Новосибирск 4 °C

Синдром сцены, или Жизнь актера крупным планом

25.12.2002 00:00:00

О спектакле театра «Глобус» - «Фредерик, или Бульвар преступлений»
по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта

Сцена из спектакля

 О театр! Завораживающее место, гимн которому поют актеры, режиссеры и все, кто волею судеб «приговорен» к этому ослепительному и жестокому карнавалу. Поле боя человеческих амбиций, закулисных интриг и альковных тайн...

Режиссер Александр Галибин вновь обратился к своей излюбленной театральной теме, которую начал «Игроками» Гоголя и продолжил «Женитьбой Фигаро». В «Игроках» его более всего занимала заложенная в самой гоголевской пьесе театральная ситуация - когда банда шулеров одурачивала бедного Ихарева, мы, по сути дела, присутствовали при таинстве рождения театра - сотворении иллюзии, великого обмана, виртуозного и замысловатого, который, собственно, и есть театр и на который с благодарностью «покупается» зритель уже не одну сотню лет.

***

В «Бульваре преступлений» исследуются само «вещество» актерской профессии и необратимые последствия «синдрома сцены». Лицедей обречен быть «человеком без свойств», «никем», подосновой для любого грима, послушным материалом создания любого образа, который предстоит сыграть на сцене. «Я никто. Во мне нет основы. Я даже не существую, я не отражаюсь в зеркалах», - восклицает Фредерик. Обреченный жить сотнями чужих жизней, он теряет высокое искусство прожить свою собственную. Личная жизнь - лишь повод для удачной актерской находки: «Я постоянно за собой наблюдаю, на похоронах матери удачный крик боли я пытался запомнить, чтобы воплотить на сцене. Когда я вижу плачущую красотку, я думаю, она репетирует сцену плача». Заигравшийся лицедей перестает чувствовать, где заканчивается его Я и начинаются Я его персонажей. Душа актера - Бульвар красных фонарей, где на всеобщее обозрение выставлено самое сокровенное, личное и святое.

Играя бесконечные романы со сценическими героинями, он перестает верить в свою собственную способность любить и составить счастье одной-единственной женщины. Лицедей не может быть постоянным - это чуждо его природе. Жизнь обычного человека - «что-то твердое, спокойное и здравое», жизнь актера - перевоплощение и непостоянство. Его удел - жизнь с себе подобной, актрисой, такой же переменчивой и непостоянной, отдающейся на сцене разной публике, а в жизни - разным мужчинам...

И все же умирающий от рака горла актер идет умирать на сцену. Умереть на сцене - мечта любого лицедея. Сцена - это его ВСЕ: его падение и восхождение, голгофа и миг чистейшего, беспримесного восторга и счастья... Самый жалкий и преступивший законы человеческого естества паяц позволяет себе на равных говорить с самим Господом Богом, коллегой по театральному цеху: «Боженька - скверный драматург, чего недостает его творчеству - так это простодушия, справедливости и доброты. Мы оба творим иллюзию, но я думаю о публике».

Такова рассказанная история, в основу которой положена реальная история жизни известного французского актера Фредерика Леметра. Писалась пьеса специально для Жана-Поля Бельмондо, который с успехом сыграл ее на сцене Театра Мариньи в Париже.

***

В спектакле «Глобуса» Леметра играет заслуженный артист России Павел Харин и играет, надо сказать, великолепно, с трагичностью и величием, «жалкостью» и силой.

Мадмуазель Жорж, стареющая театральная прима, в исполнении Ольги Стебуновой тоже хороша. Она еще блистает и зритель еще у ее ног. Но это тоже великое искусство - уйти со сцены вовремя. Театр беспощаден, пьесы пишутся для молодых...

А молодость нагла, напориста и не останавливается ни перед чем. Красотке Ирины Камыниной, даме темпераментной и решительной, может, чуть не хватает той порочности, что на грани святости, которая была у Графини де Сан-Фон в исполнении Елены Ивакиной («Маркиза де Сад») - не хватает той тайны великой Блудницы, перед которой хотелось бы преклонить колени...

***

Показ театра с изнанки и жизни актера крупным планом предопределили особую форму спектакля. Зритель смотрит его со сцены, постоянно перемещаясь по ней по кругу. Этот спектакль начинается тогда, когда обычный заканчивается - после того, как падает занавес.

«Бульваром преступлений» холодноватый и сдержанный в жизни Галибин произнес свой самый страстный и неистовый театральный монолог со сцены, которую познал с самых разных сторон - актерской и режиссерской, заглянув во все сокровенные тайны и бездны актерской души...

***

Над спектаклем работала именитая творческая команда - все представители санкт-петербургской театральной школы: сценограф - лауреат Государственной премии России Александр Орлов, художник по костюмам - Ирина Чередникова, художник по свету - лауреат национальной премии Латвии Глеб Фильштинский, хореограф Сергей Грицай, музыкальный руководитель - заслуженный деятель искусств России Иван Благодер.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: