Новосибирск 1.7 °C

Совершенствование и развитие муниципального здравоохранения: стратегия признана верной

23.05.2003 00:00:00

 В мэрии впервые прошли публичные слушания о ходе реализации городской целевой программы «Основные направления совершенствования и развития муниципальной системы здравоохранения на 2001-2003 годы». В обсуждении приняли участие руководители управления здравоохранения мэрии, главные врачи ведущих лечебных учреждений Новосибирска, депутаты городского Совета.

Дело не в количестве коек,
а в том, как они «работают»

 И депутаты, и медики согласились: встреча прошла очень конструктивно. Разговор оказался полезным для обеих сторон и развеял многие «мифы», сложившиеся вокруг обсуждаемого вопроса.

По мнению врачей, проводить реорганизацию здравоохранения в городе не просто необходимо - делать это нужно гораздо быстрее. Потому что равняться на устаревшие нормативы, поддерживать плохо оснащенные и ветхие лечебные учреждения - значит лишить горожан возможности получать эффективную медицинскую помощь, нерационально использовать бюджетные деньги.

О результатах совершенствования системы муниципального здравоохранения доложил начальник управления здравоохранения мэрии Владимир Чернышев. По его мнению, проводимая работа позволила снять ряд острых проблем. Оптимизировать финансирование лечебно-профилактических учреждений, повысить муниципальный заказ на оказание экстренной и дорогостоящей помощи. Сконцентрировать финансы в многопрофильных лечебных учреждениях, оказывающих всестороннюю медицинскую помощь, оснастить их современным высокотехнологичным оборудованием. Привлечь на службу муниципального здравоохранения научный потенциал - базу клиник, НИИ, ведомственных больниц. Сократить количество коек (обеспеченность ими в Новосибирске почти в 1,5 раза превышает среднероссийские показатели) и повысить интенсивность использования остального коечного фонда. Присоединить ряд маломощных поликлиник к базовым районным и тем самым предоставить одинаковые возможности всем горожанам пользоваться более качественными медицинскими услугами, проходить осмотр узкими специалистами, которых в небольших поликлиниках нет. За счет сокращения административно-управленческого (но никак не медицинского) персонала сэкономить около 5 млн рублей бюджетных средств только в этом году. Открыть ряд дневных стационаров и увеличить количество пролеченных пациентов на 10%.



Гинекологическая больница N 1:
мифы и реальность

 Каковы конкретные результаты проводимой реорганизации? За прошедшие два года пять маломощных поликлиник было присоединено к более крупным. При этом все пять продолжают работать в прежнем режиме и обслуживать население. Зато теперь прикрепленные к ним пациенты получили доступ к диагностическому оборудованию крупных поликлиник, к узким специалистам. На сегодняшний день закрыто и реорганизовано 8 стационаров. Все они находились в аварийных либо неприспособленных зданиях, дальнейшая эксплуатация которых была бы невозможна без огромных капвложений на реконструкцию. Реорганизация этих лечебных учреждений не вызывает сомнений у специалистов, тем не менее любое присоединение или закрытие волнует горожан.

В частности, на слушаниях был подробно рассмотрен вопрос о реорганизации гинекологической больницы N 1, вокруг которого ведутся споры. Здание, в котором она располагается, старое. Бывшее общежитие не соответствует требованиям размещения вспомогательных служб, кухни, прачечной, стерилизационной и т.п. Отсутствие лифтов приводит к тому, что тяжелобольные транспортируются на верхние этажи на носилках женским медперсоналом. В маленьких палатах на одну койку приходится менее 3 кв. м (при нормативе - 7 кв. м), нет раковин, гигиенических комнат, отсутствует нормальное количество санузлов. В операционном блоке невозможно установить необходимое осветительное оборудование - не позволяет высота потолков.

В связи с присоединением этой больницы к городской больнице N 11, многопрофильному, хорошо оснащенному стационару, женщины Ленинского и Кировского районов будут иметь возможность получать все виды хирургической, терапевтической и специализированной помощи. К гинекологическому отделению на 80 коек здесь добавляется еще одно, на 60 коек. Кроме того, лечение жительниц Затулинки и Северо-Чемского жилмассива после закрытия больницы N 1 будет осуществляться и в больнице N 3 в Советском районе, где гинекологическое отделение на 100 коек расположено в одном корпусе с хирургической и терапевтической службами, что также позволяет оперативно решать вопросы консультативной помощи пациенткам.

Подробный отчет о дальнейшей судьбе гинекологической больницы N 1 убедил многих депутатов в целесообразности этого шага. Тем более, что некоторые из них побывали в больнице и на месте разобрались в ситуации. Как будет использоваться освобождающееся старое здание больницы N 1 - покажет время. Окончательное решение будет принято после тщательного изучения вопроса.

Выше нагрузка - больше пользы

 Но реструктуризация городского здравоохранения - это не только закрытие маломощных учреждений и сокращение коек (это не самоцель). Более 500 коек перепрофилированы - они стали работать с большей нагрузкой. Уменьшено количество коек, использующихся неинтенсивно. Ко всему прочему, в городе открываются новые лечебные учреждения. В частности, организована консультативно-диагностическая поликлиника N 2 в Советском районе. На базе детской специализированной больницы N 5 создано подростковое гинекологическое отделение, которое занимается оздоровлением девочек. Родильный дом N 4 реорганизован в перинатальный центр, куда госпитализируются все женщины правобережья с угрозой преждевременных родов. Здесь в два раза увеличили количество реанимационных коек для новорожденных.

На базе санатория «Обские зори», который влачил жалкое существование, теперь работает отделение реабилитации детской больницы скорой помощи N 3. Детские отделения из состава больницы скорой помощи N 2 переведены в детские многопрофильные больницы, а в освободившийся корпус переведена бывшая поликлиника N 30. При этом поликлиника дополнительно получила 600 кв. м, а больница скорой помощи N 2 - около 3 тыс. кв. м, в виде единого комплекса, что позволило значительно улучшить условия пребывания как для больных, так и для персонала. В систему муниципального здравоохранения передается железнодорожный диспансер, который войдет в состав объединения «Фтизиатрия», а поликлиника в Затоне станет структурным подразделением поликлиники N 18 в Ленинском районе и будет сохранена в прежнем составе.

Большое внимание в последние три года уделялось развитию городской станции скорой медицинской помощи. Заменено более 60% компьютеров, приобретено 70 санитарных машин - обновлена половина всего транспортного парка. Результатом этого стало увеличение количества круглосуточных бригад скорой помощи - со 104 до 117. Несмотря на то, что обращаться за скорой помощью горожане стали чаще, нагрузка на одну бригаду снизилась, а значит, повысилась их оперативность. В среднем время выезда сократилось почти на 3,5 минуты. Тот, кто ждет немедленной помощи врачей, это оценит.

Впервые в России в Новосибирске жители получили право выбора лечебного учреждения и врача - возможность лечиться не в «прикрепленной» поликлинике, а там, где хочется. Этим правом воспользовались уже более 7 тыс. новосибирцев. Создан медицинский регистр населения города. Точные данные о том, сколько человек обслуживаются конкретным лечебным учреждением, очень важны - от этого зависят объемы финансирования, а значит, и качество предоставляемых медицинских услуг.

Врачи тоже за уменьшение платных услуг


 Предметом особо пристального внимания стал вопрос о платных медицинских услугах. Депутаты, утвердившие цены на платные услуги в муниципальных лечебных учреждениях, больше интересовались, почему народ платит практически за все. Но такой «народный» взгляд на проблему не нашел поддержки у медиков. Врачи считают, что утвержденные горсоветом цены на платные услуги как минимум на 30-40% ниже рыночных. И вообще, по мнению медиков, врач не должен брать деньги с пациента, это только в России существует такая практика. В цивилизованных странах отлажена система добровольного медицинского страхования, которая не унижает ни врача, ни больного. У нас взимаемая плата идет не столько на развитие конкретного учреждения, сколько на покрытие расходов на хозяйственные нужды: коммунальные платежи, ремонт зданий, закупку подручных материалов и т. п. Это - своеобразная компенсация за недостаточное финансирование из бюджета. Причем на сумму средств, собранных от оказания платных услуг, уменьшается и бюджетное финансирование. Поэтому главные врачи не заинтересованы в увеличении их объема. И медики, и депутаты едины в том, что объем платных услуг надо уменьшать, а увеличивать в целом финансирование отрасли. И - вплотную заниматься развитием системы добровольного медицинского страхования. По проблемам платных услуг решено даже провести отдельные депутатские слушания, чтобы досконально разобраться в теме, выслушать мнения всех заинтересованных сторон.

Состоявшийся разговор стал для многих откровением. Депутат Анатолий Локоть даже спросил, обращаясь к медикам: так сколько и чего вам нужно? Вопрос, действительно, хороший. Здравоохранение нуждается и в средствах на капитальный ремонт, и в новом современном оборудовании, и в доступных лекарствах, а врачи, особенно участковая служба, - в дополнительных мерах социальной поддержки, в первую очередь, в приличной зарплате.

По итогам слушаний была создана рабочая группа, которая подготовила резолюцию по обсуждаемой проблеме. В целом стратегия развития муниципального здравоохранения признана верной. А замечания, высказанные в ходе публичных слушаний, будут учтены при утверждении бюджета города и бюджета здравоохранения на предстоящий год. Можно не сомневаться, что после этих слушаний у работников здравоохранения Новосибирска появилось немало новых сторонников в лице народных избранников.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: