Новосибирск 0.5 °C

Просто он работает волшебником...

09.04.2003 00:00:00

На своих опытных полях новосибирский ученый-аграрий
добился урожайности 80 центнеров зерна с гектара!

Когда президент Нурсултан Назарбаев предложил профессору новосибирского аграрного университета Кайрулле Алимову стать министром сельского хозяйства, профессор отказался. Не на «национальной почве», просто Кайрулла Габасович как истинный ученый больше ценит творческий поиск, нежели милость сильных мира сего. К тому же министров сельского хозяйства в Казахстане меняют, как перчатки. Последнего сняли за то, что не справился с нашествием саранчи.

Кайрулла Алимов

 Интерес казахстанского президента к сибирскому профессору далеко не случаен. Помните старую песенку: «Просто я работаю волшебником»? Алимов и работает таким волшебником. Да что там волшебником, в одном селе его чуть не богом посчитали. Здесь уже 70 лет получают 11 центнеров пшеницы с гектара, о большем и не мечтают. Слишком уж земля истощенная. Когда Алимов заявил, что получит на ней 30 центнеров с га, сельчане изумились - ты Бог, что ли? И было чему изумляться, ведь сегодня в области, даже на более плодородных землях, собирают максимум 20 центнеров с гектара. Но Алимов как сказал, так и сделал, получив с бросовых земель (какие ему выделили) рекордный урожай. А в Болотном, на совершенно безжизненной земле, Кайрулла Габасович умудрился вырастить урожай в 24 центнера (до него получали 9 с га). Сегодня волшебник Алимов получает уже 80 центнеров с гектара и отнюдь не считает это рекордом. По его словам, при желании можно получать и вдвое больше. Главное препятствие для получения высоких урожаев... сами люди.

- У них в подсознании «сидит» мысль, что на нашей земле больше 20 центнеров с га не получить. И в этой запрограммированности на низкие урожаи немалая «заслуга» моих коллег-ученых.

Сам будущий профессор, по его словам, долгое время вообще не знал, что такое «большая наука». К своей идее высокой урожайности он пришел, будучи простым агрономом.

Кайрулла Габасович закончил Омский сельскохозяйственный институт в 1974 году. Причем учился он, главным образом, в... больнице. Давала себя знать старая травма. Мучили постоянные головные боли. Но упорный, как и его предки-крестьяне, юный студент успешно закончил институт.

В 1978 году Алимов поступил в аспирантуру Новосибирского сельхозинститута, где начал свои эксперименты.

- Чтобы земля начала работать, ей нужно помочь, увеличить ее активность, использовав природные ресурсы. В этом и заключается роль науки. А для многих моих коллег земледелие до сих пор остается просто набором операций с непредсказуемым результатом, что посеял, то и ладно. Да еще оправдываются погодными условиями. Термин придумали - зона экстремального земледелия. Отговорки. Земледелие - процесс управляемый. У меня за 15 лет самая низкая урожайность была 30 центнеров с га. Ниже я не опускался.

Даже генетики, «программирующие» растения с заданным генетическим потенциалом (по мнению Алимова), действуют вслепую. Сейчас генетическим потенциалом зерна считают его максимальную урожайность в той или иной климатической зоне.

Генетическим потенциалом зерновых культур в Сибири считается 50-60 центнеров. Но Алимов, получающий более высокие урожаи, не может с этим согласиться. По его расчетам, генетический потенциал наших зерновых - 170 центнеров с га. Кстати, расчеты известного сибирского генетика-селекционера профессора Цилькера приближаются к прогнозам Алимова. Цилькер оценивает генетический потенциал нашей пшеницы в 147 центнеров с га.

Вообще-то высокие урожаи (60-80 центнеров) в мировой практике не новость, но на Западе по-другому подходят к оценке качества зерна. Еще в советское время Кайрулла Габасович поездил по заграницам и убедился, что там в зерне ценят только «чистый» белок, не обращая внимания на такой важный показатель качества, как клейковина, которая непосредственно влияет на вкус хлеба. Кстати, именно по этой причине «западный» хлеб (по вкусу и виду) напоминает вату.

Алимов - потомственный крестьянин, не мыслящий себя без земли. И она для него не только «объект» для экспериментов, а живое существо, так же, как и зерно. Не зря его во все века считали символом вечной жизни. Но одного «голого» уважения к природе для выращивания высоких урожаев маловато. Землю нужно заставить работать, что Алимов и делает, но по-своему. До сих пор в отечественном земледелии применялась экстенсивная обработка земли, без учета ее «живых» свойств. Алимов использует интенсивную обработку, на основе комплексной диагностики почвы:

«Сегодня ошибочно полагают, что высокие урожаи способствуют истощению почвы, наоборот! Чем выше урожай, тем больше в землю поступает органических остатков, и тем она богаче. Но высокий урожай сам по себе не появится. Для этого недостаточно выполнения стандартных технологических операций - пахота, сев и т.д. Нужно управлять репродукционным процессом. Любой уровень урожайности имеет свою потребность. Чтобы, например, получить 80 центнеров с га, нужно удовлетворить соответствующую потребность земли в питании минеральными элементами. Для выявления этих потребностей и делается комплексная диагностика почвы. Она показывает, каких элементов не хватает для получения требуемого урожая. И не только элементов. Допустим, диагностика показала, что будущему урожаю необходимо больше солнца. Солнечную энергию поглощают зеленые хлорофиллы, содержащиеся в растениях. Следовательно, нужно так сформировать «скелет» будущей пшеницы, чтобы флаговый (нижний) лист растения «съедал» как можно больше солнечной энергии».

Некоторые коллеги-ученые склонны считать профессора Алимова чуть ли не авантюристом. Но «патриарх» земледелия (как Алимов называет директора верх-ирменского хозяйства Бугакова) работает с «авантюристом» уже 15 лет. Именно на его полях Кайрулла Габасович добился рекордной (на сегодня) урожайности - 80 центнеров с га. Весьма ценит профессора Алимова и губернатор Толоконский, которого Кайрулла Габасович попросил отдать ему в управление весь посевной клин области (это 1,5 млн гектаров земли). Толоконский заинтересовался этим предложением настолько, что, вникнув во все детали технологии Алимова, рассказывал о ней на Сибирской ярмарке (где Кайрулла Габасович получил золотую медаль за свои достижения) полпреду президента Драчевскому. Известен профессор Алимов и на самых «верхах». Недавно он был представлен к ордену «За заслуги перед Отечеством».

Но вот с самими земледельцами общий язык найти нелегко. Правда, от желающих послушать Кайруллу Габасовича, щедро делящегося своим опытом, отбою нет. Но применить полученные знания на практике получается не у каждого. Теперь бывший агроном мечтает о своем институте, где он мог учить основам земледелия XXI века.

Профессор Алимов меньше всего похож на «классического» ученого. Загорелый, привыкший к полевым условиям. Полное отсутствие научного снобизма. В институте его звали казачонком. Он не обижался. Казахстан - родина его предков. Пятеро братьев Алимовых приехали из Казахстана в Сибирь в семнадцатом году. Осели в Омской области, организовав там колхоз из одних казахов. Он так и назывался «Казахский аул». Во времена Хрущева колхоз расформировали, и теперь от него осталось только кладбище, где покоятся все родственники Кайруллы Габасовича. Он сам «благоустроил» этот, может быть, единственный в Сибири казахский погост. Почитание предков - первейшая мусульманская заповедь, а профессор Алимов - мусульманин. Правда, всех положенных по религии обрядов он не знает, но чувство Бога в душе осталось с детства. И как бы трудно порой ни приходилось, эта вера в Высшую Правду помогала ему преодолеть все невзгоды.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: