Новосибирск 0.4 °C

Новосибирску нужен музей водного транспорта

09.01.2003 00:00:00

Слово - читателю

 Пишет вам постоянный читатель газеты, старожил города и ваш коллега В.Н. Бухарин. Я хорошо помню, как 1 марта 1958 года в газетном киоске у Дома офицеров приобрел первый, еще пахнущий краской, номер «Вечерки», и с этих пор ее постоянно «проглатываю».

Импульсом для написания этого письма послужили две статьи вашей газеты - Станислава Полякова «Маршал Говоров». Последний колесный пароход на Оби дожидается смерти или новой жизни» («ВН», 16 ноября 2002 г.) и Сергея Круподера «Эх, дороги...» («ВН», 28 ноября 2002 г).

Разговор пойдет далее о необходимости создания в столице Сибири музея водного транспорта. В нашем огромном городе есть много разных музеев, но музея водного транспорта, к сожалению, нет. А ведь водный транспорт при освоении Сибири и ее дальнейшем промышленном развитии сыграл огромную роль. Только во времена Столыпинской реформы более двух миллионов крестьян прибыли водным путем для освоения Сибири. Для совершенствования и сокращения водных путей строились каналы, создававшие сквозной водный путь на восток. Достаточно вспомнить построенный в XVII веке казаками - сподвижниками Ермака ныне забытый канал, соединявший через Тенисные озера устья рек Щегарки и Оми; Екатерининский канал, соединявший реки Чусовую и Исеть, и, конечно, одно из чудес XIX века Обь-Енисейский канал протяженностью 120 км, построенный почти без помощи механизмов - топором, пилой и лопатой.

Казачьи струги со временем сменились пароходами, сначала колесными, потом - винтовыми. Будучи мальчишкой, в двадцатых годах прошлого столетия, стоя на берегу Оби, я наблюдал, как бесконечными вереницами трудяги-буксиры тянули огромные баржи, их обгоняли белоснежные красавцы - пассажирские пароходы, сновали по реке пригородные катера... Все это в прошлом. В настоящее время, по сведениям историков-краеведов, еще в затонах и по берегам рек имеется немало старых плавсредств, сыгравших в свое время историческую роль в развитии региона.

К одной из разновидностей водного транспорта относятся парусные и моторные яхты, катера и мотолодки. Наш город имеет несколько предприятий, выпускающих катера и мотолодки. Завод «Алмаз» НАПО им. В.П. Чкалова, который изготовил более 35000 (!) мотолодок и катеров, фирма «Метацентр», чьи катера «Данко» и «КТП» импортируются в Китай; фирма «Кулик», производящая мотолодку-надувнушку «Мармыш». Множество катеров и яхт построены сибирскими спортсменами и энтузиастами водных плаваний. На этих судах поставлено немало республиканских и международных рекордов. Спортсмены общества «Водник» за одну навигацию проходили на яхтах собственной постройки от Новосибирска до острова Диксон, от Новосибирска до Петербурга по Оби и далее Северным морским путем, совершали спортивные походы по сибирским рекам Новосибирск - Усть-Кут, Новосибирск - Москва и другие. Сегодня это история. Но эта история и люди, ее вершившие, достойны того, чтобы их деятельность была увековечена для современников и потомков. Столице Сибири нужен музей водного транспорта.

Такой музей можно создать под открытым небом в районе устья реки Каменки. С 1927 года выше ее устья много лет стоял дебаркадер Верхнепригородной речной пристани, одной из трех речных пристаней города. Здесь, ниже пролета старого моста, можно разместить навечно пристань-дебаркадер, пришвартовав к нему последний колесный пароход с баржей, в которой можно разместить и выставку неплавучих экспонатов по тематике музея, и ресторан. На пустующей площади устья реки создать парк и установить на постаменты малые катера и баржи-паузки, спасшие от голода в 50-х годах население области, и другие крупные экспонаты. В большом дебаркадере главной речной бывшей пристани разместить экспонаты музея. Больших пароходов на Оби уже почти нет, но можно организовать создание их моделей, например в 1/20 натуральной величины силами умельцев из большого количества судомодельных кружков технических клубов школьников города.

Такого рода музей водного транспорта Сибири может быть создан на базе уже существующих двух небольших ведомственных музеев Академии водного транспорта и Речного технического колледжа. В запасниках и фондах этих музеев собрано много исторических экспонатов, но из-за недостатка площади разместить их негде.

В нашем городе имеется актив энтузиастов создания такого масштабного музея, думаю, что найдутся и спонсоры.

С наилучшими пожеланиями,
корреспондент журнала
«Катера и яхты» В.Н. БУХАРИН

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: