Новосибирск 3.2 °C

Для чего весь год хранят веточки вербы?

17.04.2003 00:00:00

В Вербное воскресенье устами младенцев глаголет истина

 Ближайшее воскресенье, 20 апреля - Вербное или праздник Входа Господня в Иерусалим. На иконе этого праздника изображен Христос, въезжающий в Иерусалим верхом на осле. Осел на Востоке считался символом мира, так как никогда не использовался в военных действиях, и Спаситель тем самым показывал, что прибыл он не как завоеватель, а как миротворец. К тому же молодой ослик, на котором ехал Христос, был подтверждением древнего пророчества, гласящего, что именно таким образом въедет в Иерусалим Царь Иудейский.

Апостол Матфей в отличие от других евангелистов, которые пишут только о молодом ослике, указывает на наличие еще и ослицы: «Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их» (Мф. 21, 7). Эта цитата не раз высмеивалась атеистами и до сих пор смущает некоторых верующих. Как это можно сесть сразу на двух животных? В толковой Библии А. П. Лопухина этот вроде бы казус объясняется очень просто. Необъезженный молодой ослик еще не привык обходиться без своей матери, и поэтому ослица была просто необходима для беспрепятственного путешествия. Ученики же покрыли одеждами обоих животных, потому что не знали, на какое из них сядет Иисус. А «поверх их» означает поверх одежд.

Жители Иерусалима, однако, так и не поняли символики выбранного Христом средства передвижения и хотя признали Иисуса ожидаемым Мессией, но чаяли увидеть в Нем того, кто избавит их от римского владычества и сделает властелинами мира. И встреча поэтому была восторженной. Жители выстилали путь Христа своими одеждами и пальмовыми ветвями. Пальмовые ветви стали с тех пор символом этого праздника, в церковных календарях он так и называется - Неделя ваий, что по-церковнославянски означает пальмовое воскресенье. Поскольку на Руси пальмы не растут, то их заменили вербы - символ первого весеннего пробуждения от зимнего сна.

Особенную радость во встречающей толпе проявляли дети. Первосвященники были возмущены радостными возгласами детей, возносящих хвалу Христу, на что Иисус ответил: «Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21, 16). Здесь Христос привел выдержку из Псалтири, где славится Бог, тем самым говоря, что дети, хотя и мало сведущие в Писании, сердцем признали в Нем Бога и провозгласили для всех истину. Таким образом зародилось крылатое выражение: «Устами младенцев глаголет истина».

Но почему иерусалимцы, которые ранее довольно скептически относились к Иисусу и к Его проповедям, вдруг резко изменили к Нему свое отношение? Причиной тому послужило великое чудо, Им совершенное. Незадолго до описываемых событий Иисусу сообщили, что Его любимый друг Лазарь умер, причем сообщение пришло лишь на четвертый день со дня смерти. Что стало с телом усопшего за это время в условиях палестинской жары, видно из слов сестры Лазаря, сказанных ею, когда Иисус пожелал взглянуть на умершего друга: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11, 39). Но Христос приказал отвалить камень от гробницы и, помолившись, воскресил Лазаря. Весть об этом великом чуде вмиг облетела окрестности Иерусалима, и иудейский народ, поверив, что в мир явился Мессия, устроил Ему при въезде в город торжественную встречу.

Церковь установила в память о чуде воскрешения Лазаря праздник, который всегда совершается в субботу накануне Вербного воскресенья. В этом году этот праздник пришелся на 19 апреля. Обычно храмы в Православной церкви принято называть в честь Троицы, святых, праздников и икон Божией Матери. Храмы в честь Лазаревой субботы - большая редкость, но в Новосибирской епархии есть приход во имя Лазаря Четверодневного, в честь которого предстоящая суббота и называется Лазаревой. Располагается приход в поселке Толмачево, и в ближайшую субботу в этом приходе престольный праздник.

Сразу же после Лазаревой субботы начинается празднование Входа Господня в Иерусалим. В субботу на вечернем праздничном богослужении в храмах освящаются веточки вербы. На следующий день после литургии окропляют вербы святой водой тем, кто не был на службе вечером. Традиция освящать веточки вербы на праздник Входа Господня в Иерусалим в России не менее крепка, чем крашение яиц на Пасху и набирание святой воды в праздник Крещения. Принято считать, что верба, освященная в храме, охраняет дом от всяких бед и напастей, то есть по-простонародному является как бы оберегом. Но оберег - термин языческий и к православию отношения не имеет. Так для чего же верующие с благоговением в течение года хранят в доме освященную вербу? Известно, что веточки вербы в храме окропляются святой водой. Вода же эта после священнической молитвы, во время которой призывается сошествие благодати Святого Духа, является этой благодати носителем. После окропления вербы святой водой благодать переходит и на нее. Когда верующие приносят освященные ветки вербы домой, они этим не только сохраняют память о празднике, но и приносят в дом благодать Духа Святого. А насколько присутствие благодати в доме будет длительным, во многом зависит от поведения тех, кто в этом доме проживает.

Подготовил Валерий МЕЛЬНИКОВ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: