Новосибирск -0.4 °C

Обычный рейс

09.01.2003 00:00:00

 Каждое утро сотни таких, как они, выезжают на маршруты нашего города - в ливень, в жару, в мороз. Их железные коробочки отечественного производства с собачьей кличкой пазик стали неотъемлемой деталью новосибирского пейзажа и, пожалуй, вправе претендовать на местечко в гербе сибирской столицы. А проблем у них, по большому российскому счету, две: правильно, организация маршрутов и дороги.

Давайте прогуляемся вместе с одним из них - рядовым и ничем не выделяющимся. Всего-то один рейс: от конечной остановки до конечной по легкому тридцатиградусному морозцу...

Обычная пятница. Обычный белый пазик с синей полосой на борту. Обычный коммерческий маршрут N 1260 - от сада имени советского чекиста до улицы имени советского шпиона. У водителя - назовем его Александром - обычная судьба трудящегося сибиряка эпохи реформ: кадровый водитель муниципального ПАТП-8, перешедший в лагерь конкурентов-частников еще в начале девяностых из-за перебоев с зарплатой. Александр - педант и аккуратист: автобус чистенький, теплый, ни одно сиденье в салоне не снято, табличка с координатами владельца, вплоть до телефона, на самом видном месте. Словом, крепкий хозяин, слуга рублю, отец пассажирам - из тех, которых наше государство все годы раскулачивало с особенным удовольствием.

Александр: «Что сказать про наш маршрут? Он пока не конкурсный, поэтому перевозчики здесь собраны самые разные, от относительно крупных до мелких. Теоретически каждый из нас должен двигаться по своему графику. Практически - каждый обычно выстаивает на конечной остановке от 20 до 40 минут в ожидании очереди на старт. Жжем горючее вхолостую на морозе, коптим городское небо - а куда деваться?»

Как говорят мудрые японцы, когда очень хорошо - это тоже плохо. Сегодняшнее положение на новосибирских маршрутах достало, кажется, всех - и муниципальных перевозчиков, и частных. Их организаторы действуют, как та добрая сорока из сказки: этому дала, этому дала, этому дала - имеется в виду, естественно, добро на работу на одном и том же маршруте. И когда количество транспорта на линии превышает критическое, а интервалы между автобусами сокращаются до двух-трех минут - какой там график! - начинается то, что мы видим ежедневно: гонки на пазиках по формуле «кто быстрее окучит очередную остановку». Легендарный автогонщик Шумахер по сравнению с тем же Александром - зажравшийся бездельник: попробовал бы он гоняться не раз в месяц на «болиде» по спецтрассе, а ежедневно на автобусе с пассажирами по городской улице в гололед, да еще за нашу зарплату...

Александр: «Сегодня вам не повезло - гонок не будет. Мороз, сами понимаете: треть автобусов на линию не вышла».

Струсил частник, попрятался до другой погоды? Признаюсь, некогда сам так думал, но оказался не прав. Муниципальный автобус, как та домашняя собачка, в основном живет в тепле, столь важном зимой, - есть и теплые стоянки, и специальный подогрев. Частный же его собрат по маршруту, как дворовый пес, рад любой конуре, но частенько ночует просто на улице - попробуй, утром заведись! Есть у нас независимые перевозчики, разными путями решившие эту проблему, но большинство так с ней и мыкается: как водится на Руси, дело помощи замерзающим - дело рук самих замерзающих.

Что ж, трогаемся. По главному районному проспекту имени металлического Феликса едем без ветерка, уныло пристроившись в хвост длинной колонны из четырех пазиков и трех троллейбусов. Правда, неповоротливых муниципальных «сохатых» Александр легко обходит на перегоне, пока те клацают рогами на стрелках, но с коллегами по легкой автобусной кавалерии так не получается - то один вырывается вперед, то другой, то мы...

Александр: «Обратите внимание на дороги - вот наша главная проблема. Практически на всех остановках города голый лед - ни крупинки песка. Сыпать его наша власть начинает тогда, когда пойдет снег, - а потом аккуратно счищает в отвалы вместе с тем же снегом и песок. А пазик - машина хоть и легкая, но, не дай бог, занесет при торможении на толпу пассажиров - мало никому не покажется...»

Увы, наш командир прав на все сто. Тем более что водители у нас далеко не равнозначны: таких матерых профессионалов, как он, явно меньше половины. А свежемороженые новосибирские пассажиры зимой готовы штурмовать все, что движется, падая на пазик, как толпа героев на единственную амбразуру - не под переднее колесо, так под заднее.

Улица Кошурникова: лед и снег на остановочной площадке спрессовались до размеров кочек в хорошем болоте. Наш бедный пазик буквально ужом выползает с остановки, визгливо матерясь двигателем на всю улицу. Его, железного, можно понять - хороший хозяин на такой дорожный рельеф даже дохлого «Запорожца» не пустит...

Александр: «А это уже наши друзья-дворники поработали. У нас же в городе остановки как убираются: пришел мужик с лопатой и просто перевалил снег на проезжую часть. Затем его укатывают до состояния этих «горок» - и имеем то, что имеем. Несколько дней поработал, покатался по ним - глядь, сцепление у пазика и полетело, хорошо, если еще без аварийной ситуации при этом...»

Таких друзей у водителя на 1260-м, как, впрочем, и на других маршрутах, более чем достаточно. Как раз приближаемся к знаменитому «пробочному» светофору на перекрестке улиц Бориса Богаткова и Пролетарской. Лично замерял по часам - зеленый сигнал для транспорта, движущегося по напряженнейшей улице Богаткова, горит 14 секунд, а это уже, по выражению поэта, не езда, а ерзанье. К тому же здесь при большом количестве желающих повернуть налево на Пролетарскую не выделено отдельной фазы светофора для этого маневра: машины застревают в центре перекрестка, и нередко доходит до столкновений. Так трудятся друзья водителя из ГИБДД: отрегулировать светофор, что называется, жезл не доходит.

Александр: «Ну, этот перекресток мы худо-бедно проскочили. А у ГИБДД с нами другая «дружба». Сперва мэрия сводит все маршруты на одну улицу, как сельдей в бочку. В итоге я не могу подъехать к остановке - там уже и без меня все забито автобусами и троллейбусами. А чуть пробую высадить пассажиров, не доезжая или остановившись чуть левее (ехать-то надо, конкуренты поджимают!), тут караулящий инспектор меня цоп - и как минимум штраф! Как быть?»

 Известное дело - за вкусное мясо говядину отдуваться приходится несчастной корове... Частный автобус - любимейший объект охоты всех проверяющих и контролирующих: как-никак, рядом с водителем живые деньги, и немалые. А прикопаться у нас, как известно, можно хоть к телеграфному столбу - то не там стоит, то диаметр проводов не соответствует... Тем более что у многих частников и с документацией нелады, ибо они люди как люди - в диапазоне от честнейших граждан до хитрецов и разгильдяев.

Пока что удача с нами. Без «пробок» проезжаем мрачно знаменитую среди водителей узенькую улицу - ледяной желоб со светло-издевательским названием Восход: тут уж если не повезет, то стоять можно от восхода до заката. В конце спуска по ней наш пазик танком утюжит очередную остановку, проскользив юзом метров двадцать почти по ногам ожидающих пассажиров. И скорость-то всего ничего - но лед, проклятый водителями чистый лед без единой песчинки...

Следующий каторжный участок маршрута - проспект Маркса. Суженная до двух рядов из-за припаркованных легковушек проезжая часть, там и сям «ныряющие» на перегораживающий дорогу левый поворот водители иномарок... И опять сплошной лед.

Наконец, поворачиваем в Кировский район к магазину «Кристалл». И вдруг все пассажиры летят вперед от резкого торможения: прямо перед остановкой наш пазик лихо подрезает средней крутости иномарка. Ее водитель спокойно ставит машину перед нашим радиатором и идет к киоску на остановке.

Александр: «Сигареточник» - пусть мелкая, но тоже наша беда. Кто-то ведь чем-то думал, когда на каждой остановке размещал по киоску... Подъехал такой орел, припарковался и пошел курево покупать - а нам думай, как его по гололеду объехать и при этом не зацепить. Как будто других проблем на маршруте мало...»

Странное дело: выпинывая одни киоски с городских улиц во дворы с официально благими намерениями, мы тут же лепим на тех же улицах другие, да еще и создающие аварийную обстановку на ровном месте.

Спускаемся по улице Сибиряков-Гвардейцев, и... глазам не верится - на первой же остановке Кировского района солидный слой песка! Наш благодарный пазик тормозит на спуске, как вкопанный. На второй, у родной «Совсибири» - то же самое. Ведь можем же организовать зимнюю езду по-человечески, если захотим - хоть в пределах одного района.

Александр: «Конечно, спасибо кировчанам - но вообще-то к Кировской администрации чувства у нас смешанные. Не так давно устроили нам сюрприз на Затулинке - не предупредив ни одного из перевозчиков, изменили направление двух маршрутов, нашего 1260-го и 1204-го, с улицы Зорге на улицы Громова и Петухова. Пассажиров там - кот наплакал: люди в основном живут здесь, на Зорге. Да и народ привык уже к нашим автобусам. Говорили мы с горожанами - почти все не согласны с таким решением, а толку...»

Что ж, провел и я мини-опрос на остановке «Училище» по улице Зорге, которую теперь велено свыше объезжать стороной. Итог - из пятнадцати затулинцев и гостей района четырнадцать высказались за сохранение нынешней трассы маршрутов и лишь один признался, что это ему, как человеку здесь случайному, по барабану. Так что впору награждать кировских и иных авторов очередной маршрутной реформы именными барабанами с формулировкой «за отношение к интересам пассажиров»...

Все хорошее подходит к концу - и наш рейс тоже. Конечная остановка «Затулинский жилмассив». Теперь пути наши расходятся: мне - обратно, а Александру - в очередь на старт. Впрочем, благодаря Деду Морозу сегодня она невелика - всего-то машины три, не больше...

Обычный день. Обычный, хоть и удачный рейс: особо не стояли, да и в кассе не пусто. И обычные проблемы - те самые, две основные, общие для всей России...

P.S. Так уж получилось, что из-за новогодних праздников этот репортаж пролежал в редакции чуть больше, чем хотелось. Посему была поставлена задача - проехать еще раз по тому же маршруту и уточнить: что изменилось за месяц?

Ничего не изменилось. Разве что добавилось на остановках песочка - но поскольку снег с них как не убирался, так и не убирается, скольжение бедолаг-автобусов почти не уменьшилось. Есть мелкие победы локального характера, но... Только захотелось, к примеру, сказать доброе слово октябрьцам за очищенную от снега улицу Восход (умеем же!), как на следующей остановке у ГПНТБ наш пазик буквально развернуло на 90 градусов из-за снежных кочек....

Одно радует - явно непродуманное решение Кировской администрации о переводе автобусных маршрутов 1204 и 1260 подальше от пассажиров так пока и повисло в воздухе: автобусы все еще останавливаются не там, где хотят чиновники, а там, где мерзнут горожане. Так что, может, действительно лучше иногда просто ничего не делать?


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: