Новосибирск 10.7 °C

Контроль превыше закона?

28.01.2003 00:00:00

Кто и как контролирует
пассажирский транспорт в Новосибирске?

 На одного с сошкой, как говорят на Руси, в среднем приходится семеро с ложкой. Именно такая ситуация наблюдается в последние годы на маршрутах новосибирского городского транспорта. По ходу работы мне нередко приходится общаться с коллегами из других городов - должен сказать, что при описании нашей системы пассажирских перевозок все, что называется, диву даются.

Давайте представим себе рядового перевозчика на маршруте. Под чью облаву он может угодить - ежедневно и ежеминутно?

ГИБДД - правоохранительная структура, подчиненная органам местного самоуправления. В отличие от федеральных структур, например, уголовного розыска или ОБЭП, ГИБДД содержится за счет местного бюджета, иначе говоря, за счет налогов, уплачиваемых теми же перевозчиками. Тем не менее, помощи от инспекторов ГИБДД на линии особо ждать не приходится, а вот на «отлов» нарваться запросто. Нередки случаи (копии соответствующих протоколов есть в нашем союзе), когда инспектора районных ГИБДД начинают заниматься, к примеру, проверкой графиков движения транспорта или наличия договоров с МУ «ЦУГАЭТ», что в их функции абсолютно не входит. Их, в принципе, понять можно: каждый автобус или «маршрутка» - живой источник наличности для штрафа. Тем не менее перечень документов, которые водитель обязан иметь при себе, четко указан в федеральном законе - Правилах дорожного движения. Никакие иные документы обязательными не являются, и требовать их инспектор не вправе.

КРС - контрольно-ревизорская служба управления пассажирских перевозок (УПП) мэрии. Структура с любопытной историей: создавалась она для борьбы с хищениями государственного имущества, иначе говоря, для контроля ГОСУДАРСТВЕННОГО транспорта. Тем не менее, сотрудников КРС частенько можно видеть на проверках частного транспорта, к которому ревизоры УПП отношения не имеют.

Мелочь? Не скажите. Как юрист, могу заверить - крупные нарушения закона произрастают из мелких. Представьте, к примеру, что сотрудникам некоего банка дали право контролировать все операции банка-конкурента. Абсурд? Но на рынке пассажирских перевозок Новосибирска УПП непосредственно является одним из крупных перевозчиков. При таком раскладе проверки КРС - не что иное, как незаконный способ воздействия на независимых конкурентов, причем довольно эффективный.

Подчеркну, я не против контроля на линии. Более того, убежден в том, что любой член нашего союза, и просто любой перевозчик, заинтересован в честной работе по строгим правилам на основе закона. Но пока то, что происходит на наших маршрутах, как правило, на законе не основано.

В этом плане представляет немалый интерес еще одна контролирующая организация - Российская транспортная инспекция (РТИ). По своему статусу это чисто федеральная структура, подчиненная Министерству транспорта. Мало того, что наши местные перевозчики к столичному министерству отношения не имеют - если мы внимательно изучим функции, которыми была наделена РТИ с момента ее создания, мы обнаружим, что практически все они дублируются соответствующими функциями ГИБДД. И даже проверки выполнения лицензионных требований перевозчиками, проводимые РТИ, могут успешно выполняться (и выполняются) сотрудниками ГИБДД без больших проблем.

Согласно нынешним правилам маршрутной игры, ни одного перевозчика без лицензии на линию не выпустят. Но мало кто знает, как протекает сам процесс ее получения в городе Новосибирске. Существует Федеральный закон РФ о лицензировании отдельных видов деятельности, принятый Государственной думой 13 июля 2001 года. Статья 9 этого закона четко определяет список документов, необходимых для получения лицензии, и не допускает требовать иные документы сверх этого списка. Тем не менее, когда претендент на лицензию приходит в Новосибирское отделение РТИ, ему приходится предоставлять длинный ряд документов, которые в законе не фигурируют: от договора на предрейсовый медицинский контроль до, к примеру, договора на проведение технического осмотра и ремонтных работ.

И это только начало не предусмотренного законом пути. Далее назначается проверка РТИ: лицензии еще нет, будущий перевозчик еще не является субъектом лицензионных отношений, но тем не менее... Теперь, например, требуются путевые листы водителей - при том, что ни один автобус из гаража еще не выезжал. Плюс порядка двенадцати рабочих журналов, плюс... и так далее. Как именуют на Руси такую ситуацию, закон - тайга и прокурор - медведь.

Да и сами вопросы в акте проверки во многом выходят за компетенцию сотрудников РТИ. К примеру, вопрос о качестве медицинского освидетельствования: это качество может оценить разве что медик, и то не каждый...

Особый момент - дорожно-транспортное происшествие на линии. По приказу Министерства транспорта, которому подчинена РТИ, в течение 5 суток должен быть дан доклад о причинах аварии и ее виновнике - при том, что квалифицированное следствие, которое проводится правоохранительными органами (РТИ к ним не относится) в таком случае может продлиться не одну неделю. В результате - опять же проверки и проверки, зачастую просто бессмысленные.

Вот и возникает то главное, ради чего я пишу эти строчки - свои права надо уметь отстаивать. Не каждый перевозчик, к примеру, знает, что те же сотрудники РТИ имеют право вести контроль на линии только на стационарных или зарегистрированных передвижных постах - обычная на сегодня практика группового рейда по проверкам пассажирского транспорта на линии с участием ГИБДД и КРС тоже по сути своей незаконна.

Так что пора наводить порядок - лучше всем вместе, так, как это сделано в соседних городах. Есть закон - следовательно, одним надо его выполнять, а другим - требовать его выполнения. Именно это отвечает интересам как перевозчиков, так, в конечном итоге, и пассажиров.

А по всем возникающим проблемам можно обращаться к нам, в Сибирский автотранспортный союз.

Пока что наш адрес:
улица Ватутина, 39.
Телефон 49-53-64.

Александр ПАВЛЕНКО, председатель
Сибирского автотранспортного союза

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: