Новосибирск 13.6 °C

«Солярис» на новой орбите

20.02.2003 00:00:00

«Солярис» (Solaris), США, 2002 год. Режиссер и сценарист: Стивен Содерберг. В ролях: Джордж Клуни, Наташа Макэлхон, Джереми Дэвис. По роману Станислава Лема.

 Сегодня в кинотеатре «Прогресс-киномир» стартует премьера фильма Стивена Содерберга «Солярис». Из названия понятно, что снят он по мотивам фантастического романа Станислава Лема. Хотя создатели и не скрывают, что это скорее римейк знаменитого одноименного фильма Андрея Тарковского 30-летней давности. Поэтому перекличка фильмов и романа при просмотре неизбежны. Впрочем, и тем, кто не читал классика фантастики Лема и не смотрел классика кино Тарковского, тоже будет интересно посмотреть «Солярис» ХХI века.

Солярис - это планета, вся поверхность которой покрыта океаном. Причем океаном думающим. Эдаким Aqua Sapiens. Люди думают, что изучают Солярис, а на самом деле Солярис изучает их, оживляя образы мучающей их совести. И не каждый готов к такой проверке.

После таинственного послания одного из участников экспедиции, близкого к сумасшествию, Комиссия по космическим исследованиям отправляет на Солярис психиатра Криса Келвина. Он должен разобраться с тем, что происходит на борту, и, в крайнем случае, свернуть экспедицию.

Но в первую же ночь на Солярисе к Крису является жена, которая покончила с собой семь лет назад. Его мучает совесть, которая является ему в самом неприглядном виде и казнит за то, что память человеческая избирательна. Поначалу он не верит в реальность произошедшего и пытается избавиться от «клона совести». То отправляет в открытый космос, то расщепляет на атомы. Но каждую ночь образ опять становится реальным. Причем с каждым разом Рея, рожденная Солярисом, все больше и больше похожа на Рею земную. Плюсы в этом есть, но есть и минусы - она вспоминает, что на Земле была не нужна Келвину, и на Солярисе тоже пытается покончить с собой, выпив жидкий кислород. Но совесть умирает только вместе с человеком, которого мучает. Поэтому Рея воскресает, и все начинается сначала...

На роль Криса Келвина, которого сыграл у Тарковского Донатас Банионис, пригласили Джорджа Клуни. Роль Реи (у Тарковского - Хари, сыгранная Натальей Бондарчук) исполнила Наташа Макэлхон. Других героев продюсеры «репрессировали», зато ввели обязательную в американском политкорректном кинематографе чернокожую актрису в роли доктора Гордон. И хотя в голливудском «Солярисе» мучения Келвина-Клуни более приземленные, чем метания Келвина-Баниониса, а Наташа Макэлхон старательно и безуспешно копировала воскрешение героини Натальи Бондарчук (от которого зрители вздрагивают и после неоднократного просмотра!), фильм так же далек от книги, как и работа Тарковского, и несет уже свою, ни на что не похожую психологическую нагрузку. Отдельная история отдельного сумасшествия.

Хотелось бы отметить и саундтрек к фильму. Конечно, с музыкой Эдуарда Артемьева и фа-минорной хоральной прелюдией Баха работа Клиффа Мартинеса не сравнится, но качество настолько достойное и так сочетается с общим настроением картины, что подчас не замечаешь отдельных слишком голливудских ходов, которых Станислав Лем, слава Богу, не увидел (когда, например, явившаяся память убила своего создателя и заняла его место).

Режиссер картины Стивен Содерберг известен по таким картинам, как «Одиннадцать друзей Оушена» и «Траффик». И, наверное, не случайно его первая работа в кино совпала по времени с последней работой Тарковского - в 1986 году.

 Прокат в Америке пока несравним с доходами от того же «Человека-паука» или «Где моя тачка, чувак?», но у прокатчиков есть другая надежда - привлечь в кинотеатры думающих людей, которые перестали ходить в кино еще в 90-х, когда прокат заполонили многочисленные и однообразные «стрелялки-догонялки», снятые по мотивам комиксов для подростков. Причем самые большие надежды возлагаются именно на Россию, как страну самого интеллектуального зрителя.

На интернет-форумах киноманов уже сейчас можно встретить самые противоположные отзывы, но по большей части почему-то ругательные. Например, такие: «Этот фильм - пародия-насмешка над произведением Лема. Я думала, что, естественно, с великим Тарковским никто не сравнится, тем более какой-то там Содерберг. Но такого разочарования не ожидала. Не ходите, не тратьте свои деньги!» Или: «Произведение тяжелое само по себе, а экранизация и того подавно. Вердикт однозначный: скучно, вяло, поверхностно. Мы не верим Клуни Джорджу, так как сел он прямо в лужу». А с официальной и по большей части хвалебной информацией можно познакомиться на сайте: www.sola-risthemovie.com.

Массовый зритель такую картину, скорее всего, не примет. Но не потому, что фильм неинтересный, и не потому, что Станислав Лем не так читаем, как Стивен Кинг. А просто потому, что, по мнению прокатчиков, за последние 10-15 лет из кинотеатров ушел зритель старше 30, а подросткам такая глубокая философия непонятна в силу возраста. Чтобы смотреть «Солярис», нужно хоть кого-то потерять. И по своей вине.

Поэтому перед походом в кино подумайте еще раз - а ваша совесть готова к такой проверке?


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: