Новосибирск -2.5 °C

«Простите нас, солдаты за долгое молчание...»

24.06.2003 00:00:00

нет, не поставлена точка в той последней войне, невозможно завершить четырехлетнюю кровавую эпопею, если и через шестьдесят два года раскрываются ее тайны...

Еще один солдат Великой Отечественной перестал считаться пропавшим без вести благодаря Кларе Георгиевне Шушариной. Фото Михаила ТУЛЬСКОГО.

 - Мой двоюродный дед Аничкин Тимофей Сергеевич, родной брат моей бабушки Агриппины, ей сейчас девяносто один год, погиб на границе в сорок первом. Мы всегда так считали, извещение было, что пропал без вести.

И вдруг в феврале мой отец слышит по радио его фамилию и просьбу «Отзовитесь, родные». Отец и бабушка живут в Колыванском районе. Вот сегодня пришел я. И мне вручили этот документ, оказывается, брат бабушки умер в сорок втором году в лагере в Финляндии...

Сдерживает волнение и даже как будто растерянность Иван Начаров, молодой участковый инспектор Кировского РУВД, сжимает слегка поникшие от жары цветы. И все горячо вокруг - сияет щедрое в этом году сибирское солнце, пышут жаром бетонные пилоны монумента Славы, трепещет огонь в чаше. Но то материя, так сказать, неживая, людьми сооруженная в память, а что же в сердцах у тех, кто тесной группой собрался в прошедший четверг у монумента! Честно сказать, трудно было сдержать слезы... Двадцать девять фамилий наших земляков прозвучало. Родным вручаются справки из Центрального архива Министерства обороны с точной датой и местом смерти, а если повезет, то и захоронения. Через шесть десятков лет.

Молодая стройная женщина показывает мне этот драгоценный листок: «По документам безвозвратных потерь сержантов и солдат СА установлено: рядовой Борзых Иван Николаевич, 1900 года рождения, умер от болезни в плену в Финляндии 10 апреля 1942 года. Похоронен: братская могила в Наараярви...» И далее точный адрес с еще более удлиненными финскими названиями. Анжела - внучка рядового Борзых, живы три его дочери, две так и живут в Буготаке, откуда он уходил на войну. «Поедете на могилу?» «Что вы, откуда такие деньги?»

- Наш папа был трактористом, - рассказывает, всплакнув, дочь солдата Василия Адова Тамара Васильевна, - сутками с поля не вылазил. Придет, а мы, четыре дочки, все на полу спим, так он нас вершками пальцами обмеряет, как подросли. Вот это только и помню ясно. Пропал без вести. Мама всех нас вырастила. Все мы живы. И мама жива - девяносто шесть лет! Считали, что папа умер в сентябре сорок первого, а оказалось на год ровно позже. Теперь двадцать первого сентября поминать будем.

Нет, не случайно, кто-то из выступавших сказал о «слезах горечи и стыда»: «Простите нас, солдаты, за долгое молчание». Так уж в нашем отечестве сделалось, что попавшие в фашистские «котлы» считались по высшему приказу поголовно предателями, потом к ним как бы снизошли, но в активную жизнь не пускали. И лишь значительно позднее стали признавать и их вклад в победу. Но до сих пор так же трудно узнать о судьбе военнопленных. Эту миссию взяла на себя Клара Георгиевна Шушарина из сектора «Поиск» Поста N 1 - военно-патриотического клуба отдела по делам молодежи администрации Ленинского района. Побывав три года назад на международной вахте памяти в Новгороде, где юные поисковики нашли останки ее погибшего отца, она ощутила будто удар в сердце. Пока не знаешь дату, пока не знаешь место, можно ли быть спокойным!? Можно ли считать, что война закончена!? Открылись архивы фашистских лагерей по всей Европе - в самой Германии, в Финляндии, в Италии... На данный момент у Шушариной банк данных на сотни наших земляков, прошедших ужасы лагерей и там погибших. Публикует в газетах, читает по радио эти имена. И ведет неустанную переписку с Центральным архивом Министерства обороны. Полученные документы близким. погибших. Как оценить эту кропотливую работу? На каких весах взвесить невесомый листок с последним приветом от солдата?! В наши достаточно циничные времена иначе, как подвижничество такое никак не назовешь. Помогают общественная организация детей погибших «Эхо», отдел по делам молодежи Ленинского района. Мечтает Клара Георгиевна о простеньком компьютере... ...Фамилии звучат, выходят пожилые - это дети, молодые - внуки. Кто-то просто не сразу понимает, что за бумагу держит в руках. Солидный мужчина растерянно говорит: «А у нас от деда ничего не осталось... Теперь это будет». Более пятидесяти документов за полтора года добыла и вручила Шушарина. А первый - самый памятный. Они пришли и сегодня, разделить печаль с другими, дочь солдата Ильи Григорьевского и его правнук, тоже Илья. Последнее письмецо было в августе 1941 с дороги, и следующее - спустя более шестидесяти лет: умер в лагере...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: