Новосибирск 11.9 °C

Урановое поле у стен Новосибирска

16.10.2003 00:00:00

На самом въезде в город расположено 28 га
зараженной радиацией земли

Голова дороже имени

 Вас еще что-нибудь, кроме землетрясения, интересует? - напористый голос в телефонной трубке вовсе не собирался пережидать мои перечисления последних газетных публикаций.

- А то, что у нас чуть не в самом городе уран под ногами. Завод «Промстальконструкция» знаете? После того, как ОАО обанкротилось, сейчас там сразу несколько собственников, куча арендаторов. И никто не собирается чистить двадцать с лишним га загрязненной ураном земли. Они просто не представляют, что хапнули. Кто на заводе работал, знают. Когда строили новые цеха, столовую, делали бетонный пол толщиной почти в метр. Чтобы обезопасить людей от радиации. Была своя служба радиационного контроля, лаборатория, обмывочный пункт - все контролировалось. Сейчас это никого не волнует.

Вот с этим, действительно, не согласиться трудно. Год назад все новосибирские газеты обошла история с радиоактивным автопогрузчиком, найденным «зелеными» у забора «Промстальконструкции». Специалистов из УСГО (общественной организации «Ученые Сибири за глобальную ответственность») тогда обвинили и в дилетантизме, и в том, что они суют нос не в свое дело. Однако лаборатория радиационного контроля Центра санэпиднадзора Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем Минздрава РФ тем не менее подтвердила повышенный радиационный фон на передней стенке и шланге воздуховода автопогрузчика. Успокоив публику заверениями, что кар может представлять какую-либо опасность только на расстоянии 0,5 - одного метра, Центр санэпиднадзора выдал предписание владельцам предприятия «Калинка», на территории которого злосчастный кар был обнаружен. Его должны были либо отправить на спецкомбинат «Радон», либо на хвостохранилище НЗХК. Но прошел год, «Калинки» уже простыл и след, а злосчастный автопогрузчик стоит как стоял. На территории ОАО «ПСК», находящегося сейчас под конкурсным управлением, теперь больше десятка предприятий, от довольно крупных до небольших контор и фирмочек.

Мой телефонный собеседник своих координат не уточнил: «Вы, что, хотите, чтобы мне голову за информацию об уране оторвали? Какой фирме понравится такая реклама?» «Почему не обратились в официальные организации, которые занимаются проблемами экологии?» - напоследок задала вопрос я.

- А вы думаете, они не знают?! Обязаны знать. В ФСБ, по крайней мере, точно, если около заводского забора можно на поверхности уран собирать. Подложил крошечный кусочек начальнику в кресло и готовь речь на торжественную панихиду. Все об этом поле знают.

«Поле чудес»

Раньше по этой дороге не разрешали ездить, теперь ворота - настежь. Фото Сергея ПЕРМИНА

 - Естественно, в курсе, - отреагировали в «Березовгеологии». - Как нам об этом участке не знать, если в конце 80-х - начале 90-х годов мы проводили гамма-съемку всей территории Новосибирска. К моменту, когда дошли до «ПСК», было выявлено значительное количество радиоактивных аномалий, но то, что было обнаружено там, трудно с чем-либо сравнивать.

Ведущий специалист «Березовгеологии» Юрий Попов раскрыл карту, почти сплошь закрашенную красным и розовым.

- Резервную территорию «ПСК» мы тогда же назвали «полем чудес». Смотрите, карандаш негде поставить. При нормальном радиационном фоне 15 мкР в час здесь обычное дело 1200-1300 мкР в час. Есть участки с излучением в 120000 микрорентген в час. Только сделали первые шаги, приборы прямо завизжали. К проведению радиационного обследования мы в тот период привлекали молодых специалистов, чтобы натаскать их на гамма-поиск в городских условиях. А получилась чуть ли не разведка урана в природных условиях. Куски урановой руды находили и при бурении скважин, и прямо на поверхности.

На месте резервной территории «ПСК» раньше располагались склады урановой руды, принадлежащие заводу химконцентратов, пояснили в «Березовгеологии». Ее вывозили из Европы: побежденная Германия расплачивалась по репарациям. Было это еще в начале 50-х. Потом руда пошла по назначению, склады опустели - завод химконцентратов постепенно менял свой профиль. Но доски и бревна с тех складов еще долго «светились» по Калининскому району. При проведении гамма-съемки специалисты «Березовгеологии» обнаруживали их в срубах бань, во всевозможных хозяйственных постройках, даже в стенах жилых домов. Темные, но запасливые, наши граждане тащили по дворам все, что только можно было унести. О технике безопасности при работе с ураном представление было самое приблизительное - вроде того, что перчатки одеть все-таки надо, чтобы руки не запачкать.

Гамма-съемка Новосибирска, проведенная «Березовгеологией» в рамках государственной программы по обследованию крупных городов на предмет выявления радиационного техногенного загрязнения неаварийного характера (тогда только что произошлаЧернобыльская катастрофа), открыла глаза и местным властям. На территории Новосибирска было выявлено около тысячи радиоактивных аномалий - от приборов с ионизирующим излучением в школьных лабораториях до фонящей земли, которую шефы добросовестно привезли на клумбы около ДК им. Горького. Началась глобальная «чистка». В том числе, и кое-кому из граждан Калининки пришлось тогда распроститься со своими банями-сарайчиками, в которых оказались бревнышки с урановых складов. Сама территория, где они находились, была не тронута. К тому времени она уже принадлежала заводу «Промстальконструкция» как резерв для будущего строительства. Конечно, если бы предприятие собралось строить, по всем правилам и нормам оно было бы вынуждено сначала заняться чисткой территории. Но с обрушившимися на завод экономическими передрягами о новом строительстве думать уже не приходилось. Сегодня ОАО «Промстальконструкция» - банкрот с приложением в виде 28 га зараженной радиацией земли. На фасаде огромными буквами объявление: «Продаются площади». Никого не смущает, что так активно предлагающее свои площади предприятие принадлежало Министерству среднего машиностроения и что заводская территория оказалась совершенно бесконтрольной.

«Очистимся» через... 1600 лет?

 - Если кто-то думает, что проблема «рассосется» сама собой - напрасно, - говорит Юрий Попов. - Период полураспада радия, продукта урана, 1600 лет. Так что ждать долго. За прошедшие годы ситуация могла только усугубиться. «Поле чудес» последнее время превратилось в свалку. Не удивлюсь, если вдобавок к урану, обломкам контейнеров там появились еще и другие ионизирующие источники. При банкротстве предприятия, когда уплотнялись, переезжали из корпуса в корпус, вряд ли их сдавали, как диктуется правилами. Да и контроль сейчас уже не тот. Для начала необходимо проведение повторной гамма-съемки.

Для новосибирских властей проблемы «поля чудес» нет. В городском комитете экологии, когда зашел разговор на эту тему, передо мной развернули карту Новосибирска. «Граница города проходит как раз по улице Тайгинской, где находится «ПСК». Это уже Новосибирский сельский район»/

Был и еще один аргумент. «Мы же не беремся контролировать НЗХК - у них существует своя система контроля. Или территорию хвостохранилища. Никто не будет требовать, чтобы там радиационный фон был, как на городских улицах. Вот и у «ПСК» это тоже заводская территория».

Участок карты гамма-съемки Новосибирска 1995 г. с указанием загрязненных территорий. Как говорится, сравнивайте сами...

 Кстати, о картах. На карте гамма-съемки 1995 года территория «ПСК» окрашена лишь чуть менее насыщенно, чем хвостохранилище. А «пограничные» тонкости - это для чиновничьих кабинетов. От Тайгинской, где находится «ПСК», до Красного проспекта по Богдашке десять минут езды. До микрорайонов Родники и Снегири - рукой подать. Что до заводской территории, то забор, ограждающий ее, обрывается где-то посередине. Обходить его и не требуется - ворота, ведущие на ацетиленовую станцию на заводской территории, услужливо открыты для всех. Хотя раньше, как говорят бывшие заводчане, по этой дороге было даже запрещено ездить. Дальше к Пашино забора нет вовсе. Через трубу пульпопровода, идущего на хвостохранилище НЗХК (два удовольствия в одном!), даже сделан металлический переход - гуляй, знакомься с «полем чудес». Наш фотокорреспондент, правда, на это не рискнул: «Еще домой на ботинках какую-нибудь гадость принесу».

Что развозят по городу с территории «ПСК» многочисленные машины, сегодня одному Богу известно. Зато совершенно ясно, что чистить свою территорию предприятие не будет. Выходит, предстоящие 1600 лет Новосибирску предстоит жить с радиационным пятном на лацкане - «поле чудес» находится на самом въезде в город. Разве предприимчивым бизнесменам открыть здесь экзотический аттракцион - «Урановая столица Сибири» - и за умеренную плату организовывать для любителей экстрима экскурсию по «полю чудес». Естественно, с надлежащей экипировкой и счетчиками Гейгера. Но и таким способом набрать несколько миллионов для очистки территории будет трудновато.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: