Новосибирск 1 °C

«Почему сиденья нет?» -«А так и было!»

24.12.2002 00:00:00

Как и кто нас возит на городских маршрутах

На то, говорят, и щука, дабы караси не дремали. Честно говоря, давненько мы не выступали в щучьей чешуе - иначе говоря, не проводили транспортных рейдов от имени наших читателей. И вот не так давно было решено тряхнуть стариной, причем в солидной компании: Российская транспортная инспекция, ГИБДД, налоговая служба, служба сертификации пассажирского транспорта и ваш покорный слуга в качестве акулы пера. Цель - наши скромные труженики маршрутов: кто они и как нас возят.

 Раннее утро рядового дня вторника. Вокзал Новосибирск-Главный. Обычная белая «газель», госномер р239ак54, уже почти загрузилась пассажирами и готова взять курс по длиннейшему 15-му маршруту на Академгородок. Только вот что-то настораживает: «пятнашка» для меня почти родная, вроде все ее машины знаю, а этой не видал. Да и внешний вид «газельки» странноват: табличка нарисована от руки чернилами, задний правый фонарь разбит, ручка отломана... Плюс к тому и водитель на рабочем месте отсутствует.

Опрашиваем двух стоящих рядом парней - шофера никто не видел. Делать нечего - блокируем машину и начинаем пересаживать пассажиров в следующую. Тут у одного из этой пары сдают нервы - он-то, оказывается, и есть тот самый водитель...

Документов на машину нет. Лицензионной карточки нет. Даже прав у господина за рулем нет, только временное разрешение. Техническое состояние - тоска болотная. Не хочется каркать, но попади пассажиры в аварию на этом тарантасе - и никто бы им не помог: дескать, сами виноваты, что в такого «Летучего голландца» сели.

Уже потом, по картотеке, окажется, что владелец пиратской «газели» - некая предпринимательница из города Бердска. Впору полюбопытствовать у нашего департамента транспорта мэрии, зачем иногородний транспорт такого качества пускают на наши линии? В Бердске, между прочим, и свои маршруты есть - пусть бы он там и ползал...

Ладно, первый трофей есть. А вот и второй «свежачок» - «газель» к624кк54 с наивыгоднейшего 1105-го маршрута «Вокзал - Барахолка». Внутри на табличке красуется фамилия предпринимателя - господина Москвина, а в путевом листе - уже другого предпринимателя, господина Шинкаренко...

Начальник отдела Российской транспортной инспекции Владимир Барымский:

«Схема известная: человек «покупает» маршрут, а затем как бы перепродает свою покупку. Договор с мэрией на эту машину оформлен на Москвина, а работает Шинкаренко - нарушение. Путевой лист без номера, документов не хватает - тоже нарушение. Что ж, пишем акт, будем разбираться».

Впрочем, пассажиры в документы обычно не вникают. Им бы за свои деньги уехать с минимальным комфортом - всего и делов. Неторопливо обхожу подъезжающие автобусы, осматривая их с этой точки зрения.

1149-й маршрут до Волочаевского жилмассива, пазики ООО «БелМарс» - чисто, уютно, тепло. Даже табличку «Вас приветствует экипаж Волочаевских авиалиний» воспринимаешь от души. 1204-й маршрут, пазики ЗАО «Лумиан» - то же самое. Можно ведь работать на линии красиво, было бы желание...

Но, увы, и контраста хватает. Садимся еще в один автобус - р342та54, 1034-й маршрут. Там, где места для инвалидов с детьми, - сиденье выдрано с корнем. Путевого листа у водителя нет. На этом фоне неукомплектованная аптечка - так, уже мелочь.

Интересуюсь у водителя, молодого парня: «Где сиденье?» Ответ прост до наглости: «А так и было!»

Принадлежит сей драндулет, как выяснилось, предпринимателю господину Сарычеву Виталию Валерьевичу. На транспортном рынке он не новичок - лицензия датирована 2000 годом. Но как понять человека, который за два года не может навести порядок в собственном автобусе?

Впрочем, на вокзале свет клином не сошелся, перебираемся в другую точку. Жилмассив Родники в Калининском районе - типичный «спальный район» и, соответственно, центр притяжения многих транспортных маршрутов.

Первая же машина - новенький пазик р343ао54 1239-го маршрута - меня, что называется, «купила». Первейшая задача у журналиста на рейде что-нибудь да откопать. Но сколько я по своей скорпионьей вредности ни придирался к этому автобусу, ни одна придирка не прошла, даже по мелочам: в такой технике действительно можно ехать с удовольствием. Так что немалый комплимент ее владельцу Владимиру Бабийчуку.

Попутно решаю вопрос о посетившем наш город таинственном графе Монте-Кристо. Недавно на 613-м маршруте появилось несколько комфортабельных автобусов «мерседес», выделяющихся из транспортной толпы тюменскими номерами. Самая потрясающая деталь в них для меня лично: над табличкой «При аварии разбить стекло молотком» в каждом автобусе действительно висит молоток! Да и в остальном машины хороши, но внутри салона - никаких координат владельца, даже похвалить некого. По путевому листу оказалось - ООО «Альтернатива» с улицы Богаткова. Стоит ли так скромничать, уважаемые господа?

Но и обратных примеров «накопалось» вполне достаточно. И самый, пожалуй, яркий - курсирующий через центр и весь город 1208-й маршрут. Такие автобусы поискать еще надо...

Сразу оговорюсь: я не против автобусного антиквариата как такового: можно аккуратнейшим образом содержать старенький пазик, а можно сделать гибрид хлева и товарного вагона из нового. Но на то, что предлагает своим пассажирам ведающее 1208-м ООО «Регион-Автоцентр» (в разных своих автобусах оно даже пишется по-разному: есть с черточкой посередине, есть и без нее), без тоски смотреть, ей-богу, невозможно. И главный вопрос - самовольная переделка салонов.

Начинаем с древнего пазика-672Н с госномером а706от54. Сама машина скоро отметит свое двадцатилетие - в таком возрасте железу пора бы и на вечный покой, хотя бы по отношению к пассажирским перевозкам. Салон: переднее сиденье развернуто, второе снято полностью. Как говорит водитель, эту схему ему официально утвердила ГИБДД на последнем техосмотре. Либеральные, однако, у нас товарищи в погонах - в других городах машина с таким салоном гарантированно не пройдет техосмотр и не попадет на линию...

Еще агрегат того же «Регион-Автоцентра» - новый пазик в935мн54 с того же 1208-го маршрута. Технике от силы год, но салон изуродован по той же схеме. Аварийная вторая дверь, предусмотренная конструкцией автобуса, блокирована наглухо - случись что на линии, беды не оберешься. И так далее - почти по любой машине «Регион-Автоцентра», и не только его...

Зачем все это делается, ни для кого не секрет: стоячих пассажиров в автобус входит больше, чем сидячих. Иначе говоря, безопасность движения и комфорт поездки размениваются на дополнительные рубли выручки. В России это уже приводило к трагедиям с жертвами, и не раз, но мы пока еще ждем: как говорится, до первого трупа...

Преграда здесь одна - ГИБДД. Остановил инспектор автобус, пересчитал пассажиров (предельная норма завода-изготовителя для пазика, если не ошибаюсь, 36, а у нас и до 70 человек втискивается, особенно летом) - и влупил штраф водителю с перевозчиком, чтобы мало не показалось. Приехал на конечную остановку, увидел переделанный народным умельцем салон - и влупил еще один, не меньший, а то и вовсе изъял техталон. Только так, наверное, и надо воспитывать, пока гром настоящей беды не грянул.

Но, увы, нашим доблестным инспекторам до этого как не было дела раньше, так нет его и по сей день. Так что все продолжается своим чередом, в полном соответствии с законами человеческой биологии - чем скромнее и застенчивее «щуки», тем нахальнее расплодившиеся «караси»...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: