Новосибирск 3.3 °C

А меня премьеры разочаровали...

23.01.2003 00:00:00

Слово - читателю

 Я - давний почитатель оперы. Постоянный посетитель спектаклей нашего оперного театра. В Новосибирске живу с 1962 года и хорошо знаком с репертуаром театра за предыдущие годы. До этого времени жил и учился в Ленинграде, где имел возможность приобщиться к оперному искусству северной столицы. Поэтому, как любитель со стажем, решил поделиться впечатлениями о двух премьерах оперного театра. Первая из них - опера «Кармен» - состоялась в сезоне 2001-2002 гг., вторая - «Риголетто» - в декабре прошлого года. Оба спектакля поставлены режиссером А. Степанюком.

Как известно, в последние годы оперная труппа театра не баловала новосибирцев постановкой новых спектаклей такого масштаба. Гастролей больших оперных коллективов из других регионов, за исключением отдельных солистов, также давно не было. По этой причине с нетерпением ожидал встречи с шедеврами мирового оперного искусства.

К сожалению, долгожданная встреча в большей степени разочаровала, нежели обрадовала.

Может быть, мой голос будет звучать диссонансом в общем хоре дифирамбов и лестных отзывов, которые получили и получают эти премьеры (собственно, первая из них уже высоко оценена в официальных музыкальных кругах). Возможно, такой же успех ждет и второй спектакль. Тем не менее досада и огорчение, испытанные от постановки обеих премьер, особенно «Риголетто», побудили меня представить свое отношение к ним на суд общественности.

Принято говорить, что оперу слушают. Несомненно, музыка в оперном спектакле играет главенствующую роль. И все же, приходя в театр - храм искусства, мы хотим не только услышать и насладиться музыкой и пением, но также увидеть и оценить постановку, декорации, костюмы, игру актеров, сопереживать вместе с ними. Иными словами, составить цельное представление, получить полную гамму эмоций от оперного действа. И если высокое исполнительское мастерство музыкантов оркестра под умелым руководством дирижера С. Калигина духовно обогащает, дает хороший эмоциональный настрой, то постановки спектаклей лично у меня вызвали чувства иные: поначалу недоумение и протест против новаций, используемых в трактовке сюжетной линии опер, а затем просто неприятие такой творческой манеры режиссера.

В порядке иллюстрации приведу несколько примеров оригинальных приемов в раскрытии характеров действующих лиц обеих премьер. В первом действии оперы «Кармен» работницы сигарной фабрики с участием главных героев спектакля: Кармен (Г. Новикова) и Хозе (О. Видеман), выходя на площадь, стараются как можно натуральнее продемонстрировать любовные утехи с солдатами караула.

По ходу спектакля, в минуты раздумий, Кармен появляется на сцене в костюме, чем-то схожем с одеждой комиссара времен гражданской войны, неизменно с сигарой во рту (вероятно, таким приемом подчеркивается независимость натуры и абсолютная свобода поступков героини).

В последнем действии оперы, заканчивающейся трагическим финалом, Хозе, обуреваемый муками ревности (видимо, для большей убедительности состояния героя), держит бутылку (непременный атрибут российской действительности).

В опере «Риголетто» сцена выхода из покоев герцога обесчещенной Джильды (Л. Бондаренко) сопровождается весьма своеобразным приемом, характеризующим нравы придворной челяди. В последнем действии оперы странная фантазия режиссера превращает придворного шута Риголетто (В. Иванов) из традиционного по сюжету уродца-горбуна в стройного господина, весьма напоминающего частного английского детектива.

И, наконец, в этом же действии «венцом» творения постановщика стал полустриптиз герцога (А. Беляев) в окружении поклонниц-путан. Вероятно, поэтому слегка озадаченная такой «новинкой» публика отпустила героя со сцены после исполнения популярнейшей песенки герцога «Сердце красавицы...» без обычных в этом эпизоде аплодисментов. Непонятно, каким изысканным вкусам хотел угодить режиссер такими, на мой взгляд, сомнительными находками в прочтении сюжетной линии премьер.

Несколько слов о декорациях в постановке «Риголетто». Их упрощенный или (как надо полагать - по замыслу) осовремененный вариант в виде стены и геометрических в клеточку перегородок наводит уныние и, кажется, не очень сочетается с характером драматических событий, происходящих на сцене.

Излагая свою точку зрения, я отнюдь не претендую на истину в последней инстанции и вполне допускаю, что кому-нибудь высказанные здесь суждения о постановках покажутся спорными, слишком категоричными и консервативными. Однако все же представляется, что столь вольное и достаточно примитивное обращение с либретто классических, музыкальных произведений вряд ли станет новым открытием шедевров мировой классики.

В заключение не могу не высказать еще одну крамольную мысль. Как принято считать сейчас, ссылаясь на мировую практику, все оперы должны исполняться на языке оригинала, что мы и наблюдали в вышеназванных премьерах. Не владея языком оригиналов, не берусь судить о качестве исполнения, могу только предположить, что для выездного гастрольного варианта показа спектаклей в дальнем зарубежье такой подход оправдан. Однако глубоко убежден, что на отечественной российской сцене более приемлемым было бы исполнение на языке, понятном и доступном массовому слушателю. Подтверждением тому может служить блестящее исполнение на русском языке зарубежной оперной классики такими выдающимися русскими и советскими исполнителями как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, Н. Обухова, Е. Шумская, С. Лемешев, И. Козловский, Ю. Гуляев, П. Лисициан и др.

Объективности ради должен отметить, что публика, присутствовавшая на премьерах упомянутых опер (что отрадно, значительную ее часть составляет молодежь), довольно тепло приняла спектакли. Но позволю себе предположить, что многие из зрителей не видели других постановок этих популярных произведений и, следовательно, лишены возможности сравнивать.

И.А. ИВАНОВ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: