Анатолий Никольский |
На выставке в основном представлены работы, написанные художником за последние десять лет, но есть и ретроспективные картины 60-70-х годов. Это масштабные полотна исторического и тематического содержания, порой с элементами яркой лубочности («История сибирского села», «Геологи», «Хлеб-соль», «В тылу Колчака», «Освобождение»).
В позднее время художник основными своими жанрами избрал пейзаж и натюрморт, воплотив в них свой неповторимый подход к интерпретации образа Сибири. Среди них - «Лес», «Утренняя свежесть», «Весенние кружева», «Белая тайга». Его пейзажи как маленькие рассказы, помогающие понять и почувствовать красоту родной природы, ее величие в разных состояниях, будь то торжествующая весна, роскошь прощального наряда осени, буйство летнего ветра или философская сосредоточенность зимнего убора. К зиме у художника особенно нежное отношение, что легко заметить по его многочисленным «зимним» картинам со свойственной только ему манерой выписывать эти берендеевские чащобы с живописными деревьями, холодной стылостью прозрачных лесных озер и с его неповторимым колоритом серо-перламутрового цвета («Из гостей», «Зимние узоры», «Пейзаж с косулями»).
Фото с сайта «Сибирские мастера» |
Облака на его полотнах живут отдельной жизнью. Тревожные, неспокойные, мятущиеся, они создают особое настроение и неповторимый почерк художника.
С природной стихией у Мастера свои, особые отношения. Его завораживает мощь Воды, Земли, Неба, Огня. Глубокие философские взаимоотношения человека и природы, его места в окружающем мире отражены в серии «Человек и стихия», созданной в последние годы («Ураган», «Землетрясение», «Гроза», «Волна»)... Все смешалось на картине «Ураган» - животные, люди, - все в страхе и смятении. В безмолвном крике застыло надломленное дерево. Повсюду царство бушующей стихии. И только там, на самом верху просвета гор, как знак надежды - кусочек неправдоподобно синего светлеющего неба. Значит, гроза пройдет, стихнет и над землей снова взойдет и будет сиять чистое небо.
Фото с сайта «Сибирские мастера» |
Диапазон искусства Анатолия Никольского необычайно широк. Он превосходный портретист. В своих портретах, часть которых тоже представлена на выставке, он в пластически выразительных художественных образах раскрывает внутренний мир своих героев. Таковы портреты из серии «Люди Севера», портреты балерины, заслуженного артиста России Крючкова, жены художника Ольги, человека глубоко творческого и активного, преданного друга своего именитого мужа.
Никольский много путешествовал, обогащая свои впечатления и создавая новые неповторимые образы. Его сирийский цикл, высветивший новые грани в творчестве художника и новые нюансы в его живописной палитре, - своеобразный творческий отчет после поездки в Сирию. Многие картины и этюды этого цикла сразу же нашли свое пристанище в частных коллекциях.
Фото с сайта «Сибирские мастера» |
- Такой уровень! Такой колорит и разноплановость!
И это правда. А сам художник спокоен и безмятежен, как дитя. Он, как всегда, погружен в свое творчество. Каждый день в 6 утра он уже на ногах, а в 8 - в своей мастерской, где работает, пока не стемнеет, не зная ни праздников, ни выходных. Это его муки и его радости, без них он не представляет своей жизни.