Новосибирск -2.5 °C

Выбор с оглядкой

18.02.2004 00:00:00

7,5 тысячи покупателей обратились с претензиями по поводу неудачных покупок только в один из десяти новосибирских отделов по защите прав потребителей - Ленинский.

 До чего дожили! Сидишь у телевизора, а с экрана предлагают прямо сей момент позвонить и заказать какой-нибудь модный товар. Не вставая с кресла, набираешь по сотовому номер, и - нате вам, пожалуйста, какой-нибудь навороченный кухонный комбайн, пояс для похудения или заграничный тренажер с доставкой на дом. Дистанционная торговля - по телевизору, по Интернету - у нас в провинции пока что лишь начинает набирать обороты. Но чисто по-российски: хотели лучше, получаем «как всегда». Шведский тренажер за пятнадцать тысяч рублей заказал по телефону наш продвинутый, но доверчивый земляк. Привезли, расписался. Стал разбираться, ничего понять не может.

Комментирует ситуацию руководитель отдела по защите прав потребителей администрации Ленинского района Татьяна Алькова: «Гарантийный талон к тренажеру «АБ-Шейкер» без даты продажи, нет штампа продавца - ООО «Виктория». Нет адреса фирмы-изготовителя, может, это и не Швеция вовсе. Неизвестно, на какой срок дает гарантию сама фирма. Проверка качества безопасности не подтверждена никакими документами. Руководство по эксплуатации на русском языке, но ксерокопия. Схема сборки - на английском. Будем разбираться»...

Уже только перечисление дает понять, насколько внимательными мы сейчас должны быть при покупке любого товара, тем более технически сложного. Семь с половиной тысяч письменных и устных обращений по поводу неудачных покупок и услуг поступило в прошлом году в этот отдел, один из десяти городских. Два с половиной миллиона рублей возмещено потребителям, более двухсот тысяч - по решению суда. Молодая женщина не успела насладиться новенькими летними сабо, как джинсовая ткань разлохматилась, да и вообще модная обувка потеряла весь свой вид. После суда покупательница получила вместо затраченных девятисот рублей больше трех тысяч с учетом неустойки, возмещения морального вреда. Другой покупательнице еще до суда бракоделы вернули 17 тысяч за испорченную шубу.

А вот еще случай. Дама покупала иномарку, но пришла машина почти на месяц позже, чем значилось в договоре. Неустойка - процент от стоимости машины за каждый день - составила кругленькую сумму. Но все же по большей части претензии стараются разрешать мирным способом. С чем чаще всего приходят обиженные покупатели?

- В прошлом году триста претензий по сотовым, не считая устных консультаций, - говорит начальник отдела Татьяна Алькова. - Продажи растут в геометрической прогрессии, а потому такой же стремительный рост претензий к качеству. Много так называемых серых телефонов, то есть тех, что приходят на рынок не по официальным каналам, когда выясняется, что фирма-поставщик аппарата с таким номером в Россию не поставляла. Да и покупатели, приобретая сотовые, не знают, что, например, в серийном номере телефона «Моторола» имеется определенный защитный индекс. Если его нет, значит телефон не сертифицирован. Не все фирмы имеют сервисные центры в нашем городе, так что для устранения дефектов и экспертизы телефон придется отправлять в Москву, в Петербург. Чтобы не обременять себя такими хлопотами, не лучше ли сразу при покупке все это выяснить?

Пятая часть от всех жалоб на качество товаров - это претензии к технике - электробытовой, компьютерной. Есть проблемы с информацией. Например, при проверках снимаются с продаж телевизоры, потому что нет перевода предупреждающих надписей на русский язык. А что значит, если покупатель не сможет прочесть предупреждение о высоком напряжении...

Сейчас многие хотят иметь дома тонометры, чтобы самому контролировать давление. Выбор их весьма широк. Но немало этих приборов завозится нелегально, есть опасность купить несертифицированный. Люди жалуются, что прибор неправильно показывает их привычное давление. Все ли знают, что перед покупкой необходимо проверить, прошел ли тонометр предпродажный метрологический контроль, о чем должен свидетельствовать штамп в руководстве по эксплуатации. Электронные тонометры более просты, но все ли знают, что пользоваться ими нельзя рядом с источниками электромагнитных полей, например, на кухне неподалеку от микроволновки или рядом с компьютером, мобильником.

- Прошло то время, когда на прилавках стояло два вида чайников и одна-две модели телевизоров. Теперь такой выбор, что надо быть чрезвычайно внимательным при покупке, особенно дорогой техники, - говорит Алькова. - Почитайте гарантийные обязательства, посмотрите документы, не постесняйтесь выспросить все у продавца. Если чувствуете какие-то сомнения, лучше заранее обращаться в отделы по защите прав потребителей. Юристы дороги, а мы проконсультируем бесплатно. Выполняем по сути социальный заказ.

Татьяна Викторовна особенно подчеркнула, насколько сложно бывает людям заключать договоры на услуги, например, на строительство, ремонт, изготовление мебели, медицинские услуги. Самостоятельно оценить договор далеко не всем под силу, не каждый знает, на что обратить внимание. Более семисот договоров пришлось в прошлом году анализировать сотрудникам отдела, и в пятистах были выявлены условия, противоречащие законодательству, ущемляющие права потребителей. Попробуй потом докажи, что ты не понимал, под каким договором ставишь подпись. Так что не лучше ли, прежде чем расписываться, проконсультироваться со специалистами.

Закон о защите прав потребителей - один из лучших в России. Но и он в бурные рыночные времена требует доработок. Не исключено, что в Госдуму будут внесены предложения по изменениям, поправкам. Среди значимых, например, ответственность импортеров за плохое качество своих изделий. Или право человека отказаться от товара при дистанционной торговле в течение десяти дней, не объясняя причин отказа.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: