Новосибирск -2.5 °C

Эффект снятой кнопки

31.07.2003 00:00:00

Чиновники, к своей выгоде, умело заводят нас с вами
в такие бюрократические тупики,
из которых никогда не выбраться

 Эту историю поведал в своем письме в редакцию житель Краснообска Леонид Журавель.

В квартиру N 78 дома N 206 он вселился 1 августа 1988 года. Конечно, был рад, тем более что этаж удобный - второй. Снятая кнопка лифта на втором этаже его не особенно расстроила. А точнее, не расстроила вовсе: второй этаж есть второй этаж, и даже пенсионеру пешком подняться не составляет большого труда. Многие годы, как дисциплинированный квартиросъемщик, он исправно вносил квартплату в свое ЖЭУ. Но однажды, перечисляя квартплату, он заподозрил, что помимо всего прочего берут с него деньги и за пользование лифтом. А потом это подозрение переросло в уверенность, что так оно и есть. В ЖЭУ ему что-то объяснить отказались, как и выдать распечатку платежей. Тогда он сделал кое-какие расчеты и обратился с ними за разъяснениями к начальнику государственного жилищно-коммунального управления СО РАСХН Николаю Ремизову. Вот оно:

«Уважаемый Николай Николаевич! В течение 12 лет и 6 месяцев бухгалтерия ЖЭУ незаконно берет с меня деньги за лифт, которым я не пользуюсь, так как я живу на втором этаже дома 206. Кнопка этого механизма на моем этаже снята. В Краснообске 14 панельных домов, 10 домов имеют 6 подъездов и два дома по 10 подъездов. По четыре квартиры на каждом втором этаже, на которых лифты не останавливаются. Итого 416 квартир во всех домах, в среднем по три квартиросъемщика в одной квартире. Следовательно, за все это время ваша бухгалтерия обманула около 1250 человек. Прошу вас лишние деньги, взятые за лифт, взыскать с вашей бухгалтерии за 12 лет и 6 месяцев в счет моей будущей квартплаты и выдавать на руки каждому плательщику квартиры распечатку, за что берутся деньги...»

Далее Леонид Михайлович сделал еще один расчет. За 12,5 года с каждого квартиросъемщика было незаконно, на его взгляд, взято примерно по 1500 рублей. Он умножил эту сумму на 1250 плательщиков и получил сумму в один миллион 875 тысяч рублей. Было это в конце января нынешнего года. И вскоре получил «исчерпывающий» ответ от директора ГУП ЖКХ СО РАСХН Н.Н. Ремизова и начальника ЖЭУ В.А. Мурановой. Из трех пунктов. Первый заслуживает особого внимания, и поэтому следует процитировать его полностью:

«Согласно п. 4 ст. 4 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» N 4218 от 24.12.1992 г. (в редакции от 08.07.1999 г.) и пункта 3 Постановления Правительства РФ N 887 от 02.08.1999 г. «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах социальной защиты населения» граждане, проживающие в жилых помещениях (включая совершеннолетних членов семьи нанимателей и собственников данных жилых помещений), обязаны производить оплату жилищно-коммунальных услуг.

Плата за пользование и обслуживание лифтов не взимается с жильцов, проживающих на первых этажах. Жильцы, проживающие на других этажах (кроме первого), могут быть освобождены от оплаты за пользование лифтами в случае их неисправности на основании поданных в ЖЭУ п. Краснообск заявлений.

Согласно ст.9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Поскольку вы с заявлением об освобождении от оплаты за пользование лифтом в связи с его неисправностью ранее не обращались, плата с вас взималась обоснованно. То же самое относится и к другим жителям п. Краснообск».

Этот образец бюрократического эпистолярного жанра должен был доказать Леониду Журавель, что согласно перечисленным выше пунктам закона, постановления правительства и даже ГК РФ дурили его вполне обоснованно. Начальник ЖЭУ В.А. Муранова, тоже подписавшаяся под этим ответом, делает вид, что она, занимая свой пост, и слыхом не слыхивала, что некогда на вторых этажах краснообских домов кнопки лифта были сняты!

Но письмо Леонида Михайловича все-таки сделало свое дело. Во-первых, кнопка пуска лифта была восстановлена 7 февраля 2003 года, т.е. через неделю после письма дотошного квартироплательщика. Но... все равно не работала! А деньги с него исправно продолжали брать. Во-вторых, 23 июня ему наконец бухгалтерия ЖЭУ выдала распечатку, в которой после графы «канализация» и перед графой «всего» значилось - «лифт» - 8.13.

В своем письме в редакцию Леонид Журавель недоумевает по двум поводам. Первый, можно сказать, частный. Зачем включили лифт для жильцов второго этажа, тем более с неисправной кнопкой, если просил он совсем о другом - об освобождении его от оплаты за лифт? Второй более фундаментальный - как вообще может такое происходить, что с него незаконно брали деньги, основываясь на законах, постановлениях и статье Гражданского кодекса?

На первый вопрос редакции ответить что-либо сложно, а вот по поводу второго можно кое-что объяснить.

В начале нынешнего года «ВН» обратился в Новосибирское антимонопольное управление с просьбой дать информацию о том, кто в прошлом году был ответчиком в делах, возбужденных этим уважаемым учреждением. Среди наиболее часто упоминающихся - «хозяйствующие субъекты» (различные МУПы, АО, ЗАО и т.д.) и «органы власти» (райадминистрации, мэрия, обладминистрация). Т.е. названные структуры так или иначе чаще других нарушали антимонопольное законодательство, ставя в неудобное положение другие предприятия и отдельных граждан, тем самым нанося им, кроме всего прочего, и материальный урон. Убежден, что делается это, помимо всего прочего, и для того, чтобы хоть маленькую толику, но с заявителей поиметь. Делается это так. Пока там антимонополка разберется, они - к примеру, хозяйствующие субъекты - будут продолжать потихоньку пользоваться «снятой кнопкой» и «доить» заявителей. А потом на заседании антимонопольного управления покаются, изменят, что надо, но из кнопочки-то уже кое-что накапало в кассу или карман.

То же и с органами власти. Стоит только вспомнить пресловутое постановление 2260, два пункта которого разорили наиболее мелких предпринимателей. Потом эти пункты были изменены, но люди-то потеряли кучу денег, а то и бизнес в целом. Понятно, что готовилось оно конкретным чиновником, а не мэром, и очень велика вероятность, что к этому конкретному чиновнику с просьбами о снисхождении обращался не один предприниматель. А сколько было просителей за то время, пока изменения в постановления не были внесены, сейчас уже вряд ли кто подсчитает. Но ясно, что и из этой «снятой кнопки» капала и капала денежка.

А вспомните, по сути своей, абсурдное решение властей брать деньги с иногородних автомобилистов, въезжающих в Новосибирск? Пришлось даже вмешаться прокурору, чтобы оно было отменено. Но пока оно было отменено, эффект «снятой кнопки» продолжал действовать.

Вот и весь ответ Леониду Михайловичу: если уж хозяйствующие монстры и органы власти используют все возможные средства для получения незаконных денег, то почему бы и рядовому ЖЭУ не попробовать?


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: