Оказывается, можно «гнуть» не только подковы, но и ... крылья самолетов.
Такую технологию разработали в Институте гидродинамики СО РАН. Она позволяет изготавливать цельные металлические изделия любой сложной формы, вплоть до крыльев самолетов с их «изгибистой» поверхностью.
Сегодня на самолетостроительных предприятиях всего мира крылья лайнеров делают из дюралюминиевых листов, сначала штампуя их, а затем сваривая. Чтобы придать металлическим пластинам нужную форму, зачастую применяют ручной труд, в том числе и «выколачивают» их специальными молотками.
Такая обработка приводит к тому, что в металле возникают микротрещины, что впоследствии может стать причиной аварии. Ученые Института гидродинамики СО РАН предложили принципиально иной способ. Они попробовали изогнуть крыло, очень медленно воздействуя на него сразу в четырех направлениях.
Устройство сибиряков напоминает популярные в стоматологии брекеты, предназначенные для выпрямления зубного ряда. В результате такой формовки поверхность металла приобретает заданную форму, а его ресурсные свойства из-за отсутствия механической обработки увеличиваются в два-три раза.
Подобным образом можно изготавливать не только крылья самолетов, но и днища легких кораблей, лодок, спутниковые антенны и пр. Новая технология прошла апробацию на заводе имени Чкалова, а полученные образцы были представлены на Международном аэрокосмическом авиасалоне в Ле Бурже.