- Александр Витальевич, какими наиболее яркими достижениями был ознаменован 2002 год? Что удалось сделать, о чем впоследствии можно будет вспоминать с гордостью?
Александр Целько. Фото Сергея ПЕРМИНА |
Что это даст? Ремонтно-строительные работы, выполненные зимой, позволяют за счет увеличения скорости движения поездов повысить пропускную способность Среднесибирского хода до 55 пар поездов в сутки. В летний период будет обеспечено выполнение запланированного объема работ по усиленному капитальному ремонту пути Транссибирского хода и качественное выполнение графика движения пассажирских поездов. Будут освоены заданные объемы перевозок при выполнении качественных показателей работы подвижного состава. Ускорится и оборот вагона за счет увеличения участковой скорости, что в конечном итоге позволит увеличить погрузочный ресурс. Повысится безопасность движения поездов. Реализация этих мероприятий позволит специализировать Транссиб в основном на пассажирских и транзитных контейнерных перевозках с допускаемыми скоростями до 140 км/час, а Среднесибирский ход - на пропуске грузовых поездов. Работники путевых машинных станций в сложных условиях сибирской зимы работают с энтузиазмом, потому что понимают всю важность для дороги скорейшего пуска в эксплуатацию вверенных им перегонов.
Хочу подчеркнуть, что многие свои наболевшие проблемы Западно-Сибирская магистраль старалась и старается решать собственными силами, не перекладывая заботы на плечи министерства. Так, в целях обеспечения технологических нужд путевого хозяйства запущен в эксплуатацию первый пусковой комплекс Камнереченского карьера со щебеночным заводом. Высокое качество добываемого здесь щебня позволяет укладывать его в путь с железобетонными шпалами и увеличить межремонтные сроки службы верхнего строения пути в 1,3-1,5 раза. На дороге успешно решается проблема обеспечения грузовых и пассажирских вагонных депо колесными парами нового формирования и отремонтированными в объеме заводского ремонта. С этой целью на станции Иртышское ведется строительство вагонных колесных мастерских по типу ВКМ Горький-Сортировочный производительностью 50 тысяч колесных пар в год. Это полностью покроет потребность дороги в колесных парах и позволит в будущем закрыть низкопроизводительные вагонные колесные мастерские на станциях Омск-Сортировочный и Белово.
- Александр Витальевич, 24 декабря Государственная дума в третьем чтении приняла пакет законопроектов, обеспечивающих юридическую базу структурной реформы железнодорожного транспорта. Это значит, что реформе окончательно и бесповоротно дан зеленый свет. Какие реформаторские мероприятия намечены на нашей дороге в 2003 году?
- Нынешнее голосование в Государственной думе, которым большинство депутатов поддержали реформу железнодорожного транспорта, трудно переоценить.
Что дальше? Правительство приступило к формированию остальной нормативной базы, а это около 700 нормативных актов, необходимой для того, чтобы работать в новой структуре ОАО «Российские железные дороги». На Западно-Сибирской проведена инвентаризация имущества, стоимость которого составила 49278 млн рублей. Завершается работа по инвентаризации и межеванию земель федерального железнодорожного транспорта. Инвентаризации на нашей дороге подлежат 98 тысяч гектаров.
Входить в новую структуру с долгами нельзя. В соответствии с постановлением правительства РФ N 890 от 25 декабря 2001 года дорогой реструктурирована задолженность перед федеральным, региональными и местными бюджетами в размере 2,9 млрд рублей. В целом на погашение задолженности по реструктуризации в 2002 году направлено более 560 млн рублей, и это было сделано при безусловном внесении ежемесячных текущих платежей в размере, превышающем 700 млн рублей. Кроме того, дороге досрочно было списано около 1 млрд рублей пеней и штрафов.
Сделано много, предстоит еще больше. 2003 год будет, можно сказать, переломным, решающим. К этой динамичной работе готовы и в Министерстве путей сообщения, и на дорогах сети, в том числе и на Западно-Сибирской.
Развитие дороги невозможно без тесного взаимодействия с субъектами Российской Федерации, территории которых она обслуживает. Решения выездного заседания президиума Госсовета в Междуреченске тому подтверждение.
- В связи с этим можно ли сделать вывод, что в 2002 году взаимовыгодное партнерство между Западно-Сибирской и регионами стало еще более тесным?
- Да, это так. Примеров, подтверждающих эффективность такого партнерства, на магистрали много. Выездное заседание президиума Государственного совета в Междуреченске, которое прошло под председательством президента России В. В. Путина, еще более активизировало эту работу. Практическим выполнением решений заседания стало подписание 12 октября в Кемерове «Программы развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на период 2002-2005 гг.» Мы ее подписали с губернатором Кемеровской области А. Г. Тулеевым и руководителями угольных объединений региона. В целях обеспечения вывоза растущих объемов добываемого в Кузбассе угля до 150 млн тонн в 2005 году предусмотрено развитие ряда объектов транспортной инфраструктуры. В соответствии с этой программой в 2003 году планируется построить второй главный путь на перегоне Ускат-Терентьевская, открыть вторые пути на перегонах Среднесибирского хода, открыть второй путь на перегоне Блокпост - 605 км - Плотинная, выполнить работы по удлинению путей на станциях Входная, Иртышское, Юрга-1, Судженка. Мы будем развивать и совершенствовать технологию работы железнодорожных станций Ерунаково, Красулино, Терентьевская, Мереть, Белово. Это только часть из того, что нам предстоит сделать. Реализация данной программы создаст условия для дальнейшего совершенствования и развития на дороге технологии пропуска поездов повышенного веса и длины по главному Транссибирскому ходу. А полная электрификация Транссиба позволит организовать ускоренный пропуск сформированных на Западно-Сибирской дороге маршрутов с кузбасским углем и грузами металлургической промышленности массой 6000 тонн без перелома веса до пограничных и предпортовых станций на побережье Тихого океана.
Далее, для повышения перерабатывающих способностей подъездных путей угледобывающих предприятий предусмотрено завершить строительство и ввести в эксплуатацию электрифицированный соединительный путь Красулино-Ускатская. Построить три дополнительных электрифицированных пути на станции Ускатская.
В Кузбассе сохраняется тенденция роста промышленного производства и объемов перевозок. Западно-Сибирская готова к этому.
Столь же активно развивается взаимовыгодное сотрудничество дороги с другими регионами. Накануне Нового года подписаны договоры о взаимодействии и сотрудничестве Западно-Сибирской железной дороги с администрациями регионов. Развивается регион - развивается дорога. А в выигрыше государство.
Авторитет и значимость нашей дороги традиционно высоки. По большинству эксплуатационных и финансово-экономических показателей мы всегда были, образно говоря, на правом фланге.
- Удалось ли по результатам работы в 2002 году сохранить эти позиции?
- Дорога в целом успешно закончила год как по объемным, так и по качественным показателям. В нынешних условиях, когда нам самим приходится зарабатывать средства на приобретение новых локомотивов, вагонов и многого другого, наша главная задача - перевозить больше, зарабатывать «с колеса». Необходимо наращивать объемы перевозок.
В 2002 году дорогой погружено 211,8 млн тонн грузов, что на 1,6 млн тонн выше плана и на 8,9 млн тонн выше уровня 2001 года. При этом себестоимость перевозок на дороге на 29 процентов ниже среднесетевой. Но не все из намеченного удалось достичь. Так, в целом по году мы не смогли выйти на 100-процентное выполнение плана по грузообороту (из-за резкого снижения транзитных перевозок) и по пассажирообороту.
Конечно, можно сослаться на объективные причины, но их констатацией дела не поправишь. Необходимо с еще большей настойчивостью изыскивать дополнительные резервы, активнее работать с регионами, создавать условия для успешной конкуренции с другими видами транспорта.
- Александр Витальевич, в связи с преобразованиями в отрасли растет озабоченность железнодорожников, ветеранов тем, сохранятся ли на дороге социальная сфера, льготы и гарантии, предусмотренные тарифным соглашением и коллективным договором?
- Недавняя отчетная профсоюзная конференция подтвердила, что к сегодняшнему дню практически все их пункты выполняются. В течение года мы совместно с профсоюзным комитетом магистрали внимательно проанализировали положение с социальной сферой на дороге, определили, с какой нагрузкой тот или иной объект функционирует, в полной ли мере соответствует своему предназначению.
Сегодня мы вынуждены считать каждую копейку, нам не по карману содержать объекты, работающие с малой эффективностью. Передаем их в муниципальную собственность. Оставляем же самые необходимые, с хорошей материально-технической базой и квалифицированными профессиональными коллективами.
Социальная сфера магистрали должна быть достаточной для того, чтобы в полном объеме выполнять поставленные перед ней задачи, оказывать влияние в том числе на технологические процессы, безопасность движения поездов.
Возьмем дорожную медицину. На начало 2003 года здравоохранение магистрали включает 13 больниц, 4 поликлиники, противотуберкулезный диспансер. Сохранено первичное медицинское звено - ФАПы и здравпункты. Все это позволит дорожному здравоохранению работать качественно и эффективно. Реформируется и сеть дорожных учреждений образования, культуры и спорта. Так что могу с уверенностью сказать: и в наступившем году железнодорожники и ветераны Западно-Сибирской будут чувствовать на себе заботу со стороны руководства дороги и отрасли.
- На Западно-Сибирской магистрали ветеранов называют «золотым фондом».
- Мы с огромным уважением и почтением относимся к нашему старшему поколению. Неоценим вклад ветеранов в обеспечение безопасности движения поездов, в воспитание молодых железнодорожников в духе славных трудовых традиций. Дорога чем может помогает ветеранам, пенсионерам: в 2002 году более 50 тысячам человек была выплачена материальная помощь на сумму почти 70 млн рублей, 1,5 тысячи пенсионеров подлечились в санаториях и профилакториях. Очень многим оказана адресная помощь в доставке топлива, овощей, ремонте квартир, в приобретении лекарств, в выделении средств на дорогостоящие медицинские операции. Вопрос поддержки ветеранов для нас был и остается приоритетным.
- Александр Витальевич, что бы вы хотели пожелать труженикам Западно-Сибирской железной дороги в наступившем году?
- Хочу пожелать всем счастья, добра, здоровья! Нужно идти вперед, добиваться большего. В этом залог завтрашних трудовых побед.