Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Обычный рейс

09.01.2003
Каждое утро сотни таких, как они, выезжают на маршруты нашего города. Их железные коробочки отечественного производства с собачьей кличкой пазик стали неотъемлемой деталью новосибирского пейзажа... А проблем у них, по большому российскому счету, две: правильно, организация маршрутов и дороги. Давайте прогуляемся вместе с одним из них от конечной остановки до конечной по легкому тридцатиградусному морозцу... Обычный коммерческий маршрут N 1260 - от сада имени советского чекиста до улицы имени советского шпиона.

 Каждое утро сотни таких, как они, выезжают на маршруты нашего города - в ливень, в жару, в мороз. Их железные коробочки отечественного производства с собачьей кличкой пазик стали неотъемлемой деталью новосибирского пейзажа и, пожалуй, вправе претендовать на местечко в гербе сибирской столицы. А проблем у них, по большому российскому счету, две: правильно, организация маршрутов и дороги.

Давайте прогуляемся вместе с одним из них - рядовым и ничем не выделяющимся. Всего-то один рейс: от конечной остановки до конечной по легкому тридцатиградусному морозцу...

Обычная пятница. Обычный белый пазик с синей полосой на борту. Обычный коммерческий маршрут N 1260 - от сада имени советского чекиста до улицы имени советского шпиона. У водителя - назовем его Александром - обычная судьба трудящегося сибиряка эпохи реформ: кадровый водитель муниципального ПАТП-8, перешедший в лагерь конкурентов-частников еще в начале девяностых из-за перебоев с зарплатой. Александр - педант и аккуратист: автобус чистенький, теплый, ни одно сиденье в салоне не снято, табличка с координатами владельца, вплоть до телефона, на самом видном месте. Словом, крепкий хозяин, слуга рублю, отец пассажирам - из тех, которых наше государство все годы раскулачивало с особенным удовольствием.

Александр: «Что сказать про наш маршрут? Он пока не конкурсный, поэтому перевозчики здесь собраны самые разные, от относительно крупных до мелких. Теоретически каждый из нас должен двигаться по своему графику. Практически - каждый обычно выстаивает на конечной остановке от 20 до 40 минут в ожидании очереди на старт. Жжем горючее вхолостую на морозе, коптим городское небо - а куда деваться?»

Как говорят мудрые японцы, когда очень хорошо - это тоже плохо. Сегодняшнее положение на новосибирских маршрутах достало, кажется, всех - и муниципальных перевозчиков, и частных. Их организаторы действуют, как та добрая сорока из сказки: этому дала, этому дала, этому дала - имеется в виду, естественно, добро на работу на одном и том же маршруте. И когда количество транспорта на линии превышает критическое, а интервалы между автобусами сокращаются до двух-трех минут - какой там график! - начинается то, что мы видим ежедневно: гонки на пазиках по формуле «кто быстрее окучит очередную остановку». Легендарный автогонщик Шумахер по сравнению с тем же Александром - зажравшийся бездельник: попробовал бы он гоняться не раз в месяц на «болиде» по спецтрассе, а ежедневно на автобусе с пассажирами по городской улице в гололед, да еще за нашу зарплату...

Александр: «Сегодня вам не повезло - гонок не будет. Мороз, сами понимаете: треть автобусов на линию не вышла».

Струсил частник, попрятался до другой погоды? Признаюсь, некогда сам так думал, но оказался не прав. Муниципальный автобус, как та домашняя собачка, в основном живет в тепле, столь важном зимой, - есть и теплые стоянки, и специальный подогрев. Частный же его собрат по маршруту, как дворовый пес, рад любой конуре, но частенько ночует просто на улице - попробуй, утром заведись! Есть у нас независимые перевозчики, разными путями решившие эту проблему, но большинство так с ней и мыкается: как водится на Руси, дело помощи замерзающим - дело рук самих замерзающих.

Что ж, трогаемся. По главному районному проспекту имени металлического Феликса едем без ветерка, уныло пристроившись в хвост длинной колонны из четырех пазиков и трех троллейбусов. Правда, неповоротливых муниципальных «сохатых» Александр легко обходит на перегоне, пока те клацают рогами на стрелках, но с коллегами по легкой автобусной кавалерии так не получается - то один вырывается вперед, то другой, то мы...

Александр: «Обратите внимание на дороги - вот наша главная проблема. Практически на всех остановках города голый лед - ни крупинки песка. Сыпать его наша власть начинает тогда, когда пойдет снег, - а потом аккуратно счищает в отвалы вместе с тем же снегом и песок. А пазик - машина хоть и легкая, но, не дай бог, занесет при торможении на толпу пассажиров - мало никому не покажется...»

Увы, наш командир прав на все сто. Тем более что водители у нас далеко не равнозначны: таких матерых профессионалов, как он, явно меньше половины. А свежемороженые новосибирские пассажиры зимой готовы штурмовать все, что движется, падая на пазик, как толпа героев на единственную амбразуру - не под переднее колесо, так под заднее.

Улица Кошурникова: лед и снег на остановочной площадке спрессовались до размеров кочек в хорошем болоте. Наш бедный пазик буквально ужом выползает с остановки, визгливо матерясь двигателем на всю улицу. Его, железного, можно понять - хороший хозяин на такой дорожный рельеф даже дохлого «Запорожца» не пустит...

Александр: «А это уже наши друзья-дворники поработали. У нас же в городе остановки как убираются: пришел мужик с лопатой и просто перевалил снег на проезжую часть. Затем его укатывают до состояния этих «горок» - и имеем то, что имеем. Несколько дней поработал, покатался по ним - глядь, сцепление у пазика и полетело, хорошо, если еще без аварийной ситуации при этом...»

Таких друзей у водителя на 1260-м, как, впрочем, и на других маршрутах, более чем достаточно. Как раз приближаемся к знаменитому «пробочному» светофору на перекрестке улиц Бориса Богаткова и Пролетарской. Лично замерял по часам - зеленый сигнал для транспорта, движущегося по напряженнейшей улице Богаткова, горит 14 секунд, а это уже, по выражению поэта, не езда, а ерзанье. К тому же здесь при большом количестве желающих повернуть налево на Пролетарскую не выделено отдельной фазы светофора для этого маневра: машины застревают в центре перекрестка, и нередко доходит до столкновений. Так трудятся друзья водителя из ГИБДД: отрегулировать светофор, что называется, жезл не доходит.

Александр: «Ну, этот перекресток мы худо-бедно проскочили. А у ГИБДД с нами другая «дружба». Сперва мэрия сводит все маршруты на одну улицу, как сельдей в бочку. В итоге я не могу подъехать к остановке - там уже и без меня все забито автобусами и троллейбусами. А чуть пробую высадить пассажиров, не доезжая или остановившись чуть левее (ехать-то надо, конкуренты поджимают!), тут караулящий инспектор меня цоп - и как минимум штраф! Как быть?»

 Известное дело - за вкусное мясо говядину отдуваться приходится несчастной корове... Частный автобус - любимейший объект охоты всех проверяющих и контролирующих: как-никак, рядом с водителем живые деньги, и немалые. А прикопаться у нас, как известно, можно хоть к телеграфному столбу - то не там стоит, то диаметр проводов не соответствует... Тем более что у многих частников и с документацией нелады, ибо они люди как люди - в диапазоне от честнейших граждан до хитрецов и разгильдяев.

Пока что удача с нами. Без «пробок» проезжаем мрачно знаменитую среди водителей узенькую улицу - ледяной желоб со светло-издевательским названием Восход: тут уж если не повезет, то стоять можно от восхода до заката. В конце спуска по ней наш пазик танком утюжит очередную остановку, проскользив юзом метров двадцать почти по ногам ожидающих пассажиров. И скорость-то всего ничего - но лед, проклятый водителями чистый лед без единой песчинки...

Следующий каторжный участок маршрута - проспект Маркса. Суженная до двух рядов из-за припаркованных легковушек проезжая часть, там и сям «ныряющие» на перегораживающий дорогу левый поворот водители иномарок... И опять сплошной лед.

Наконец, поворачиваем в Кировский район к магазину «Кристалл». И вдруг все пассажиры летят вперед от резкого торможения: прямо перед остановкой наш пазик лихо подрезает средней крутости иномарка. Ее водитель спокойно ставит машину перед нашим радиатором и идет к киоску на остановке.

Александр: «Сигареточник» - пусть мелкая, но тоже наша беда. Кто-то ведь чем-то думал, когда на каждой остановке размещал по киоску... Подъехал такой орел, припарковался и пошел курево покупать - а нам думай, как его по гололеду объехать и при этом не зацепить. Как будто других проблем на маршруте мало...»

Странное дело: выпинывая одни киоски с городских улиц во дворы с официально благими намерениями, мы тут же лепим на тех же улицах другие, да еще и создающие аварийную обстановку на ровном месте.

Спускаемся по улице Сибиряков-Гвардейцев, и... глазам не верится - на первой же остановке Кировского района солидный слой песка! Наш благодарный пазик тормозит на спуске, как вкопанный. На второй, у родной «Совсибири» - то же самое. Ведь можем же организовать зимнюю езду по-человечески, если захотим - хоть в пределах одного района.

Александр: «Конечно, спасибо кировчанам - но вообще-то к Кировской администрации чувства у нас смешанные. Не так давно устроили нам сюрприз на Затулинке - не предупредив ни одного из перевозчиков, изменили направление двух маршрутов, нашего 1260-го и 1204-го, с улицы Зорге на улицы Громова и Петухова. Пассажиров там - кот наплакал: люди в основном живут здесь, на Зорге. Да и народ привык уже к нашим автобусам. Говорили мы с горожанами - почти все не согласны с таким решением, а толку...»

Что ж, провел и я мини-опрос на остановке «Училище» по улице Зорге, которую теперь велено свыше объезжать стороной. Итог - из пятнадцати затулинцев и гостей района четырнадцать высказались за сохранение нынешней трассы маршрутов и лишь один признался, что это ему, как человеку здесь случайному, по барабану. Так что впору награждать кировских и иных авторов очередной маршрутной реформы именными барабанами с формулировкой «за отношение к интересам пассажиров»...

Все хорошее подходит к концу - и наш рейс тоже. Конечная остановка «Затулинский жилмассив». Теперь пути наши расходятся: мне - обратно, а Александру - в очередь на старт. Впрочем, благодаря Деду Морозу сегодня она невелика - всего-то машины три, не больше...

Обычный день. Обычный, хоть и удачный рейс: особо не стояли, да и в кассе не пусто. И обычные проблемы - те самые, две основные, общие для всей России...

P.S. Так уж получилось, что из-за новогодних праздников этот репортаж пролежал в редакции чуть больше, чем хотелось. Посему была поставлена задача - проехать еще раз по тому же маршруту и уточнить: что изменилось за месяц?

Ничего не изменилось. Разве что добавилось на остановках песочка - но поскольку снег с них как не убирался, так и не убирается, скольжение бедолаг-автобусов почти не уменьшилось. Есть мелкие победы локального характера, но... Только захотелось, к примеру, сказать доброе слово октябрьцам за очищенную от снега улицу Восход (умеем же!), как на следующей остановке у ГПНТБ наш пазик буквально развернуло на 90 градусов из-за снежных кочек....

Одно радует - явно непродуманное решение Кировской администрации о переводе автобусных маршрутов 1204 и 1260 подальше от пассажиров так пока и повисло в воздухе: автобусы все еще останавливаются не там, где хотят чиновники, а там, где мерзнут горожане. Так что, может, действительно лучше иногда просто ничего не делать?


Резонанс
Новости
Первый построенный в Новосибирской области кирпичный храм объявили памятником культурного наследия. В Легостаево Искитимского района по этому поводу устроили массовое ликование. После закрытия церкви в храме были склад зерна, мельница, хотели даже сделать кинотеатр или вовсе разобрать на кирпичи.
«Злые снеговики» прервали серию из шести поражений в матче с хабаровским «Амуром». В серии послематчевых бросков – счет 2:1 в пользу «Сибири». Радость болельщиков омрачила травма защитника команды Олега Пигановича, из-за которой он выбыл на три недели.
Формулировку «за совершением порочащего проступка» экс-начальник ГИБДД Новосибирской области попросил поменять на «в связи с выслугой лет, дающей право на пенсию». С такой просьбой уволенный Сергей Штельмах обратился в Новосибирский суд.
9 баллов: город стоит в пробках. Автомобилисты Новосибирска негодуют – пятничный вечер испорчен. Много аварий. Только на Большевистской улице произошло четыре ДТП. Красный проспект превратился в гигантскую пробку от площади Калинина до ул. Фабричной.
Потерял зуб воспитанник новосибирского хоккея Владимир Тарасенко в матче НХЛ «Сент-Луис» – «Чикаго». Несмотря на боль, бывший игрок «Сибири» воспринял инцидент с улыбкой. Он подобрал зуб и передал его доктору своей команды.
Наконец-то получили свои квартиры в доме №5/3 по улице Вертковская обманутые дольщики. Дом должны были сдать еще 15 лет назад. За прошедшие годы у многих родились и выросли дети, другие отчаялись получить вожделенные метры и купили квартиры в других домах. Но вот 16 ноября была перерезана красная ленточка на последнем подъезде дома.