Новосибирск 12.6 °C

Есть ли в россии авиация?

12.08.2003 00:00:00

Фото Михаила Тульского

 Таким вопросом огорошил собравшихся на пресс-конференцию, посвященную 80-летию авиации, начальник Западно-Сибирского управления гражданской авиации Владимир Тасун.

Основания для такого провокационного вопроса, как оказалось, имеются, хотя в целом по России спрос на авиаперевозки растет. Но на фоне стремительного старения отечественного авиапарка рост авиаперевозок - палка о двух концах, заметил Тасун.

- Если сегодняшние темпы авиаперевозок сохранятся, то к 2010 году мы сможем реализовать спрос только на 70 процентов. С одной стороны, отечественный авиапром не в силах удовлетворить потребности гражданской авиации, а наши авиакомпании не в состоянии оплатить заказы авиапрому (современный самолет стоит 20-25 млн долларов). Из новых разработок мы имеем только две - Ил-114 и Ан-140. Каждый стоит 6 - 8 млн долларов.

«Самолетный голод» пытаются как-то удовлетворить на правительственном уровне, но безуспешно. А предвыборная лихорадка и формирование нового кабинета, по мнению Тасуна, отодвинут решение проблем авиации не меньше чем на год.

Не лучшим образом обстоят дела и с лизингом зарубежной техники. Все попытки арендовать «Боинги» и прочие забугорные самолеты провалились из-за высоких налогов и таможенных пошлин, установленных в России на лизинг. Из всех российских авиакомпаний авиаиномарки эксплуатируют только в «Трансаэро» и «Аэрофлоте», поскольку лишь две эти компании в стране имеют налоговые и таможенные льготы. А их конкурентам в Сибири, чтобы выжить, приходится, по выражению Тасуна, «чесать правой рукой левое ухо». На практике это выглядит так. Авиакомпания «Сибирь», например, вынуждена была купить аж армянскую авиакомпанию, чтобы ввезти в Сибирь импортный самолет по армянскому законодательству. А все лишь для того, чтобы избежать непосильного налогового бремени в родном государстве.

Оценивая ситуацию в Западно-Сибирском регионе, Тасун отметил некоторые отдельные успехи. К таковым можно отнести создание в Томской области авиаконцерна на базе трех госавиапредприятий - Томского, Колпашевского и Стрежевского. Но пошли на этот шаг не от хорошей жизни. До объединения два последних имели только долги и ни одного исправного воздушного судна. Сейчас новоиспеченный концерн доминирует на внутрирегиональном рынке. Когда же руководство авиации Западной Сибири попыталось расширить проект, объединив Томское и Новосибирское авиапредприятия (использующих одну и ту же технику), то не нашло взаимопонимания с обладминистрацией НСО. В итоге томичи процветают, а «Новосибирск-авиа» накануне закрытия. Его долги государству превышают 70 млн рублей.

Сертификат его на осуществление авиаперевозок должен был закончиться еще в июне, нам удалось продлить срок его действия до декабря. А потом предприятие ожидает банкротство.

Не в лучшем состоянии и воздушные ворота Сибири - Толмачево. Строительство второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту идет с большим «скрипом» из-за нехватки средств. Всего освоено капвложений на 70 процентов. Для окончания строительства требуется 750 млн рублей. Существует договоренность между губернатором НСО и министром транспорта РФ о финансировании строительства на паритетных началах, но реальное субсидирование составляет 50 млн рублей в год. При таких темпах строительство растянется лет этак на 15-20. В итоге, если единственная сегодня взлетная полоса Толмачева закроется на ремонт, то придется закрывать и сам аэропорт. Единственная надежда у сибиряков на новую Госдуму, которая, возможно, повернется лицом к нуждам авиации.

«Сибирь» будет летать в Питер

 Едва ли не самым позитивным на конференции было выступление коммерческого директора авиакомпании «Сибирь» Антона Еремина.

Сегодня «Сибирь» занимает второе место в России по объему авиаперевозок в целом и первое место по внутренним перевозкам. Директор сообщил, что компания развивает направление рейсов на короткие расстояния. Это рейсы Новосибирск-Сургут и Нижневартовск. До сих пор туда летала только «малая авиация». Работает «Сибирь» и на московском рынке. Здесь ее «экcклюзив» - недорогие билеты. Билет на рейс Москва-Нижний Новгород стоит... 300 рублей. В этом году компания открыла рейсы Новосибирск-Ростов и Минеральные Воды. Планируется открытие рейса на Питер. Традиционными остаются для Сибири и местные рейсы - Кемерово, Барнаул, Томск. Получит дальнейшее развитие и чартерное направление.

Авиадиспетчеры не будут голодать?

 В числе немногочисленных (и так все ясно) вопросов представителей СМИ собравшимся был и вопрос о новой акции протеста, якобы запланированной профсоюзом авиадиспетчеров. Но директор Запсибаэронавигации Александр Пивоваров заверил журналистов, что в Сибири диспетчеры протестовать, а тем более голодать в ближайшее время не будут.

- На нашем предприятии профсоюзы никаких требований к руководству не выдвигали. Акцию протеста намерены провести федеральные профсоюзы авиадиспетчеров, выдвинувшие ряд требований к Министерству транспорта, руководству гражданской авиации РФ. В основном диспетчеры требуют очередного повышения зарплаты на 30 процентов. Что касается нашего предприятия, то мы повышали зарплату диспетчерам дважды - в январе и в июне. Сегодня средняя зарплата авиадиспетчера по региону составляет 10-20 тысяч рублей.

Начальник Западно-Сибирского управления авиации Владимир Тасун, комментируя ситуацию, отметил, что инициатива идет «сверху»:

- В акции протеста заинтересованы не рядовые диспетчеры, а лидеры профсоюзов. Их цель - заработать политический капитал на недовольстве людей. Конечно, мы и сами виноваты в том, что довели до этого противостояния. Не научились видеть в коллективе социального партнера. Я все же уверен, что сибирские авиадиспетчеры не омрачат наш общий праздник акцией протеста.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: