Новосибирск 12.3 °C

Ньютон бы расстроился, узнав, что 70 процентов школьников не знают его законы

14.01.2003 00:00:00

 В Новосибирском государственном университете прошел семинар по проблемам преподавания физики, в котором приняли участие около двадцати заведующих кафедрами физики практически всех вузов Новосибирска - НГУ, НГТУ, педуниверситета, железнодорожного, архитектурного, аграрного, технологического, института связи и др., а также присутствовали гости из Челябинского педуниверситета.

На семинаре обсуждался вопрос слабой подготовки абитуриентов. За комментариями корреспондент ВН обратился к председателю семинара декану факультета физики НГУ Андрею Аржанникову.

- Мы абсолютно недовольны теми абитуриентами, которые приходят из школ. Чувствуется значительное ослабление преподавания физики в школе. Школьники перегружены гуманитарными предметами, причем такими, что изучаются по десять, максимум по тридцать часов. И получается, что фундаментального образования нет, все только по «верхам». То есть, как говорят школьники, «о чем-то таком слышал, но подробно не помню». Судите сами - только 20% абитуриентов могут вспомнить второй закон Ньютона, а 10% ребят - первый. Конечно, мы спасаемся тем, что у нас есть физматшколы. Около 70% студентов мы берем из ФМШ. Существенный процент связан и с набором через олимпиады. И человек двадцать-тридцать - это уже открытый конкурс, по которому мы набираем из школ. Попытка сохранить уровень преподавания приводит к тому, что на первом курсе очень много времени отводится на механику и теорию относительности. Это новый курс, школьник абсолютно к нему не готов, и тем самым мы показываем тот уровень, с которого надо начинать образование. Физматшкольникам это легко дается, остальные вынуждены психологически перестроиться и подготовиться к новому образованию в университете. Сельские школьники к нам поступают через олимпиадные мероприятия. Из всего региона это не меньше 30% детей. Это позволяет нам набрать ФМШ с одногодичным и трехгодичным обучением, то есть здесь могут учиться дети и после девятого класса. Но все это предполагает самостоятельное обучение физики за счет того, что у нас существует заочная ФМШ, которая рассылает задания, проверяет их и далее выборочно по результатам обучения набирает учащихся, значительная часть которых из сельской местности. Конечно, подготовленность в городских школах существенно выше, но мы пытаемся искать не только подготовленных детей, но и наиболее способных, талантливых. В общем, я могу сказать, что в стране пагубная для физического образования ситуация. В частности, это уменьшение часов и ликвидация обязательного экзамена по физике. Ученый совет физического факультета НГУ даже посылал обращение в Сибирское отделение по этому поводу.

В рамках семинара был проведен блиц-опрос на тему «Является ли физика обязательным вступительным экзаменом в университетах?». Свое мнение высказывали все участники семинара.

Оказалось, что в НГТУ физику стали исключать из обязательных экзаменов. Профессор Владислав Дубровский говорит, что в университете к этому вопросу очень прагматический подход. Зачем терять контингент студентов и уменьшать конкурсы? Говорят, что если школьники лучше подготовлены по математике, то давайте и проверять по математике. Математика - уже профилирующий предмет на всех факультетах, а физика - нет, и часто вообще исключается. Абитуриент сейчас имеет возможность выбора экзаменов без физики, а это автоматически приводит к тому, что ребята изначально в школах ее не учат и не готовы к обучению физики в вузе.

В университете путей сообщения на дневных технических специальностях экзамен по физике есть, но на заочном и гуманитарных специальностях отменен. Выходит, что заочники-техники знают физику на «пять с плюсом»... В педуниверситете физика осталась на физическом, математическом, естественно-географическом факультетах и на технологии предпринимательства. Так как там физика - базовый предмет, то экзамены сдают все, в том числе «серебряные» и «золотые» медалисты.

- Но проблемы у нас большие, - сетует профессор Леонид Бобрыняк.- На учителя физики у нас набор 125 человек, а выпуск - человек 70. Итог такой, что «двоек» от 30% до 50%, причем в последнее время появилась такая проблема - студенты просто не приходят сдавать экзамены. И никаких рычагов воздействия на них нет совершенно. Есть такие студенты, у которых имеется задолженность на пятом курсе за третий курс. Ликвидировали это путем личных бесед с особо нерадивыми и направлением на платные курсы, и по «горячим следам» принимали задолженности.

В архитектурно-строительном университете физика снята лет десять назад, задача сразу была поставлена с тем, чтобы обеспечить набор. Как это проявилось - из группы в двадцать семь человек физику в школе сдавали человека два. Не в состоянии освоить курс высшей школы 25% поступивших. Уже на первой сессии уходит 20-30% студентов. При сдаче ЕГЭ 25% заваливают физику, 12% - математику. В Академии геодезии и картографии для таких студентов пытались организовывать факультативные занятия. Все начиналось очень хорошо, с 1 сентября все студенты записывались на занятия, но к концу первого семестра посещаемость исчезала полностью. Видимо, у студентов есть более важные проблемы, чем изучение физики...

Зато студенты Аграрного университета могут вздохнуть свободно. Ректорат принял решение запретить отчисление с первого курса!

- «Двойки» мы по-прежнему ставим, - говорит профессор Анатолий Пичугин, - но даем возможность исправить оценки, дополнительно ходить на факультативы, нанимать репетиторов, но не отчисляем, потому что большая часть студентов у нас оплачивает обучение не за первый семестр, а за первый год. Учитывая, что год от года абитуриенты идут все слабее и слабее, особенно по физике и математике, мы предусмотрели определенную схему. Зачисление идет до первого августа и проводится тестирование. Групп, хорошо прошедших тестирование, мы больше не касаемся. А для не прошедших тестирование предлагается платный выравнивающий курс в течение месяца, по окончании которого сдается экзамен. В течение месяца получается качественная подготовка, и после этого все студенты сдают. Эта схема действует у нас третий год.

По итогам семинара поступило предложение о создании городского координационного совета физического образования и обменного фонда оборудованием, методическими пособиями и учебниками, а также выработать единые требования к выпускникам школ. Учитывая, что дальнейшая демографическая обстановка предстоит очень сложная - уже в 2004 году предполагается провал на семь-восемь миллионов школьников, вузам придется серьезно позаботиться о качестве подготовки абитуриентов.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: