Новосибирск 0 °C

Отметка без оценки

17.07.2003 00:00:00

Ни двоек, ни пятерок первоклашкам больше ставить не будут.
Так решило Министерство образования

Фото из журнала "Огонек"

 В Новосибирский областной отдел образования пришла из Минобразования директива, разрешающая применять безоценочную систему в начальных классах общеобразовательной школы. Но, как сказала специалист отдела из Управления общего образования обладминистрации Галина Рыцарева, такой эксперимент уже третий год идет в 18 новосибирских школах. «Это передовые школы области, которые сами заинтересованы в оптимизации учебного процесса. Но я должна сказать, что наиболее развитые страны мира имеют другие оценочные системы и совсем другие сроки обучения, причем более продолжительные, чем у нас. Не помню точно, в какой стране, по-моему, в Дании, оценка не ставится вообще в течение всего учебного процесса. Даже в старших классах. Ученик только накануне выпуска узнает, как он учился.

Главная проблема оценочной системы в том, что это какой-то стандарт. А когда существует стандарт, то вольно или невольно и учителя, и ученики под него подгоняют свои знания. Тот же средний балл, который не давал никакого представления об истинных знаниях учащегося, тем не менее давал возможность иметь какие-то преимущества при поступлении в высшую школу. А уж если ребенок успевал по гуманитарным предметам, но не успевал по точным, получалось, что, с одной стороны, он двоечник, а с другой, что отличник. А в среднем - средний ученик? Вот поэтому наиболее продвинутые учителя выступают не первый год с инициативой перехода на другой способ оценки знаний учащихся. Что из этого выйдет, посмотрим».

Разговоры об отмене оценочной системы ведутся в учительской среде уже не первый год. Кто-то предлагает рисовать цветные кружочки, кто-то флажки или кораблики. Но все это различные вариации на ту же тему оценок. Все равно ребенок будет стараться получить пять флажков, а не один или два. Или красный кружочек, а не желтый или зеленый. Был еще такой вариант: отказаться от отрицательных оценок и оставить только положительные, да еще словесные оценки типа «отлично» - 5, «хорошо» - 4 или «нормально» - 3 (оценка «удовлетворительно» учениками младших классов воспринимается гораздо хуже, чем откровенно положительная или отрицательная).

Как в других странах оценивается труд учащихся? По-разному, но чаще всего это все те же количественные отметки. В Англии и Польше максимальный балл - 6, в Молдове и Белоруссии - 10, во Франции - 20, в США - 100 баллов, а в начальной школе буквенная система А, B, С, D, E, где А - самая высокая.

Мнение родителей о возможной отмене столь привычных оценок очень разное:

«Я плохо отношусь к безоценочной системе. Ребенок приучен к тому, что он должен получать оценку. Она может быть любой: плохо, хорошо, отлично, но она всегда есть. У моего племянника в школе пробовали один год не ставить отметки, так дети растерялись. А самое главное - у бывших отличников пропал интерес к учебе, ведь все были хорошими и умными. Многие дети считали такую систему несправедливой».

«Мне кажется, что основной вопрос для учителей сейчас такой - как ставить оценку? Она не должна ставиться так, как раньше: не знаешь, значит, «два». Двойка - это как диагноз у врача, это то, что у ребенка болит. Поэтому когда ставится «два», учитель должен сказать, что и где у ребенка «болит» и что он должен сделать для того, чтобы вылечиться».

«Школа в последнее время ставит слишком много экспериментов. А мне, как родителю, нужно знать, как мой ребенок учится. Сказать «хорошо» - значит ничего не сказать. По одному предмету просто хорошо, а по другому «хорошее», так, что ли? Пусть стоят такие оценки или отметки, по которым и я могу сделать выводы об успеваемости своего ребенка. И принимать свои меры».

«Учиться без оценок, наверное, можно. Но учитель должен держать связь с воспитателями детского сада, которые при поступлении ребенка в школу расскажут о его слабых и сильных сторонах, чтобы не спотыкаться на одном и том же месте. Ведь иной раз сам педагог виноват в том, что ученик не смог усвоить тот или иной материал. Одни ученики поняли, другие нет. Значит, им надо по-другому объяснить. Только и всего».

Члены межрегионального клуба «Учитель года», объединяющего участников конкурса «Учитель года России» разных лет, перед подготовкой эксперимента получили от Минобразования задание: проанализировать вопрос об изменении оценочной системы, причем учитывая мнения большинства педагогов, родителей и самих школьников. Выяснилось, что большинство считают, что совсем отказываться от оценок нельзя: если ребенка никак не поощрять, то у него исчезает мотивация. В начальной школе можно вводить безоценочную систему, но все успехи ребенка все равно нужно отмечать с помощью карточек, цветных кружочков, звездочек. Так что без отметок мы все же не обойдемся.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: