Новосибирск 0.2 °C

Бьет - значит любит...

13.02.2003 00:00:00

Почему ни милиции, ни суду не удается
остановить насилие в семье?

 Много чего случается в новогоднюю ночь... Только наступил год 2002-й, только успела заснуть бабуля с внучкой, как подскочили обе от женского крика. Думали - в подъезде. Но шум доносился от соседей, где жила молодая женщина с мужем. Похоже, там дрались. Но вскоре глухие резкие удары сменились напряженной тишиной. Бабуля глянула на часы: около половины пятого. Она не знала, что в эти же минуты телефонный звонок поднял немолодую женщину на другом конце города. Сын странным голосом просил мать срочно приехать, дескать, повздорил с женой. Она подхватилась, ожидая чего-то нехорошего. Предчувствие не обмануло. Жена сына, с которой он жил уже лет шесть, лежала в своей квартире на полу, избитая, без признаков жизни. Вскоре тоже по звонку пришли мать и сестра убитой. А через минуты подъехал наряд из дежурной части.

...Новый год встречали вчетвером. Тридцатипятилетний Игорь Левченко, его жена, сестра жены и их знакомый. Заведенный обряд празднования - выпивка, прогулка, сходили к родителям сестер, которые жили в соседнем доме. По рассказам подсудимого, он приревновал жену к гостю. Хотя в его повествовании встречаются смутные места. Не помнит, как оказался в кухне за столом. Когда проснулся, в комнате вроде увидел, как супружница обнимается с гостем. И «помутнело перед глазами». А может, ему показалось? Он даже не мог ответить на вопрос, кричала ли жена, когда он на нее набросился. Соседи проснулись от крика, а он не помнит. «Возможно, и кричала, я сильно был злой». Или пьяный, скорее всего. Сколько ударов и куда нанес, не помнит: «разозлился - хотел ее наказать, но убивать не хотел». Сестра к тому времени ушла к родителям. Гость говорит свое: Игорь из кухни зашел в комнату, толкнул жену, схватил его за грудки. Гость оделся и ушел. В шесть утра ему позвонила мать Игоря...

Так ли, не так ли было? Теперь не восстановить, «праздновали» круто. Родственники обвиняют друг друга: она пила, он пил... В этом ли дело!? Мужчина, муж забил женщину - не менее семнадцати ударов. Девять лет по статье за причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть. С первого января пошел второй год заключения Игоря Левченко.

Еще недавний приговор. Безногий инвалид под шестьдесят лет в процессе совместного распития отправил свою жену на тот свет. Один удар кухонным ножом в спину с поражением селезенки, и женщина истекла кровью. А инвалиду с учетом немощи приговор ниже низшего предела - шесть лет.

Нет статистики, как часто женщина становится жертвой семейного насилия. От мужа, от отца, отчима, сына даже... Но есть сами факты, которые заставляют всерьез говорить о проблеме, которая до сих пор кое-кому кажется надуманной. Да и поговорка «Бьет, значит любит» по-прежнему воспринимается не только иронически. Статьи Уголовно-процессуального кодекса «Побои», «Истязания» отнесены к так называемым делам частного обвинения. Если муженек распускает руки, то защита женушки только в ее собственных руках, если она захочет наказать обидчика по закону. Новый УПК несколько осложнил процедуру. Приехав на семейный скандал, милиция теперь не возбуждает уголовное дело, берет объяснения и передает их в суд, а он уже уведомляет пострадавшую сторону, что она вправе подать частную жалобу. Естественно, проводится экспертиза, суд может сделать запросы. Но уголовное дело, в основном, формируется самой пострадавшей. Много ли дел частного обвинения?

Как сказала нашему корреспонденту мировой судья Ленинского района Ольга Скрипкина, только за январь получено тридцать материалов, большая часть именно по семейным разборкам. В суде чаще всего стараются примирить воюющие стороны. Для кого-то и таких мер достаточно. Но есть более тяжкие основания, по которым можно привлечь домашнего деспота. Например, статья 119 - угроза убийством, весьма популярная. Но далеко не всегда слабая половина доводит «мщение» до логического конца.

Такая, например, семейная «эпопея». Она - просто продавец винно-водочного отдела, он - просто муж, без определенных занятий с признаками явного забулдыги. Не выдержала женщина, подала в суд - уж больно страшно стало, когда муж с ножом гонял ее по квартире. Но перед судом он «обезопасился»: во-первых, закодировался, во-вторых, каялся, плакал. Много ли женщине надо, тоже слезу пустила, молила - простите. И вымолила - условный срок. Через три месяца вторая серия трагикомедии: он гонял ее уже по всем девяти этажам, причем, как свидетельствовали очевидцы, был «почти без ничего». И снова женушка пожалела мужа, да и себя: что я буду без него делать. И отказалась от дела... Если он все же однажды ее догонит, кого винить? Женщина не хочет быть обвинителем, а значит рискует превратиться в жертву.

Почему? Ведь не только стародавнее российское «бьет - любит» тому причина. Женщины и обстоятельства их бытия изменились. Иным пальца в рот не клади. Суть в том, что домашнее насилие над женщиной - удел не только россиянок. И в тех самых цивилизованных странах оно не изжито. Там, правда, довольно распространены разные общества, где женщина может отсидеться, убежав от изверга, где учат, как себя защитить и обезопасить, как обратиться к закону. Почему же все-таки пострадавшие возвращаются к мучителям? Можно ли считать это нормальной реакцией на «безумную» ситуацию. Представление о том, что жертвы домашнего насилия не уходят от своих мучителей, потому что им нравится такое обращение, - миф. Причины многочисленны и различны в каждом отдельном случае. Психологи, которые занимаются проблемой, указывают несколько. Одна из них - реальный страх, что насилие станет еще более жестоким. Не секрет, что женщина часто знает: как только она пытается воспользоваться чьей-то помощью, ей достанется еще больше. Даже при разрыве отношений насилие нередко возрастает. Есть мужчины, которые удерживают жертву тем, что постоянно говорят: тебе от меня не избавиться. Бывают ситуации, когда взаимная неприязнь, мягко говоря, превращается чуть ли не в цель жизни. Солидный мужчина, совсем не забулдыга в отличие от муженька торговки спиртным, тем не менее регулярно бьет жену. Обоим за пятьдесят. Развелись и разъехались. Но встречи и схватки не прекратились, доставалось и взрослой дочери - пыталась заступиться за мать. Теперь дошло до суда. Будет ли вообще конец?

Страх держит женщину. А еще невозможность получить, например, финансовую помощь, отсутствие нормального жилья. Мировой судья Ольга Скрипкина как одну из важнейших причин женского бесправия называет совместное проживание разведенных супругов. Если посмотреть дела о побоях, издевательствах, угрозах убийством, то чуть не все «разборки» происходят в таких «коммуналках». Квартиры не делят по разным причинам: каждому достанется лишь по комнате или просто не хотят обременять себя хлопотами. Лучше терпеть. Прямо-таки бесовщина какая-то. Женщина, даже разведенная, настолько внутренне травмирована, что часто не может мобилизовать силы, необходимые для прекращения всяких отношений и начала новой жизни для себя и своих детей. Да еще воздействуют так называемые традиционные ценности, призывающие к сохранению семьи любой ценой.

Невероятно тяжелый и неоднозначный это вопрос - домашнее насилие. Миф и то, что все пострадавшие пассивны и склонны к повиновению. Крайнее выражение - нож в руках у матери семейства. Но не дай Бог такого сопротивления. Обращение в суд, как видим, дорога не для всех. И нередко женщина проходит через весь процесс лишь для того, чтобы увидеть, что суду не удается остановить насилие. И она вынуждена вернуться к своей старой стратегии выживания. То есть временное примирение, какая-то странная вера, что этого больше не повторится. Или утверждение, что она «все еще его любит». Нежелание даже давать показания в уголовном процессе является результатом того, что она травмирована насилием и что она - человек, которого истязает другой, близкий ей человек. То, что людям со стороны кажется странным, чуть ли не мазохистским и безумным, всего лишь, с точки зрения женщины, нормальное поведение, единственно возможное для выживания ее самой и ее детей. Но разве это правильно? Все равно агрессия, которую терпят, но не препятствуют ей серьезно, вырывается. Домашние деспоты чаще всего пьяницы, а им, как известно, закон не писан, они сами над собой не хозяева.

Может быть, редакция нового Уголовно-процессуального кодекса, когда женщина, в рамках закона, сама должна быть активной, направлена на то, чтобы разбудить ее самосознание, чувство собственного достоинства, дать ей в руки правовое оружие. Но оно столь, как бы мягче сказать, медлительное, что далеко не все готовы ввязаться в тяжбу. Но и прощать далеко не все согласны.

Живет смирная терпеливая женщина с мужем дворником и девятнадцатилетней дочерью. Отчим не дурак выпить. Бывали ссоры - то самое невидимое миру, запертое в четырех стенах банальное домашнее насилие. Как-то наклюкался дворник спиртом неизвестного качества. До такой степени, что когда падчерица говорила по телефону, его это взбесило. Набросился, таскал за волосы и в завершение пырнул ножом. Повредил печень. Представьте, какие последствия могут быть у девушки. В суде дворник чуть не на коленях стоял, рыдал, но она не простила. Да и с какой стати? Наказание объявлено на днях в одном из районных судов - лишение свободы.

Последствия внутрисемейной агрессии, даже если они впрямую не сказываются на здоровье, могут быть очень неприятными чисто психологически. Не спится, в голову лезут неприятные мысли. Перед внутренним взором возникают гадкие эпизоды, становятся навязчивыми. Состояния чрезвычайно тягостны, так как со временем неприятные воспоминания приобретают все большую назойливость и агрессивность, и все больше сил требуется, чтобы защитить от них свое сознание... Необходима бывает помощь психотерапевта. Но наш народ пока не очень привык к таким изыскам. Есть психологи в районных комплексных центрах социального обслуживания. Не стоит стесняться - надо обращаться туда... Пока в ход не пошли ножи.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: