Новосибирск 0.5 °C

«Больше так жить не могу... Ухожу»

26.02.2003 00:00:00

С каждым годом в Новосибирске становится
все больше самоубийств

В реанимационной палате врач-токсиколог Александр Огудов. Фото Михаила ТУЛЬСКОГО

 По данным Новосибирской станции скорой помощи, за полтора месяца нового года уже около двухсот жителей города совершили попытку самоубийства, из них двадцать пять закончились летальным исходом. В 2000 году в городе зафиксировано 450 попыток добровольно уйти из жизни, 2001 - 839, 2002 - 1559. Из них порядка шестидесяти процентов - женщины среднего возраста, двадцать пять - мужчины, остальные пятнадцать - дети!

И это только официальные данные. Сколько же на самом деле горемык решают уйти - не может сосчитать никто. Например, метод «Анны Карениной», как утверждают сотрудники УВД на транспорте, расшифровать невозможно: попал человек под поезд случайно или все же решил таким образом умереть. Так же нельзя определить и «наркотическую» смерть: наступила ли она вследствии умышленной передозировки или нет. Однако общая тенденция налицо - самоубийц в Новосибирске с каждым годом становится больше.

«Ни один человек не в силах вынести эти муки, что вынес я за эти последние три года. Больше так жить не могу. Ухожу...»

«Мама, я не могу больше так жить. Прощай.»

«Мне пятьдесят четыре года. Больше не вижу смысла продолжать это бессмысленное, унизительное существование...»

«Юра, теперь ты свободен. Я не буду тебе больше мешать. Живи счастливо...»

«Больше нет сил. Я так долго мучаюсь от своих болезней и мучаю всех вас. Поцелуйте внучку...»

Такие записки обычно находят в квартирах самоубийц. Подобных записок - десятки, сотни. Впрочем, примерно половина суицидов остается без всяких письменных объяснений.

Две недели назад мужчина пятидесяти лет, житель Дзержинского района, решил свою судьбу окончательно. Предварительно вымылся, надел свой лучший костюм, достал фотографию и, расположившись на диване, перерезал себе вены. Скорая ему не понадобилась - исход был летальный. Он был одиноким инвалидом. Записки не оставил.

На прошлой неделе в одном из подъездов девятиэтажного дома повесился мужчина средних лет. Сделав петлю из ремня, продел ее через голову, а другой конец привязал к батарее. Подогнул ноги и... задохнулся.

- Вообще по каким-то непонятным причинам в последнее время самоубийцы выбирают подъезды, - рассказывает заместитель главного врача городской станции «Скорой помощи» Тамара Савичева, - с чем это связано - неясно. Самое непонятное, что это не какие-нибудь маргиналы типа бомжей. Бомжи вообще не склонны к суицидам, они либо замерзают зимой на улицах, либо травятся суррогатным спиртным. Пытаются уйти из жизни вполне, если можно так сказать, благополучные люди. Правда, это благополучие лишь верхняя часть айсберга. Что на самом деле движет отчаявшимися людьми, практически не знает никто.

Самые распространенные способы - это отравление, повешение и перерезание вен. Реже прыгают из окон и бросаются под поезд. Некоторые и вовсе ищут нестандартные решения.

Несколько лет назад девятиклассница выбрала для самоубийства сорокаметровый трамплин в районе педуниверситета. Взобравшись по лестнице, ведущей к верхней точке лыжного спуска, кинулась вниз. К счастью, осталась жива, пролежав некоторое время в больнице.

Совсем недавно в одном из сел области мужчина пытался отпилить себе голову бензопилой...

Клиническая городская больница N 34 - единственная в городе, куда ежедневно привозят несчастных после попытки самоубийства. Вынутых из петли, отравившихся, с перерезанными венами. Десятки людей - молодых, старых, одиноких, семейных, мужчин, женщин...

Сначала реанимация. Промывание, зашивание, переливание крови... Врачам не до того, чтобы сразу вникать в тонкости драм своих пациентов. Откачать бы.

На больничной койке лежит Оля. Муж пил, бил ее, а уйти некуда, вот и наглоталась таблеток. А Зину на работе оскорбили... Люди пытаются покончить с жизнью приходя из гостей, из жэков, со свидания... Теперь они лежат на больничных койках с забинтованными горлами, руками и закрытыми глазами... Отвернувшись к стене, пытаются осмыслить произошедшее и решить для себя - счастье ли, что им вернули жизнь?

Александр Огудов, зав. токсикологическим отделением 34-й больницы
 Заведующий токсикологическим отделением 34-й больницы Александр Огудов пятнадцать лет работает с пациентами - самоубийцами. Это сотни человеческих тел и... душ.

- В нашем отделении лежит много разных людей. Большинство - молодежь, студенты. Вчера девушку на «скорой» привезли. Ссора с матерью, затем упаковка ношпы. Когда откачали, кричала: «Не хочу жить». Уговаривали, объясняли. Сегодня ее спрашиваю: «Еще травиться будешь?» Говорит, что нет. Я ей верю. Вы думаете, самоубийца это тот, кто не хочет жить? Ничего подобного - они хотят жить, может быть, даже больше, чем мы с вами.

- Какие основные причины суицидов?

- В молодом возрасте, как правило, несчастная любовь, ссоры с родителями, непонимание сверстников. В зрелом, причины могут быть разные. Это и уход одного из супругов, производственные конфликты, экономическая нестабильность... Кстати, последняя причина, чаще всего встречается у женщин. Мужчины проще к этому относятся и, если уже решили уйти, то таблетки не пьют. Веревка, крюк, табуретка. А после этого спасать уже не приходится. Очень много поступает стариков. Возраст - от пятидесяти и до ... Сейчас семидесятилетняя бабушка у нас находится. Зять с дочкой над ней издевались. Не давали есть, били, выгоняли на мороз. Она не выдержала и отравилась. Спасли ее, а она плачет: «Зачем внучек, я же никому не нужна». Что греха таить, иногда старики становятся обузой, а они это чувствуют. Большинство из них, конечно, уже с нарушенной психикой, но далеко не все.

- Есть отличие между нормальным, обыкновенным человеком и самоубийцей?

- Обыкновенный человек трезво и реально оценивает жизнь в любых ее проявлениях. Он принимает ее такой, какая она есть - грубой и прекрасной, жестокой и чистой... А самоубийца, он хочет от жизни больше, чем она может ему дать. Главное противоречие - между желаемым и получаемым. Индивидуальности существовать тяжелее, чем человеку обычному, который может легче приспособиться к любым условиям. Самоубийца пытается переделать мир в лице мужа, жены, родителей, друзей, работы и вообще - вселенной. И, естественно, это не всегда удается. Кстати, иногда человек совершенно не собирается умирать. Просто он хочет своей попыткой самоубийства кого-то напугать, заставить обратить на себя внимание. Таких людей мы называем манипуляторами. Под видом самоубийств они пытаются чего-то добиться. Вернуть жену, мужа, заставить уступить родителей. В основном такие люди, если, например, травятся, то пьют очень мало таблеток. Правда, не все знают, что такое мало. Иногда доза становится смертельной. С возрастом количество манипуляторов уменьшается. Зрелый человек с самоубийством играет реже. Но даже манипулятор - это все равно сигнал о помощи. Значит человеку плохо, и он не может найти иной выход, чем решить проблему, кроме того как выпить таблетки или выпить уксус.

Отравление уксусом - тема отдельная. Почему-то человек считает, что выпил уксус, и все. Это далеко неверное представление о легкой смерти. Уксусная кислота самый доступный ядовитый препарат. Ее можно купить практически в любом продуктовом магазине, причем за копейки. На западе уже давно запретили продавать 90% раствор уксуса, в России как всегда о здоровье думают в последнюю очередь. Самое страшное в прижигающих ядах - это последствия. У человека сжигается пищевод, поэтому требуется хирургическое вмешательство. В общем, если выжил, он на всю жизнь становится инвалидом. Еще неизвестно, что лучше: остаться в живых или умереть. В общем, кошмарный способ. После него пациенты лежат месяцы в больнице, им делают операции. Если пищевод сужается, его начинают бужировать, человек практически не может употреблять пищу. Сегодня «уксусных самоубийц» порядка тридцати процентов от всех поступивших. Сейчас в реанимации две женщины лежат. Мы боремся за их жизнь, но, к сожалению, думаю, что спасти их не удастся.

- В некоторых палатах вместо дверей решетки...

- Мы их называем наблюдательными. У нас таких три палаты, каждая на четыре места. Пациенты, которые здесь лежат, нередко пытаются повторно совершить попытку самоубийства. От тумбочек отрывали части и пытались себя поранить. Сейчас поставили на окна решетки изнутри, чтобы стекла не били и вены не резали. За ними круглосуточно ведется наблюдение. У нас вообще отделение построено по типу психиатрической лечебницы. Оно закрытое. Нас часто «бандиты» стращают. Мол, зачем вы его спасли, или отпустите, мы сами разберемся. Ведь среди наших пациентов есть люди, совершившие самоубийство по причине долгов, разборок... Вот отморозки и стращают. К счастью, пока только на словах, до дела ни разу не доходило.

- В ваше отделение поступают с повторными суицидальными попытками?

- Бывает, но не часто. Мы ведь не только спасаем их тела. Мы спасаем их души. Я очень часто разговариваю с ними, пытаюсь объяснить, что жизнь самое дорогое, что не бывает безвыходных ситуаций. Мы учим человека не желать большего, чем может дать ему жизнь.

- Но это очень грустно... не желать большего.

- Грустно, но это единственный выход выжить в нашем обществе. Все настолько нестабильно, экологически грязно. На сегодняшний день, по статистике, в России живет тридцать процентов людей на грани нищеты. Как может объяснить мать детям, что ей нечем их накормить. Мужья часто бросают не только жену, но и детей. Не помогают. Зарплата в бюджетных предприятиях маленькая - не все же могут работать продавцами. Хотя и последние не очень много зарабатывают. Потому и становится все больше самоубийц.

В разные времена, при разных религиях к самоубийцам относились по-разному. У древних кельтов, например, самоубийство больных и стариков было вполне нормальным явлением и никого не удивляло. В Индии еще совсем недавно самосожжение вдов на могиле мужа и вовсе входило в традицию.

Христианская религия самоубийц не одобряла никогда. Считается, что добровольно уйти из жизни, которую подарил тебе Бог, - большой грех. Данте поместил самоубийц в седьмой круг ада. Самоубийц отказывались отпевать в церкви и хоронить вместе с обычными людьми. Но даже страх перед Богом не останавливал людей ни в какие времена, ни при каких режимах и правительствах от добровольного ухода из жизни.

Однажды Жан Поль Сатр сказал, что единственное отличие человека от животного, это то, что человек может окончить жизнь самоубийством. И человек этим отличием пользуется.

Это неправда, что самоубийцы не хотят жить. Они хотят. Но не могут. Многие до последней минуты на что-то надеются, оставляют открытой двери, пишут прощальные записки, с надеждой, что их прочитают раньше, чем все случиться, ждут последнего телефонного звонка...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: