Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Эта икона красивая, а эта не очень»

09.01.2003
При изображении Божией Матери древние иконописцы старались, чтобы ее черты как можно меньше походили на черты земной женщины, дабы избежать чувственного ее почитания. Главный принцип древних иконописцев: икона не должна у человека вызывать никаких чувств, кроме желания помолиться. К сожалению, в настоящее время правило это почти повсеместно нарушается.

Почему запретили освящать церковь,
расписанную Николаем Рерихом

 Вчера, на следующий день после Рождества Христова, Русская православная церковь отмечала праздник, посвященный Его Матери, - Собор Пресвятой Богородицы. В православии и католичестве Божию Матерь почитают согласно ее словам, запечатленным в Евангелии: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лук. 1, 48). Ублажать - значит почитать. Известно, что Богородицу чтили еще при ее жизни. Предание говорит, что первым иконописцем, написавшим икону Божией Матери, был апостол Лука. Иконопись Богоматери особенно получила распространение в V веке после осуждения ереси Нестория, который утверждал, что Христос родился обыкновенным человеком, а Божественное естество снизошло на Него лишь в зрелом возрасте, и поэтому призывал называть Деву Марию не Богородицей, а Христородицей. Несторианская ересь была осуждена на 3-м Вселенском соборе, а почитание Богородицы среди христиан после этого усилилось.

За две тысячи лет христианства написано великое множество икон Божией Матери. Поскольку поначалу строгого канона в написании этих икон не было, каждый иконописец вносил свой вклад в иконографию Божией Матери. Но постепенно в написании икон сложились определенные традиции. В православии наиболее распространены три вида икон Богородицы: «Умиление», «Одигитрия» (Путеводительница) и «Оранта» (Молящаяся). Название же икон, как правило, связано либо с местом, где они прославились или были чудесным образом обретены (Владимирская, Казанская, Тихвинская), либо с историей их прославления (Взыскание погибших, Утоли моя печали, Нечаянная Радость), либо с сюжетным содержанием иконы (Спорительница хлебов, Живоносный Источник, Неупиваемая Чаша). При изображении Божией Матери древние иконописцы старались, чтобы ее черты как можно меньше походили на черты земной женщины, дабы избежать чувственного ее почитания. Главный принцип древних иконописцев: икона не должна у человека вызывать никаких чувств, кроме желания помолиться. К сожалению, в настоящее время правило это почти повсеместно нарушается. «Эта икона красивая, а эта не очень» - основной принцип выбора икон в современных иконных лавках.

Впервые древние каноны иконографии были нарушены в европейских странах. На Руси иконы европейского письма назывались «латинскими» и не признавались. В XVII веке патриарху Никону пришлось применять крутые меры по искоренению икон «латинского письма», за что недруги даже прозвали его иконоборцем. Патриарх либо заставлял соскабливать краски с икон сомнительного письма и писать на очищенных досках новые лики, либо публично разбивал их, предлагая отправлять разбитые иконы в церковные печи. Кстати, такие печи, где сжигаются пришедшие в негодность иконы и церковная утварь, а также иконы сомнительного происхождения, существуют и поныне.

Согласно принципу иконопочитания, утвержденному на 7-м Вселенском соборе, «честь, воздаваемая образу, возносится к Первообразу», то есть, в конечном счете, почитание относится не к самой иконе, а к тому, кто на этой иконе изображен. Каждая икона - это символ, несущий определенный духовный заряд. И иногда символы эти могут православному духу не соответствовать. Так, в начале XX века Святейший Синод запретил освящать церковь, расписанную известным художником Николаем Рерихом, настолько чуждым для православия духом были пронизаны его росписи Спасителя, Божией Матери и святых. Так в этой церкви и не совершилось ни одной службы. Современный историк и публицист Михаил Назаров так охарактеризовал духовную суть символов: «Символы - это не безобидная вещь, это точки приложения духовных сил, добрых и злых, которые через эти символы - как через окна, двери, форточку - входят в нашу жизнь и, соответственно, влияют на нее». Действительно, не может быть добрым человек, носящий свастику, как не могут мирно уживаться в православном окружении почитатели «латинских» икон. А таковые были не только в никоновские времена.

В последние два-три года в России появились в огромном количестве репродукции Ченстоховской иконы Божией Матери. Это древняя православная икона, которая в начале XIV века была захвачена католиками. В 1813 году русские казаки, преследуя польские войска Наполеоновской армии, приступом взяли Ченстоховскую крепость, где хранилась православная святыня. Но самой древней иконы в крепости не обнаружилось. Однако католические монахи вручили казакам список (копию) с Ченстоховской иконы, который был впоследствии передан императором Александром I в Казанский собор Санкт-Петербурга. В Польше же появился другой Ченстоховский образ, список с которого и заполонил современную Россию, в том числе и Новосибирск.

«Матка Бозка, Ченстоховска!» - этот возглас является своеобразной польской визитной карточкой. Символом католической Польши Ченстоховская икона стала после ее коронации в 1717 году с возложением на лики Богородицы и Богомладенца освященных в Ватикане корон с изображением государственного герба Польши. С тех пор перед Ченстоховской иконой (в Польше ее называют Черной Мадонной) молилось не одно поколение поляков об избавлении от власти «ненавистных москалей». Но совершенно неожиданно этот католический символ стал особо почитаем и на родине этих самых москалей. Появившиеся в России в огромном количестве репродукции польского варианта Ченстоховской иконы сопровождаются письмами, в которых утверждается, что благодать с особо чтимых русских икон перешла на польскую икону. И именно ей теперь нужно молиться о спасении России, а если этого не произойдет, то Россия в одночасье погибнет, ибо «другого срока уже не будет». Точь-в-точь как «святые письма», которые периодически появляются в почтовых ящиках. Несмотря на полную несуразицу таких заявлений, на эту провокацию клюнули многие. В некоторых российских монастырях уже появились новописанные иконы Ченстоховской Божией Матери, в основу которых положен польский образ. Заглянуть же в старые книги, где помещен истинный лик православной святыни, никто не удосужился.

Православная патриотическая газета «Русский вестник» высказала предположение, что следующим этапом в затее с Ченстоховской иконой нужно ожидать ее прибытие в Россию. Нет сомнения, что в католические костелы, где будет выставлен этот образ, ринутся тысячи ее российских православных почитателей. Толпы православных в католических костелах послужат подтверждением необходимости образования на территории России четырех католических епархий, против которых возражает Русская православная церковь. Конечно, это лишь предположение, но в Новосибирске уже появились православные, которые отказываются посещать храмы Русской православной церкви, так как в них не чтится Ченстоховская икона польского образца. Чего тут больше - невежества или злого умысла? Скорее всего, присутствует и то, и другое. И особенно это проявилось на вчерашнем празднике Собора Пресвятой Богородицы.

Слово «Собор» связано с соборностью, коллективностью. Обычно на праздниках под названием Собор, чтятся сразу несколько святых, например, Владимирские святые, Новгородские и т.д. Но почему, несмотря на то, что Богородица - одна единственная в мире, с ее именем связано слово Собор? Ответ прост - в этот день Божия Матерь чтится через все Ее чудотворные иконы, которых насчитывается около трехсот наименований. Праздник этот подчеркивает православную суть иконопочитания, чтобы верующие люди не забывали, что при наличии множества икон Богоматери, сама Божия Матерь одна и Церковь «ублажает» именно ее, а не иконы. В православии, хотя и почитаются иконы как осязаемый образ невидимых Небожителей, «честь возносится» все-таки самим Небожителям. В этом главное различие между православным иконопочитанием и языческим идолопоклонством. Этот принцип и установили отцы 7-го Вселенского собора, и этот принцип решили нарушить почитатели Ченстоховской иконы. Они требуют от православных на вечерней службе Собора Пресвятой Богородицы совершать молебен Ченстоховской иконе, тем самым, не только отвергая все остальные чудотворные иконы, но и подменяя образом (иконой) первообраз (Богородицу). Но, слава Богу, здравый смысл в сознании верующих все же преобладает, и вчера в большинстве православных храмов Новосибирска молились Самой Пресвятой Богородице, вспоминая все ее чудотворные иконы.

Подготовил Валерий МЕЛЬНИКОВ

Резонанс
Новости
Работники дошкольного образования отмечают профессиональный праздник 27 сентября. Воспитатели детсадов грезят о сертификатах в «Икею», горшочных растениях и кулинарных книгах, а родители малышей дарят банальные цветы, конфеты и чайные сервизы. VN.ru научит, как поздравить педагогов в мессенджерах, и что дарить лично.
Художественный фильм снимали под Колыванью Новосибирской области. По сценарию фильма современные дети познакомятся с бытом партизан и даже возьмут в плен немецкого летчика.
Посетит Россию в декабре фронтмен немецкой рок-группы Rammstein Тилль Линдеманн. Он выступит в Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Иркутске. Об этом сообщили в пресс-службе компании T.C.I – организатора российского тура.
На Михайловской набережной Оби появится «Комната запахов». Так архитекторы проекта называют небольшую площадку под открытым небом, которая находится в парке «Городское начало». Вокруг нее высадили ароматные растения.
Несколько сотен новосибирцев с плакатами собрались возле ГПНТБ днем в субботу 22 сентября. Основные требования — отмена повышения пенсионного возраста. Организаторами согласованной акции протеста выступил обком КПРФ.
Суд встал на сторону жительницы Новосибирска, которую медики клиники Пасман объявили бесплодной и рекомендовали дорогостоящий метод лечения. Однако, пройдя экстракорпоральное оплодотворение, женщина не забеременела, а зачала и родила ребенка другим способом.