Новосибирск 0.4 °C

Как было на Колыме

06.03.2003 00:00:00

Cлово - читателю

 Давно, еще в сентябре 2002 года, прочел в «Вечерке» статью Раевского - очернителя И.В. Сталина, в которой он, обвиняя Сталина, пишет о чудовищных репрессиях. Но цифры репрессированных, указанные Раевским, не вяжутся с логикой. Откуда же рост населения, несмотря на расстрелы и гражданскую войну? А в 1939 году прибавка населения, против царской переписи составила 60 миллионов человек. Но не буду с ним спорить, пусть это будет на его совести. Хочу возразить по поводу 15 миллионов якобы загубленных на Колыме.

Колыму мне пришлось испытать на собственной шкуре, правда, не полной мерой - в 1944-1945 годах. Надо сказать, что такое количество людей не могло принять освоенное здесь пространство. Для наглядности возьмем привоз и обработку заключенных. После долгого и трудного этапа всех их нужно помыть, провести санобработку и одеть. Представьте себе: привезли 5 тысяч заключенных... Это не дрова, не соштабелюешь навалом, нужна всем крыша. И для перевозки пяти тысяч нужно 250-300 автомашин и тысяча охранников. А чтобы завезти в лагеря 15 миллионов, как утверждает Раевский, нужно было задействовать 37 тысяч автомашин и более 100 тысяч охраны (фантастика!). Такое количество людей не мог принять морской порт, в то время причал был лишь на два судна. Такую нагрузку не выдержал бы ни автотранспорт, ни сама дорога.

Везли людей неравномерно. Самые напряженные годы 1936-1940. 5 лет, в войну - спад.

Из моих разговоров со старыми заключенными и личных наблюдений в среднем за все двадцать лет максимум завозили по двадцать тысяч человек за лето. Из чего следует: 20000х20 лет=400000 чел.

Первый пароход «Советская Латвия» прибыл в бухту Эгвекинот (залив Креста) в июле 1946 года. На нем было привезено 1500-1700 человек заключенных. Я в это время был там в составе экспедиции «Дальстройпроекта».

Трижды доводилось бывать в Певеке, и количество заключенных могу составить из личных наблюдений. Там было порядка 5-7 тысяч человек. Да, погибло много, но не более половины, потому что каждое лето эти же суда везли освобожденных на материк. Да, много, очень много погибло безвинных. Методы правления И. В. Сталина были осуждены, но не забыть и подвига в Великую Отечественную войну. Как ни злобствуют враги и заблудшие злопыхатели, это под его руководством мы победили невиданно сильного, изощренного и жестокого врага - фашизм - и спасли мир.

Ответственно свидетельствую, что враги среди заключенных все-таки были. Сейчас никто не вспомнит, как в 1946 году был взорван пароход «Дальстрой» у пирса Ванинского порта с грузом аммонита. А через год, в день отмены карточной системы и денежной реформы, у пирса Магаданского порта взорвали пароход «Ватутин» с 3000 тонн взрывчатых веществ. Затонул от взрыва и стоящий рядом пароход «Выборг». Суда, стоявшие на рейде, - «Минск», «Красногвардеец» и другие - были повреждены и остались зимовать в Нагаеве. Взрывом были уничтожены огромные запасы продовольствия, складированные в порту, разрушен пирс. Руководство «Дальстроя» оказалось на высоте. Мы не голодали, продукты продавались без карточек.

СМИРНОВ Леонид Александрович,
76 лет

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: