Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Каскадер Олег Козловский мчится по жизни на чужом горбу

13.06.2003 00:00:00

Фото Михаила ТУЛЬСКОГО

 Вопреки прогнозам врачей, Олег Козловский не стал болезненным «ботаником». Впрочем, страсть питает ко всему живому - к цветам, насекомым, собакам. А особые чувства испытывает к лошадям. На спинах своих любимцев он и несется по жизни. Объехал с цирком весь бывший Союз и заграницу, снялся в нескольких зарубежных кинофильмах. В Новосибирске он - единственный специалист по конным эффектам, каскадер-конник. В этом году Козловский заложил у нас в городе «первый камень» будущего уникального конного театра.

Во времена детства Олега Козловского теле- и киноэкраны были заполонены фильмами про индейцев - ловких, хитрых и грациозных вооруженных наездников. Но особенно сильное впечатление произвела на него отечественная лента «Сильные люди», о спасении конного завода в войну. И Олег твердо решил найти в Новосибирске место, где обучают верховой езде. Дело было в 1973 году. По состоянию здоровья Козловский был тогда не пригоден к любым занятиям спортом из-за перенесенного энцефалита и хронической болезни почек. Максимум, что было разрешено - шашки, шахматы... На нем поставили крест как на активном жильце.

Помог в конце концов коллега отца Игорь Брайчев, он в это время развивал конный спорт в Новосибирске. Олег попал в конно-спортивную секцию, к своему первому тренеру Сергею Литвинову. И стал сильным человеком, как в том кино.

- Олег, каким был ваш первый «конный» подвиг?

- Пожалуй, подвигом можно считать то, что в одиннадцатилетнем возрасте с ростом метр тридцать я выполнил заскок на голого (без снаряжения) движущегося полутораметрового коня на полном ходу. Я был первый на конюшне, кто сделал это из моих сверстников. Схватился за гриву и прыгнул. За мной этот трюк освоили и другие, и потом мы стали устраивать родео. Когда на конюшню привозили племенных жеребцов - норовистых, со звериным характером, их выпускали на проминку в поле (чтобы не застаивались в помещении), а мы их «обуздывали». Дальше мы увлеклись джигитовочными трюками, дикой лихой ездой, одним из элементов которой как раз и является заскок с ходу. Пробовали в том числе отрывные трюки, они предполагают потерю контакта с лошадью до двух секунд. Сразу так сложилось, что конный спорт не стоял у меня на первом месте, зато конные эффекты потрясали воображение.

- Каким образом и где вы получали свою профессию - конного каскадера?

Каскадер Олег Козловский собирается «заразить» конными трюками весь родной Новосибирск. Фото Михаила ТУЛЬСКОГО
 - Этот статус мне присвоили лишь в 90-е годы на польской киностудии. А сначала я стал цирковым наездником-акробатом.

Окончив восьмилетку, я долго не мог определиться, кем стать, чем заняться. Посмотрел как-то в нашем цирке выступление грузинских наездников с конной пантомимой «Бахчисарайский фонтан». После этого я попросился на работу в наш цирк конюхом. Хотя детям запрещали работать в зоне повышенной опасности, «благословение» в исполкоме я себе выплакал. Выступал под руководством Александра Корнилова в номере с дрессированными слонами, при которых выступала конная кадриль. Следующие полтора года я провел в сельхозтехникуме, не окончил его, потом - армия.

Демобилизовавшись, я окончательно пришел в цирк, в башкирский коллектив «Веселые охотники». Там впервые выполнил один из самых крутых и популярных трюков - «длинный отрыв». На полном ходу падаешь с лошади, как будто тебя сдернули. В последний момент на ноге затягивается петля, и ты волочишься за лошадью, а по команде ведущего возвращаешься в седло. Работал на этом аттракционе почти год.

И однажды моя жизнь в буквальном смысле перевернулась. На гастролях в Баку я познакомился с Анатолием Барановым - человеком, которого считаю и моим настоящим учителем, и Богом в работе с лошадьми. Он тогда приезжал из Москвы покупать лошадей очень редкой арабо-карабахской породы. Анатолий пригласил меня в свой коллектив, создавать номер «Римские игры». И, попав к Баранову, я понял: все, что я умею, находится на очень низком профессиональном уровне. За два года подготовки аттракциона прошел всю школу конного цирка, включающую несколько жанров, сольную и групповую свободную дрессуру...

Еще мы возродили жанр «римская почта» -- всадник стоит на спинах двух лошадей (что само по себе встречается очень часто), но управляет не только этими двумя, но и всеми остальными, которые по очереди пробегают на манеже под наездником и выстраиваются параллельно. Начинается фигурная езда. Один из самых сложных и замысловатых трюков - «гребенка». Лошади разделяются на две группы, идут навстречу друг другу и проходят каждая в своем направлении.

Вот так я стал профессиональным артистом цирка. С Барановым проработал в этом номере шесть лет. На это время приходятся мои первые эпизодические, совершенно незначительные роли в российских и в индийских фильмах.

- Поведайте нам свою «киноэпопею».

- Действительно серьезную каскадерскую работу я впервые выполнил в 1991 году, в польско-франко-русском фильме «Эскадрон», о казачьем карательном отряде, подавлявшем польские восстания. Там снимались, например, Януш Гайос («Четыре танкиста и собака»), наши Виктор Проскурин и Сергей Шакуров.

В следующем - американском «Франкенштейне» -- я и новосибирские конные спортсмены Павел Нефедов и Владимир Верясов уже дублировали актеров, делали ночные трюки с падениями, переворотами на спину с задних ног лошади, со «свечи». Жена Павла Людмила дублировала главную героиню.

Своей гордостью я считаю участие в фильме «Лисовчики» (Польша) - там именно мы, та же новосибирская троица, срежиссировали и исполнили всю трюковую часть. Эта картина - о развитии польской верховой езды. Народный польский полководец Лисовский изучил тактику ведения боя монголо-татарской конницы, которая была способна за сутки преодолеть расстояние в тысячу километров, и применил опыт чужеземцев в собственном войске (лисовчиков). В этом же фильме снималась каскадерская группа, признанная в 1990 году чемпионом мира среди каскадеров, «Пираты Ганга».

В «Магнето», кино о старом бродячем цирке в послевоенное время, я дублировал главного героя, метателя ножей. «Мишенью» была моя жена. И последняя работа - в историческом фильме про войну с Наполеоном, с рабочим названием «Воспоминания полковника Хабберта». Съемки шли зимой, были рубка на саблях, падения, перевороты со «свечи». Там я работал с известным французским каскадером, которого считаю лучшим из лучших, - Марио Лю Раши.

- Русские и польские каскадеры по уровню профессионализма стоят на одной ступени?

- Примерно да. Поляки-конники - классные профессионалы. Но зато у нас плюс ко всему выше техничность исполнения трюков и русский характер, необузданность и лихачество.

- Каковы гонорары конных каскадеров?

- До тех пор пока мы, русские, не сделали себе имя (в «Эскадроне»), поляки нам платили меньше, чем своим соотечественникам. Но потом гонорары сравнялись.

В среднем конные каскадеры получали, по крайней мере в те годы, от 350 до 500 долларов за один съемочный день. Хотя, например, в «Магнето» мне платили тысячу. По срокам я работал в разных фильмах от двух дней до трех месяцев.

- Травмы были во время съемок?

- Так получилось, что все нажитые мной травмы вообще с профессией не связаны.

- Характеры наездника и лошади должны быть примерно одинаковыми?

- Желательно. Главные черты любого конника - терпение, спокойствие, умение доминировать. Если лошадь дерзкая, норовистая, то у тебя этого должно быть на порядок больше. Ну и враг номер один - нервозность.

- Где еще в России, в других странах есть конные театры, аналогичный которым вы собираетесь открыть в нашем городе?

 - Идею конного театра мы с моими единомышленниками вынашивали несколько лет. Таких учреждений не так уж и много в мире. Знаю, в Германии есть подобное, в Дюссельдорфе. Во Франции, в сорока километрах от Парижа, стоит замок с конным театром. Его посещает в основном элита, это считается престижным. У нас, в России, в восьмидесятые годы пытался организовать театр сын родоначальника джигитовки Алибека Кантемирова Мухтарбек. Есть и любительские попытки при больших конных комплексах устраивать показательные выступления.

- Что у вас готово на сегодняшний день, чтобы начать работать?

- Прежде всего это мы, одержимые идеей люди. Желание, знание, опыт, помещение, частичное финансирование. Не хватает лишь симпатичных, работоспособных лошадок, не обязательно высокопородных. Главное, чтобы подходили для нашей цели.

- Что будет представлять собой ваше детище, чем конкретно будете заниматься?

- Во-первых, это будет разнообразная демонстрация контактов человека с лошадью, тематическая программа для сцены, рассчитанная на детей и взрослых. Во-вторых, конное родео, не имеющее ничего общего со спортом. Мы хотим заразить всех любителей верховой езды экстремальными конными эффектами, устраивать турниры и шоу-программы. Обязательно создадим детскую (по составу) конницу. Вспомним и представим в художественном виде культуру и фольклор сибирского народа. Цель - не соревнования, а скорее, популяризация верховой езды и собственного круга общения.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
26.08.2021 фото
Отец троих детей Владимир Шавров создал дома фабрику по производству солдатиков из пластика и наладил продажу игрушечных армий по интернету. Корреспондент VN.ru Наталья Нашталова поговорила с Владимиром и узнала, какие солдаты идут нарасхват, а какие пылятся на полках.

02.09.2021 Видео
Выпуск киножурнала «Сибирь на экране» выкупили и оцифровали выпускники новосибирской школы №12. «В 1980 году я пошел в 1 класс. И в этот день Западно-Сибирская студия кинохроники снимала репортаж для киножурнала «Сибирь на экране» №35 о моем классе», – рассказывает один из героев фильма.

31.08.2021 фото
Удивительные грибы обнаружены под Новосибирском в районе реки Бердь. Жительница Новосибирской области Светлана Чиркина поехала на рыбалку, но вместо рыбы нашла поляну с большими шаровидными грибами. Каждый — размером с футбольный мяч.