Новосибирск 11.5 °C

Александр Кулябин: «За театром надо ухаживать, как за женщиной...»

17.10.2003 00:00:00

Александр Кулябин

 Открывая сезон, театр «Красный факел» оказался в самом центре событий, Вышли в свет сразу две премьеры - «Достоевский-trip» по пьесе Владимира Сорокина (с присутствием на прогоне самого автора) и «Мизери» по роману Стивена Кинга в постановке Георгия Товстоногова - внука и тезки «того самого Товстоногова», продолжателя традиций знаменитой династии. А свой личный юбилей - 50 лет - директор театра Александр Кулябин отметил очень скромно. Он вообще не сторонник шумных торжеств в такие дни. Профессия обязывает постоянно бывать на людях - премьеры, презентации, - и в свой день, напротив, хочется уединиться и провести время в кругу самых близких людей.

В октябре, кстати, Александр Кулябин отметит еще одну дату - 4 года своего директорства. Дата не круглая, но для подведения некоторых итогов достаточная.

О роли мальчика в «адидасах»
в жизни директора

 Его жизнь поделилась на две, казалось бы, взаимоисключающие части. До 90-х годов Александр Кулябин - успешный актер театра драмы города Ижевска, после - продюсер и театральный менеджер. Конечно, говорит он, все произошло не в одночасье. Процесс был долгим, а началось все в 92-м...

- Это был период, когда родилось ощущение, что об актере просто забыли, театры государству стали не нужны, денег на постановки не давали.

Сидели как-то актеры Ижевской драмы в перерыве между спектаклями в гримерке - отдыхали, общались, по обыкновению играли в шахматы. В театр только что пришел новый директор: организовал при театре склады под муку, принял на работу менеджеров, никакого отношения к театру не имеющих.

- И вот прибегает мальчик лет 18-ти в спортивных штанах и говорит: «Мужики, хотите подработать?»

Мужики хотели. А когда разгрузили машину с сахаром и сразу получили расчет - удивились, что хватило и на водку, и на закуску, и еще домой кое-что принести. Александр Кулябин признается, что это было для него шоковой терапией:

- Заслуженные артисты, уважаемые люди! Я тогда вдруг отчетливо осознал, что интеллигентный человек, имеющий два образования, высокий интеллектуал может зависеть от ребят из подворотни...

Тода-тo он и понял, что за актера и за театр нужно стоять самому и самому пробовать что-то делать. А для этого прежде всего необходимо постичь сложную науку театрального бизнеса. Это был не патриотизм, говорит Александр Кулябин, а скорее здравый рационализм.

Он был создателем в Ижевске первой антрепризы (независимого театра). Потом закончил в Москве Высшую школу деятелей сценического искусства - факультет менеджеров, школу профессора Дадамяна, где обучали театральному бизнесу в новых экономических условиях. А получив диплом, уже занялся продюсерской деятельностью всерьез. Сначала был «играющим тренером» - продюсировал, не оставляя сцены. Постепенно от профессии актера полностью отказался. Создал свое театральное агентство, набрал штат. Как продюсер поставил 12 спектаклей, не считая различных программ.

Был в его биографии еще один интересный момент - курсы антикризисного управляющего. Театры середины девяностых, особенно в небольших городах, очень напоминали предприятия-банкроты. И будучи директором театрального агентства, он параллельно работал управляющим двух предприятий - отрабатывал технологию вывода предприятия из кризиса. После этой практики вынес твердое убеждение, что предприятие всегда может избежать кризиса и что причины любого кризиса на 80% - внутренние. Бывает достаточно передислокации, чтобы их устранить.

О своих четырех годах в «Красном факеле» Александр Кулябин говорит: «В театре, как в жизни, бывают удачи и неудачи, черные и белые полосы. Конечно, мечтается только об успехе. Но если сталкиваешься с трудностями, то начинаешь искать выход, придумываются неожиданные решения, и в итоге неудача оборачивается новым взлетом...»

«Директор должен быть стратегом...
и мечтателем»

 - Директор государственного театра сегодня в первую очередь - «человек театра» или крепкий хозяйственник?

- Любой директор - это прежде всего стратег. Но важно и другое: он обязательно должен быть мечтателем, причем стремящимся к своей мечте, даже если она неосуществима. Цель у театра одна - чтобы атмосфера была творческая. Тогда на спектаклях - аншлаг, имя театра звучит, поход на спектакль - событие. И все, что делается (касается ли это репертуара, гастролей, фестивальных проектов), должно ложиться в общую копилку, работать на единую цель. «Красный факел» уже занял серьезное место в российском театральном пространстве. Это подтверждается и приглашением в Германию на фестиваль «РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ВСТРЕЧИ 2003-2004 годов». Постановка «Dostoevsky-trip» участвует в этом проекте вместе со спектаклями «Фауст» Юрия Любимова, «Комната смеха» Камы Гинкаса, «Война и мир...» и «Одна абсолютно счастливая деревня» Петра Фоменко...

- С новым главным режиссером Валерием Гришко вы нашли взаимопонимание?

- Безусловно, в противном случае он просто не был бы приглашен. Важно и другое - новому главному режиссеру удалось достичь взаимопонимания с труппой.

Он профессионал, творческий человек, и при этом - прагматик, в хорошем смысле этого слова. Без этого качества лидера не бывает. У главного режиссера, помимо творческих задач, есть еще и административные, которые он тоже должен успешно решать. Самое главное - чтобы директор и главный режиссер работали «в одной связке». Нам с Валерием Гришко сейчас это удается.

- Идея начать сезон с Сорокина, согласитесь, была достаточно рискованной. Не боялись повторить историю с «Президентшами», когда были и возмущенные зрители, и протест депутатов горсовета? Это при том, что Шваб с его «фекальной лексикой» - ребенок по сравнению с Сорокиным.

- Решение ставить спектакль принималось на художественном совете театра. Материал, действительно, специфический, и поэтому распределение ролей проводилось исключительно с согласия актеров. Что касается зрителя, то с ним мы тоже корректны. К каждому билету на спектакль прилагается специальный манифест, который предупреждает зрителя о специфике пьесы Владимира Сорокина. А дальше он сам вправе решать, покупать ему билет или нет. Думаю, в репертуаре современного театра должны быть самые разные спектакли, в том числе и такие. Точнее, благодаря именно таким спектаклям театр может называться современным.

- У вас театральная семья: жена - исполнительный директор фестиваля «Сибирский транзит», учредителем которого является театр, один из сыновей собирается стать режиссером...

- Младший сын учится на факультете режиссуры, старшие отношения к театру не имеют - один бизнесмен, другой - врач-терапевт. А жена Ирина действительно очень театральный человек. Она из тех, кого называют «театральным ребенком»: за кулисами с 15 лет. Ирина прошла через множество театральных профессий: была заведующей радиоцехом, костюмерным, бутафорским, реквизиторским цехами, заведовала труппой... Театр знает от и до. Она - помощник во всех моих начинаниях.

 - Обычно директора с большим воодушевлением говорят о творческой стороне своей профессии, хотя именно хозяйственные дела, в том числе капитальные ремонты помещений, в которых нуждаются театры и на которые постоянно не хватает денег, отнимают львиную долю времени и сил...

- Я работал в частном бизнесе, а частные театры и антрепризы редко имеют собственные помещения. Так что, если театру есть что ремонтировать, - это уже благо. Я бы не сказал, что ремонт в доме - мое самое любимое занятие, но надо - значит надо. Вот и ремонтные работы в театре приходится осваивать. В общем-то, это даже интересно. Есть программа капитального ремонта «Красного факела», рассчитанная на период до 2006-2007 года. Ремонтироваться будем блоками, не закрываясь. Возможно, сезоны будут сокращены, заканчивать будем раньше, начинать позже... Часть ремонтных работ уже проведена - в прошлом сезоне сменили планшет сцены, обновили фойе и зрительный зал.

***

Возвращаться к своей прежней актерской специальности Александр Кулябин не собирается. Говорит, зачем? Человек должен быть занят одним делом, чтобы постичь его в совершенстве, - все остальное отвлекает. «Чтобы делать театр, надо много работать. А чтобы делать хороший театр, нужно не работать, а жить им».

И еще директор сравнивает театр с женщиной, и то и другое, говорит, из области прекрасного:

- Ухаживать за театром надо, как за женщиной, чтобы она была красивая, уверенная в себе, чтобы общество ее принимало и любило...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: