Новосибирск 3 °C

Спасите рыбу и рыбников

11.03.2004 00:00:00

Вслед за осетром, стерлядью и нельмой в Красную книгу Новосибирской области пора занести рыбоводов, занимающихся разведением ценных видов рыб.

Заграница нам поможет?

Количество добываемых в водоемах области ценных рыб сокращается катастрофически

 Рыбалку на Оби в первые годы, когда плотина Новосибирской ГЭС перерезала реку, старым рыбакам не забыть, наверное, никогда. По рассказам, вода под плотиной буквально кипела от рыбы, хоть руками лови. Если здесь и есть неизбежная доля рыбацких баек, она не намного приукрашивает картину. Для осетра, муксуна и нельмы, идущих по тысячелетнему пути к нерестилищам в верховьях Оби, плотина стала непреодолимой преградой.

- Предусмотренный проектом рыбоход в теле плотины выполнен не был. В результате оказались отсечены 40 процентов традиционных нерестилищ осетра и 60 процентов нерестилищ нельмы, - говорит Александр Вдовченко, главный рыбовод ФГУ «Новосибирскрыбхоз». - Остались те, которые были в нижнем бьефе. Первое время за одно притонение невода в приплотинном участке ГЭС попадалось до 200 штук нельмы. Огромной - по 12-15 килограммов, полной икры. Сейчас в эту зону рыба по-прежнему приходит на нерест, но уже, конечно, не в таком количестве.

По мнению специалистов, приплотинный участок Новосибирской ГЭС можно считать единственным местом нереста осетровых и сиговых рыб на территории области.

Нерестилища в районе села Седова Заимка, в Серебряковской протоке, на Калугинских и Почтовских месторождениях песка были уничтожены либо в результате углубления судоходного хода, либо при русловых разработках песчано-гравийной смеси.

Занеся осетра, стерлядь и нельму в Красную книгу РФ и Красную книгу Новосибирской области, власти и организации, ведающие охраной рыбных запасов, по существу, поставили на этом точку. Хотя в том же ФГУ «Верхнеобьрыбвод» признают, что и при круглосуточной работе посты Новосибирской инспекции рыбоохраны не в состоянии справиться с валом браконьерства. Любители осетра наезжают из города и ближайших сел, а в расположенном в «горячем» месте Огурцове многие жители вообще живут за счет браконьерства. Впрочем, это известно и без признаний рыбоохраны. На улице Приморской ОбьГЭС краснокнижной рыбкой торгуют чуть не в открытую. На Центральном рынке торговки зазывают покупателей на осетра, стерлядочку и нельму круглый год, а особенно в пору нереста. Даже принимают заказы. Только скажите, на сколько килограммов и куда доставить - привезут в лучшем виде. «Поди мороженая? Откуда-нибудь из Астрахани?» - «Да что вы, - обижаются на придирчивого покупателя продавцы. - Наша, свеженькая!»

- Спасти сохранившиеся нерестилища ниже плотины Новосибирской ГЭС может только придание им статуса особо охраняемой территории, - считает Галина Кучина, председатель «Новосибирского областного комитета охраны водных ресурсов».

В 2002 году эта общественная организация провела исследования современного состояния нерестилищ в нижнем бьефе от 380,4 по 385 км русла Оби. Были выполнены гидрологические съемки состояния русла, химические анализы проб грунта, загрязненности воды, контрольные ловы. Если вы думаете, что инициативу «зеленых» финансировали официальные органы, отвечающие за экологию, ошибаетесь.

Исследования проводились на средства, предоставленные общественной организации «Тихоокеанским Центром защиты окружающей среды и природных ресурсов».

Голландцам, видно, обские нерестилища нужней, чем нам с вами.

«Русловая часть Оби в приплотинной зоне Новосибирского гидроузла, использовавшаяся до зарегулирования стока как миграционный путь к верхнеобским нерестилищам осетром, нельмой, сиговыми, до сих пор остается привлекательной для нереста этих видов», - сделала вывод научно-практическая конференция, собравшая ведущих специалистов институтов и организаций, занимающихся изучением и охраной рыбных запасов. Исследования, как было записано в ее решении, необходимо расширить для получения более полной картины современного положения нерестилищ, выяснив к тому же объемы воспроизводства и численность нерестящихся здесь рыб. На том все и встало. В ФГУ «Верхнеобьрыбвод», куда комитет обратился за помощью, ответили, что средствами для подобных работ бюджетная организация не располагает. Отказ заместителя руководителя департамента АПК области Георгия Иващенко, ведающего рыбным хозяйством, был мотивирован еще более лаконично: осетр, стерлядь, нельма и так занесены в Красную книгу области, стало быть, нечего и огород вокруг нерестилищ городить.

Меняем нельму на чебака

 Европа нам, конечно, не указ. Тем не менее, всем понятно, что при усиливающейся тенденции к сокращению численности ценных видов рыб единственное спасение - искусственное воспроизводство. На Оби, когда-то славившейся своими рыбными богатствами, а теперь списками в Красной книге, нет ни одного рыбопитомника, где бы занимались лососевыми, сиговыми и осетровыми.

Попытка была сделана у нас, специалистами Сибирской рыбоводно-акклиматизационной станции (СибРАС). В октябре 1985 года от 26 производителей нельмы, пойманной на приплотинном участке ГЭС, было получено 4,6 млн. штук икры. В питомнике Камня-на-Оби икру проинкубировали и полученных личинок запустили в озеро Сартлан. Рыбаки, едва дождались разрешения на вылов, бригады в день добывали по 200 кг нельмы. В свое время рыбоводами СибРАС проводились опытные работы по инкубации осетра и муксуна. В конце 80-х на приплотинном участке ГЭС было начато строительство рыбоводного цеха. Место было выбрано не случайно: здесь можно было получать икру от рыб, идущих на нерест, и проводить работы по инкубации под защитой водохранилища, обладающего естественной способностью к самоочищению. Во всяком случае, катастрофы, подобно случившейся в Камне-на-Оби, когда в 1981 году залповый сброс Барнаульского завода химволокна отравил в питомнике 90 млн. штук икры, у нас были исключены. Но с начавшимся сумбуром перестройки, а затем развалом ельцинских реформ объединению «Новосибирскрыбхоз» было уже не до рыбоводного цеха. Тем более не до опытных работ.

Количество добываемых в водоемах области ценных рыб сокращается катастрофически. Если в середине 80-х объемы добычи сазана, судака, пеляди доходили до 4-х тысяч тонн, в прошлом году ценной рыбы выловлено только около 300 тонн. Даже если допустить, что столько же выловили браконьеры, цифра все равно чуть не в семь раз меньше. Дело, естественно, не в рыбацкой лености. В том же озере Сартлан, например, пелядь нагуливает вес в полтора-два раза быстрей, чем в Оби, но размножаться не желает. Прежде чем рыба окажется в сетях, рыбоводы на своей базе в Томской области должны «отдоить» икру. После шести месяцев инкубации личинок запускают в специальный безрыбный водоем, чтобы уберечь их и нарождающуюся молодь от прожорливого окуня и других хищников. И только когда рыба подрастет, открывают шлюз, и рыба уходит в озеро. Особых условий требует и воспроизводство сазана.

Только условий этих все меньше. Из четырех рыбопитомников, существовавших на территории области в традиционно ругаемые «застойные» годы, сегодня функционируют только два и то едва ли на половину своих возможностей. Причина «дежурная» - недостаток финансирования. 4 млн. рублей, которые на работы по воспроизводству ценных видов рыб ежегодно выделяет Государственный комитет РФ по рыболовству, позволяют только продлить агонию рыбопитомников и рыбоводно-акклиматизационной станции. Многочисленные обращения «Новосибирскрыбхоза» к областной администрации остаются без ответа: у Агропрома, к которому сейчас относится объединение, и без рыбоводов масса «дыр», которые нечем затыкать. Нет и помощи рыбхозов, хотя без работ по воспроизводству ценных видов рыб на добыче плотвы и карася они давно бы разорились. «Можно было бы создать специальный фонд из отчислений от лицензий на вылов рыбы и плат за квоты, - считает директор СибРАС Николай Дубинин. - Но и этого сегодня нет, как нет хозяина на водоемах. Перекупщики скупают рыбу у рыбаков прямо на берегу, не интересуясь ни лицензиями, ни квотами. Что касается рыбоводного цеха на приплотинном участке ГЭС, то в свое время было немало желающих инвестировать это строительство, но бывшее руководство «Новосибирскрыбхоза» на такой вариант не пошло. Сегодня большая часть работ уже проделана, но когда они будут закончены и будут ли закончены вообще, неизвестно».

В сегодняшнем «Новосибирскрыбхозе» рыбопитомники и рыбоводно-акклиматизационная станция и вовсе оказались в роли пасынков. Ежегодно принося объединению более миллиона рублей от продажи икры и молоди рыб, станция не может даже чуть-чуть доплатить своим работникам к нищенской зарплате. Если в селе, имея скотину и огород, на зарплату рыбовода в 1200 рублей еще можно как-то протянуть, как выживают на эти деньги городские специалисты, абсолютно непонятно. Выпускники рыбоводной группы Новосибирского аграрного университета, узнав про зарплату, разворачиваются на пороге. Вместо 30 специалистов, как было еще не так давно, в СибРАС работает сегодня 12 человек. Остались только настоящие энтузиасты. Чего стоят только ежегодные командировки за икрой нельмы и пеляди на север Томской области. Два месяца, сентябрь - октябрь, люди живут в вагончиках, где толком ни отдохнуть, ни высушить одежду, работать приходится по 18-20 часов в день. Не успеешь, рыба отложит икру в воду, и тогда усилия напрасны. Понимая, что в собранной икре будущее наших водоемов, рыбоводы делают все возможное. Но для ФГУРП «Новосибирскрыбхоз» эти работы, похоже, не нужны.

- Нынче за икрой уже не поедем, - говорит директор СибРАС Николай Дубинин. - Нашим томским партнерам МУП «Алексрыба» за услуги по сбору икры «Новосибирскрыбхоз» должен был до декабря заплатить 100 тысяч рублей. Хотя прибыль от икры предприятие получит около трех миллионов рублей, 100 тысяч не перечислены до сих пор. Понятно, что томичи нас больше не примут. Но если не будет икры, тогда надо будет закрывать и рыбопитомники. Область останется без ценных сиговых рыб.

Рыба ждет... нового правительства

 Все идет к тому, что воспроизводством ценной рыбы в области заниматься больше будет некому. По планам этого года ФГУ «Новосибирскрыбпром» должен пройти процедуру приватизации. Для рыбхозов она понятна и оправданна: за лов и переработку рыбы частник возьмется. Вполне возможно, найдутся охотники заняться питомниками на Сартлане и Чанах с тем, чтобы самим эту рыбку потом и отлавливать. Но вряд ли будут желающие заниматься воспроизводством ценных видов рыб для водохранилища или Оби: там ее на веревочку не посадишь и забором не огородишь. Не случайно на российских реках нет ни одного частного рыбопитомника. По постановлению правительства РФ от 27.12.1991 г. «О разграничении государственной собственности в РФ» рыбоводные предприятия по воспроизводству ценных анадромных видов рыб (нельма, муксун, пелядь) относятся исключительно к федеральной собственности, приватизация которой запрещена. Если это все-таки произойдет, рыбоводно-акклиматизационная станция останется вообще без всякой финансовой поддержки: с какой стати Госкомрыболовства, до сих пор перечислявший на СибРАС и рыбопитомники области пусть и недостаточные средства, будет финансировать частные предприятия.

В декабре прошлого года ФГУ «Верхнеобьрыбвод» направил письма в адрес Минсельхоза и Госкомрыболовства с просьбой перевести СибРАС в систему Глав-рыбвода. Совсем недавно та же просьба прозвучала в письме председателя Бюро Западно-Сибирского отделения Межведомственной ихтиологической комиссии, профессора Томского государственного университета А. Н. Гундризера, заместителя директора Института экологии и систематики животных СО РАН профессора А. Ю. Харитонова, зав. кафедрой экологии и рыбоводства Новосибирского аграрного университета профессора И. В. Марузи. «В настоящее время реальную возможность воспроизводства нельмы в Обском бассейне с наибольшим эффектом имеет единственная организация - Сибирская рыбоводно-акклиматизационная станция, рыбоводная база которой расположена в нижнем бьефе НГЭС, где и находятся естественные нерестилища нельмы. Здесь же отработана биотехника ее искусственного воспроизводства. Но поскольку ФГУРП «Новосибирскрыбхоз» не заинтересован в этих работах из-за их нерентабельности, могучая сибирская река Обь остается забытой».

Как решится судьба СибРАС и возможность воспроизводства в Оби ценных видов рыб, неизвестно. Обращение ученых адресовано председателю правительства РФ Михаилу Касьянову, а, «бывшему», ему сейчас точно не до Оби. Остается ждать, когда до этих проблем дойдут руки у новых глав Минсельхоза и Главкомрыболовства. Над рыбоводно-акклиматизационной станцией по-прежнему витает призрак приватизации, а над ценными видами обских рыб - опасность полного исчезновения.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: