Новосибирск 4.1 °C

Свобода на объективность

06.03.2003 00:00:00

Участники семинара за работой. Фото Сергея ПЕРМИНА

 На прошлой неделе завершилось выдвижение кандидатов на выборах в Новосибирский городской Совет по двум округам. В понедельник, 3 марта, состоялась встреча представителей городской избирательной комиссии с кандидатами и журналистами. Главной темой встречи стали новые и более жесткие законодательные требования к проведению предвыборной кампании. По словам председателя горизбиркома Юрия Петухова, даже опытные кандидаты и средства массовой информации, не раз участвующие в таких кампаниях, уже успели попасть под обоснованные жалобы.

Начнем с того, что право предвыборной агитации на своих страницах и в своем эфирном времени в эту кампанию имеют не все СМИ, а только те из них, которые сообщили о своем намерении и о своих расценках: газеты «Ведомости», «Вечерний Новосибирск», «Честное слово», «За народную власть», телеканалы «Мир», НТН, Регион ТВ, NTSC и Областной депутатский канал. Агитационные материалы в этих СМИ в обязательном порядке должны иметь все необходимые «реквизиты» (из фонда какого кандидата эти материалы оплачены). Часть газетной площади в «Ведомостях» и определенное время в эфире Областного депутатского канала будет предоставляться кандидатам бесплатно, что также должно быть всенепременно оговорено.

Сверх этого агитация в СМИ запрещена. И на основании областного Закона «О выборах депутатов представительных органов власти местного самоуправления» ужесточены критерии, по которым материалы в СМИ могут быть признаны агитационными. Предвыборной агитацией теперь признаются не только прямые призывы голосовать за или против того или иного кандидата, но также выражение явного предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов. Иными словами, у СМИ теперь остается право только на максимально объективированные новости и нет никаких прав на выражение субъективных пристрастий журналистов, редакторов или учредителей этих СМИ. Особенно трудно придется партийным изданиям, таким, как «За народную власть», где, в общем-то, каждую строчку можно будет принять за агитацию и пропаганду.

Ужесточены требования к предвыборной агитации и при проведении массовых мероприятий, изготовлении и распространении агитационных печатных материалов и даже при рекламно-коммерческой деятельности предприятия, если кандидат к этому предприятию имеет непосредственное отношение. Теперь можно дождаться жалобы в горизбирком от соперников, если вы, будучи кандидатом, публично поздравите женщин с 8 Марта, а православных - с Масленицей. Основанием для разбирательства в суде может даже стать фотография вашей семьи в газете или на плакате, если ваши дети моложе 18 лет.

Если вспомнить предыдущие предвыборные кампании, то 90 процентов посвященных выборам статей и телепередач теперь были бы признаны агитационными. Как в этих жестких рамках будут работать журналисты и кандидаты? Насколько последовательны в рассмотрении жалоб будут избирательные комиссии и суды? Не парализует ли вообще легко предсказуемый поток жалоб в их адрес предвыборную кампанию? Вопросов много, тем более что формулировки законодательных положений не исключают, а скорее предполагают весьма широкие и свободные возможности их трактовки.

Впереди у нас затяжной предвыборный марафон (Дума, губернатор, мэр, президент). Поэтому нынешние довыборы в горсовет станут, скорее всего, своеобразным полигоном по отработке политических технологий, поиску решений, как и где лучше обходить новые законодательные заморочки.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: