться, что денег нет.

- Областной бюджет тоже контролируется Управлением казначейства?

- В прошлом году мы заключили соглашение с губернатором о постепенном переводе главных распорядителей средств областного бюджета на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства области. Полностью переведены Главное управление внутренних дел, Управление государственной противопожарной службы, комитет по начальному профессиональному образованию. Частично обслуживаются 34 распорядителя средств. Но это пока. В 2003-2004 годах планируется передать под государственный контроль территориальные и муниципальные бюджеты. Мы к этому уже готовимся. Через казначейство будут исполняться все 460 бюджетов муниципальных образований.

- В районных администрациях, думаю, этому не очень рады.

- Когда учреждения культуры и здравоохранения обязали открывать счета на внебюджетную деятельность, тоже писк шел - теперь, мол, мы точно пропадем. Не пропали. Утверждайте смету - мы вам по смете все отдадим. Меньше возможностей стало залезть в общий карман или израсходовать деньги не по назначению. Так и с местными бюджетами. Президент сказал однозначно: первое, что должно быть поставлено под контроль, - заработная плата. Мы все будем делать для этого. Чтобы учителя вовремя получали свои деньги, чтобы хирург за операционный стол не голодным становился. Есть, конечно, ситуации, которые ни сметой, ни бюджетом не предусмотришь. Например, тот же пожар на Степной. Сейчас при таких ЧП мэр сам изыскивает средства. Перейдет городской бюджет к нам на кассовое исполнение - будем изыскивать их вместе с Городецким. Может быть, когда-то и придется идти на нарушение. Жизнь богаче любой схемы. Я здесь живу, хожу по этой земле. Значит, уважая и исполняя закон, должен помогать местной власти.

- Казначейства еще и побаиваются. Особенно проверок целевого расходования средств. Сейчас нарушений меньше?

- Существенно. Меньше стало и нарушителей бюджетного законодательства. Еще и благодаря системе проверки платежных документов. Если предусмотрены, к примеру, войсковой части лимиты на денежное довольствие солдатам, то в казначействе платежку на сапоги или джип уже не возьмут. Второй этап контроля - проверки на местах. Их мы сейчас проводим совместно с областным Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов. Эту работу взял на себя и прокурор области. В случае нецелевого расходования средств может быть возбуждено и уголовное дело. Так что нарушители не зря боятся.

- А как насчет контроля в самом казначействе? В царские времена, когда казначейства на местах назывались казенными палатами, там, писали раньше, процветало казнокрадство и взяточничество...

- Финансы - это очень ответственно. Может быть сговор с получателем бюджетных средств. Поэтому кадровая работа должна быть на высоте. К нам просто так, с улицы, не возьмут, и если человек допустит нарушение, у нас он больше работать не будет. Да и сам руководитель управления в этом случае бы не задержался.

- В сентябре указом президента вы награждены орденом Почета. Сколько по России казначеев с такой наградой?

- Думаю, и десятка не наберется. Для меня и для коллектива управления это очень высокая оценка. Значит, мы все делаем правильно. Финансирование и ревизионная работа в областном управлении, по оценке Главного управления федерального казначейства Министерства финансов, стоят на образцовом уровне. Иначе и не должно быть. Наше дело - исполнять главный закон страны - закон о бюджете. На то мы и государевы люди.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: