Новосибирск -2.5 °C

Евгений Миронов - сын Миронова и Дорониной

16.12.2003 00:00:00

Это не ошибка и не сенсация: просто по отцу Евгений Миронов - однофамилец известной актерской династии, а девичья фамилия его матери - Доронина.

 Пятый Рождественский фестиваль искусств подарил городу встречу с такими замечательными всенародно любимыми актерами, как Алексей Петренко, Людмила Максакова, Евгений Миронов, Владимир Ильин, Ирина Апексимова...

Прилетела звездная команда вечером в пятницу. Ночь и половину следующего дня провела в гостинице - отдыхая и привыкая к разнице во времени, потом - час на общение с журналистами, репетиция и спектакль - знаменитый «Вишневый сад» Эймунтаса Някрошюса, совместный русско-литовский проект фонда имени Станиславского и театра «МЕНО ФОРТАС».

Евгений Миронов сыграл в спектакле роль Лопахина. Говорят, что, работая с актерами, Някрошюс ассоциировал себя и их с животными: себя - с кашалотом, Петренко-Фирса - с лосем, Миронова- Лопахина - с волком... И слушая на пресс-конференции «душку» Миронова - самого непосредственного из гостей, громче всех смеявшегося шуткам коллег и с почти детским восторгом рассказывающего о гении Някрошюсе, с трудом представлялось, что через какую-то пару часов ему предстоит выйти на сцену «волком» - губителем вишневых садов.

- Когда Някрошюс предложил мне сыграть роль Лопахина, - рассказывает актер, - он сказал: «Вы понимаете, на что мы идем? Это такая вещь, которая может получиться, а может не получиться». На что я ответил, что совершенно с ним согласен, все понимаю и иду на риск с удовольствием. Это было очень необыкновенно и ново для меня, а то, что ново, - всегда интересно. Я думаю, что Някрошюс и сам не ожидал, в какую сторону мы уйдем. В спектакле получился не один Лопахин, а несколько. Может, и один, но с набором совершенно разных, противоречивых качеств. До этого в моем представлении Лопахиным был Высоцкий. Безусловно, я не Высоцкий - по своей структуре и по внутренним ощущениям мира. Мой Лопахин - это другой Лопахин. Мой Лопахин...

История Евгения Миронова - это почти сказка о мальчике-провинциале, стеснительном и закомплексованном, приехавшем в столицу из Саратова и добившемся головокружительного успеха. В одном из своих интервью он как-то признался, что, когда поезд остановился на вокзале и он увидел большими буквами «Москва», пережил настоящее потрясение. «Москва ударила по башке»... В Саратове была игра в школьном драмкружке, музыкальная школа по классу аккордеона и театральное училище. Первый опыт публичного выступления в 12 лет был трагическим - застенчивый Женя на школьном концерте исполнял песню о героической смерти комсомольца, а зал при этом покатывался от хохота, и один из одноклассников посоветовал ему поискать работу в цирке. Возможно, именно тогда он впервые понял, что такое «подтекст» и «второй план».

В Москве непосредственный провинциал сразу отправился к Олегу Табакову, который тоже родом из Саратова. Трудно сказать, что тут сыграло свою роль - любовь Табакова к малой родине или замеченные им в соискателе «задатки гениальности», но Миронов был взят сразу на второй курс школы-студии МХАТ. Так и начался головокружительный взлет «мальчика из Саратова». Ведущие роли в «Табакерке», работа с лучшими режиссерами на лучших театральных площадках, в том числе у Питера Штайна в «Орестее». С ролями в кино тоже повезло - впервые снялся в картине Александра Кайдановского «Жена керосинщика». Потом были нашумевшая «Любовь» Валерия Тодоровского, «Лимита», «Анкор, еще анкор!», «Змеиный источник», «Мусульманин»... Все это хорошо известно и постоянно на слуху.

- Когда-то Валерий Фокин совершенно неожиданно пригласил меня на роль Ивана в спектакле «Карамазовы и ад» в «Современнике», хотя я готовился играть Алешу, - рассказывает Миронов, - и это было везение. В какой-то момент мне необходимо было отойти от «мальчиковости» - мальчиков я уже переиграл достаточно и хотел попробовать нечто другое.

Иван Карамазов - это, действительно, было «нечто другое», что было крайне важно для актера, о котором тогда уже сложилось определенное представление как о простом парне, с типично русским лицом, непосредственном, открытом и слегка инфантильном. А тут Иван Карамазов - с его «безднами», «достоевщиной», тяжелой и болезненной страстностью и безумием в конце концов.

Интересно, что, вживаясь в образ, актер даже ездил в психбольницу - искал там своего Карамазова. Но не нашел, а то, что нашел и пытался «притащить в роль», было безжалостно отметено Фокиным. А вообще-то, актер уверен, что все эти «экскурсы в безумие, в пропасти и подвалы подсознания» - вещь для психики достаточно опасная, и есть черта, за которую заступать никак нельзя. «Нельзя сходить с ума и умирать каждый раз по-настоящему». Однако, говорят, бывали случаи, когда Миронова слишком «поглощали» его роли. В дипломном спектакле «Полет над гнездом кукушки» он так правдоподобно разыграл буйную истерику своего героя, что совершенно не заметил, как наставил себе синяков и расцарапал лицо, за что был прозван сокурсниками «королем истерик».

Самый, пожалуй, шумный из проектов с участием Миронова - триумфальный десятисерийный «Идиот». Тоже Достоевский. Для роли князя Мышкина он похудел на семь килограммов. И это было не единственной его жертвой - «роль приходилось учить круглосуточно, у меня просто книга, сценарий к руке прилипли». Съемки по 20 часов(!) в день. Рекорд - 22 часа. «Когда я увидел, что заснул режиссер - самый сильный из нас, то понял: это все». «Идиота» снимали в Санкт-Петербурге, Москве и Швейцарии 100 дней и озвучивали 85 дней. Успех был триумфальным. Рекордное число наград. После демонстрации сериала по ТВ роман «Идиот» (а заодно и другие произведения Федора Михайловича) махом исчез со всех книжных прилавков. Издатели бросились выпускать дополнительные тиражи, в том числе и с лицом Миронова на обложке. Импозантный Женя в шляпе долго украшал эскалаторы в столичном метро...

 К двум российским легендам - Смоктуновскому в роли Мышкина на сцене и Яковлеву в фильме Пырьева - прибавилась еще одна. (Есть, кстати, «Идиот» и во французском варианте с Жераром Филипом, и в японском - в фильме Акиро Куросавы. Хотя, казалось бы, где Япония и где Федор Михайлович?) Мы уже не говорим об «Идиоте» Ивана Охлобыстина и Федора Бондарчука, точнее, их «Даун-хаусе», где, как говорилось в одной из рецензий, «герои испражняются, мастурбируют и делают еще многое из того, что настоящие персонажи «Идиота», может, и делали, только Достоевский об этом не писал». Как бы то ни было, но роман Миронова с Достоевским состоялся.

Что касается его «романа» с Чеховым, то новосибирцам довелось увидеть Евгения Миронова в пьесах Чехова дважды - в роли Треплева в «Чайке» на гастролях МХАТа и теперь в «Вишневом саде». В «Чайку» он был введен два года назад:

- Было тяжело, не очень приятно. Я мало что смог изменить в этом старом спектакле, а без изменения меня не очень устраивала трактовка роли режиссером Олегом Ефремовым. Сейчас я внутри спектакля борюсь и все равно что-то пытаюсь делать.

С Някрошюсом он, конечно, репетировал с совершенно иным настроением. А после премьеры режиссер подарил Миронову его фотографию в роли Лопахина с подписью: «Ваш Лопахин вошел в историю театра».

- Мне было приятно, - признается актер, - очень.

И тут раздался изумленный голос Людмилы Максаковой: «Как? И тебе написал?!» Оказалось, актриса тоже получила от режиссера фото на память и тоже с надписью: «Ваша Раневская...»


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: