Новосибирск 1.4 °C

Секта или инославное исповедание?

04.10.2003 00:00:00

К 100-летию новосибирского баптизма

В воскресенье, 5 октября, в 16-00 часов в Доме культуры «Прогресс» состоится мероприятие, посвященное 100-летию новосибирского баптизма.

Истоки

Крещение баптистов происходило под строгим присмотром урядника. (1907 год. Фото из архива.

 Баптизм как христианское движение сформировался в Европе XVI века в результате борьбы католиков и реформаторов. Основателями нового течения были выходцы из лютеран, выступившие против царящего в европейских странах принципа: «Чья власть, та и вера». То есть: владеет землей герцог-католик, значит, все его подданные должны быть католиками, если лютеранин - соответственно, все должны быть лютеранами. И вот группа радикальных реформаторов объявила новый определяющий принцип выбора христианского пути - личную веру. А поскольку по-настоящему человек может верить лишь в сознательном возрасте, радикалы стали перекрещивать всех, кто был крещен в младенчестве. Поскольку учение это шло вразрез и с католическим учением, и с лютеранским, то репрессии не преминули сказаться, движение радикальных реформаторов стало изначально гонимым. Название оно получило - «анабаптизм», в переводе с греческого - «вновь погружаю», то есть крещу заново. Когда же в начале XVII века среди анабаптистов перекрещивать уже никого не было нужды, то приставка «ана» отпала, и получился просто «баптизм», то есть те, кто крестится водным погружением. Поскольку новообразованные общины отрицали Церковное Предание и основывались только на Евангелии, то в некоторых местах их прозвали евангелистами.

Баптисты в России

 В России баптизм сформировался в середине XIX века, когда независимо друг от друга возникли три очага нового движения. В Петербурге в великосветской среде образовались библейские кружки, среди украинских крестьян - движение штундистов, а на Кавказе часть молокан (выходцев из духоборов - российской секты, отрицающей церковную иерархию и все православные таинства) переосмыслили свое отношение к крещению, что привело к возникновению «водных» молокан. Взаимодействие и дальнейшее слияние этих трех религиозных движений и привело к возникновению церкви евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), окончательно же слияние завершилось лишь в 1944 году, когда два родственных течения евангельских христиан и баптистов объединились в одно.

Отправной точкой в истории евангельско-баптистского братства в России принято считать 20 августа 1867 года. В этот день в Тифлисе в реке Куре крестился первый русский баптист, выходец из молокан купец Никита Исаевич Воронин. Там же, в Тифлисе, в скором времени образовалась и стала расти первая русская баптистская община. Баптисты провозгласили принцип свободы совести: вера должна определяться свободным выбором человека, а не навязываться государством или кем-либо еще. Именно этот исповедуемый баптистами принцип стал причиной преследования баптистов со стороны государства. В Свод законов Российской империи в конце XIX века были введены статьи, которые за христианскую проповедь, хоть в чем-то расходящуюся с учением государственной Церкви, предполагали наказание в виде конфискации имущества, лишения особенных прав и преимуществ, каторжных работ, ссылки на поселение, лишения родительских прав.

Баптисты в Новониколаевске

 В Новониколаевске (Новосибирске) баптисты появились в 1903 году, когда в город прибыло семейство евангельского верующего Петра Лукича Фролова, выходца из молокан. Это привело к образованию баптистской церкви, насчитывающей к концу года 30 человек. Костяк общины составляли также бывшие молокане. В первый же год своего существования церковь получила своего мученика за веру. Им стал проповедник Андрей Перминов, жестоко избитый местным населением при полном попустительстве властей и скончавшийся от нанесения множества ран.

Баптисты при Советской власти

 Первые годы Советской власти были отмечены для евангельских верующих невиданной доселе свободой. Причин было несколько. Во-первых, Декрет «Об отделении церкви от государства», предусматривавший равные права для всех граждан вне зависимости от их отношения к религии, уравнял баптистов и с православными, и с атеистами. Во-вторых, советское государство, с первых дней обрушив на Православную церковь свой репрессивный аппарат, из политических соображений не трогало другие христианские движения и на их примере демонстрировало миру «свободу совести» для религиозных течений, притесняемых в царской России. Принятая РСФСР Конституция провозглашала: «Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». В соответствии с этим баптисты даже издавали всероссийский журнал «Баптист», в котором не только излагали свои вероучительные доктрины, но и живо откликались на различные события светской жизни. Так, в 1925 году в журнале «Баптист» было опубликовано сообщение о смерти поэта Сергея Есенина с комментариями о пагубности греховной жизни поэта, приведшей к столь печальному концу.

Гонения

 Но со временем отношение советского государства к евангельским объединениям стало меняться. Особенно забеспокоились власти, когда, по сведениям ГПУ, среди баптистов наблюдался резкий рост числа молодежи. В письме полномочного представителя ГПУ по Сибири И.П. Павлуновского от 23 июля 1923 г. председателю Сибревкома М.М. Лашевичу отмечалось, что евангельские объединения в Сибири летом 1923 г. представляли «силу численно большую и крепче внутри спаянную, чем наши комячейки и волсоветы». В качестве рецепта борьбы с евангельскими церквами И.П. Павлуновский предложил сбор компpомата и информации на случай возможных репрессий. И репрессии вскоре начались. В том же 1923 году власти Новониколаевска впервые осуществили конфискацию молитвенных домов баптистов и евангельских христиан, а общины попытались распустить. В дальнейшем четыре раза у верующих отбирали молитвенные дома с целью если не ликвидировать общины, то, по крайней мере, выселить на окраину города. Интересно, что в 60-е годы такая политика повторилась один к одному, и новосибирские баптисты были вынуждены строить молитвенный дом на окраине города - на околице станции Инская.

В эти годы государство начало энергично возрождать созданный в конце двадцатых годов на волне «борьбы с религией, как пережитком капитализма» образ врага-сектанта. Баптисты были выбраны квинтэссенцией всего сектантского движения. Советская пропаганда приписала им грехи всевозможных сект, вплоть до изуверских. Люди старшего поколения помнят фильм «Тучи над Борском», после просмотра которого слово «баптист» стало синонимом религиозного изувера. Прокатившиеся по стране баптистские судебные процессы, где они обвинялись во всех тяжких, прошли при единодушном одобрении советского народа. Так, в 1963 году практически все новосибирские газеты по указу сверху печатали репортажи из зала суда над баптистами Валерием Орловым и Иваном Мирошниченко, обвиненными в сопротивлении власти. Обвинение было построено на показании милиционера, отбиравшего у них фотоаппарат во время разгона милицией молитвенного собрания. В сутолоке милиционер упал и повредил себе руку. И хотя на суде пострадавший отказался от обвинений к конкретным лицам и заявил, что не видел, кто конкретно его толкнул, Орлову и Мирошниченко дали по три года тюрьмы. В 1984 году троих новосибирских баптистов, один из которых - В. Орлов - уже считался рецидивистом, осудили за религиозное обучение детей.

Баптисты в современном Новосибирске

 Наступивший в нашей стране религиозный ренессанс коснулся и баптистов. Верующим Новосибирска вернули отобранный когда-то молельный дом на улице Журинской. Самих же баптистских общин у нас в городе насчитывается четырнадцать, численностью более 2000 человек. Из них две общины по политическим соображениям официально не зарегистрированы еще с 1961 года, когда выступили против вмешательства советских властей во внутрицерковные дела. Руководит новосибирскими баптистами старший пресвитер Объединения церквей ЕХБ Новосибирской области Эдуард Генрих, который в 2000 году президентским указом был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. Эту награду новосибирские баптисты считают «признанием большого вклада евангельских христиан-баптистов в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций». В том же 2000 году открылась Новосибирская баптистская библейская богословская семинария, действуют вечерняя библейская школа для проповедников и заочный библейский институт.

Секта или не секта?

 В царской России всех неправославных христиан называли сектой, то есть «отсеченными» от истинной Церкви. В двадцатые годы прошлого столетия в своих заявлениях к властям баптисты писали: «Мы, сектанты баптистского вероисповедания». Однако вскоре усилиями ГПУ был создан образ сектанта-врага Советской власти. Сектант - контрреволюционер, шпион иностранных разведок, мракобес, изувер, развратник, вездесущий враг, совратитель молодежи и т. д. Слово «сектант» стало ругательным, и современные баптисты уже так себя не называют. Так все-таки баптизм - секта или инославное христианское исповедание?

В определении «Об основных принципах отношения Русской православной церкви к инославию», принятом на юбилейном архиерейском соборе, сказано: «Православная церковь проводит четкое различие между инославными исповеданиями, признающими веру в Святую Троицу, Богочеловечество Иисуса Христа, и сектами, которые отвергают основополагающие христианские догматы». Баптисты основополагающие христианские догматы не отвергают, а Святую Троицу и Богочеловечество Иисуса Христа исповедают.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: