Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Православная культура

29.04.2004
Проблема введения в школы курса по изучению православной культуры России вызывает разную реакцию в обществе - от горячей поддержки до резко негативных выпадов. И редакция «ВН», проводя «круглые столы», посвященные проблемам образования, конечно, не могла обойти эти дискуссии стороной. В нашей редакции состоялась очередная встреча по вопросам образования. Обсуждалась тема «Преподавание курса «Православная культура России».

«Круглый стол» в редакции «ВН»

Проблема введения в школы курса по изучению православной культуры России вызывает разную реакцию в обществе - от горячей поддержки до резко негативных выпадов. И редакция «Вечернего Новосибирска», проводя «круглые столы», посвященные проблемам образования, конечно, не могла обойти эти дискуссии стороной.

Фото Сергея ПЕРМИНА

 В нашей редакции состоялась очередная встреча по вопросам образования. Обсуждалась тема «Преподавание курса «Православная культура России». В беседе приняли участие: автор учебника «Православная культура России» председатель отдела образования Новосибирской епархии протоиерей Борис Иванович Пивоваров, имам Новосибирской соборной мечети Джалиль Халилович Мустафин; начальник управления образования Советского района историк Андрей Николаевич Головнин, учитель русского языка и литературы школы N 128 Анна Ивановна Доронина, инспектор православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского Ксения Венедиктовна Робак, преподаватель истории школы N 195 Татьяна Игоревна Нечипоренко, заместитель директора 195-й школы историк Надежда Александровна Валова, начальник Центра культурологического и религиоведческого образования НИПКиПРО Наталья Николаевна Попова и ее коллега методист центра Евгения Алексеевна Мартынова, заместитель директора по научной работе гимназии N 3 Алена Александровна Коростелева, студент Новосибирского государственного университета Андрей Антипин, ведущий рубрики «Вера, Надежда, Любовь» «Вечернего Новосибирска» Валерий Мельников. Вел беседу неизменный ведущий наших «образовательных» столов профессор Сибирского института международных отношений и регионоведения Олег Альбертович Донских.

 O. Донских: Обсуждая такие темы, как введение единого государственного экзамена, цели и задачи преподавания истории в школе, мы пытались определить гражданскую позицию в отношении возникающих проблем. А проблем немало - и теоретических, и методических, и организационных. Такую же цель мы ставим при обсуждении вопросов, которые связаны с преподаванием в школе курса «Православная культура России». Я благодарю всех, кто нашел время и возможность прийти на наш «круглый стол», и сразу задам ключевой вопрос. Как вы считаете, зачем в школе нужно введение курса «Православная культура России»?


 Прот. Борис Пивоваров: В 1997 году был принят Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях», которым «признается особая роль православия в истории нашего Отечества, в становлении ее духовности и культуры». Из признания этой особой роли православия и вытекает потребность в изучении православной культуры России. Но чтобы более удовлетворительно ответить на этот вопрос, необходимо отметить, что в нашем обществе нет единого понимания таких выражений, как «светское государство», «светское образование». То, что существуют различные понимания светскости, хорошо подмечено в книге Игоря Понкина «Правовые основы светскости государства и образования», выпущенной издательством «Про-Пресс» в 2003 году. Можно выделить три вида понимания термина «светскость»: светскость агрессивная, светскость толерантная и светскость конструктивная, доброжелательная. По отношению к Церкви и верующим людям агрессивная светскость выражалась в антицерковной, антирелигиозной политике государства. И с такой светскостью верующие люди в нашей стране имели дело почти 70 лет.

 Светскость толерантная отражает индифферентно-игнорирующее отношение к вопросам религиозно-общественной жизни. Мне кажется, что от слова «толерантность» веет каким-то холодком. Мне больше нравится слово «доброжелательность». Светскость игнорирующая исходит из того, что православие никак не должно касаться общественной жизни, а православные традиции не должны допускаться в школу. И наконец, светскость понимающе-конструктивная, доброжелательная. Такая светскость принимает во внимание волеизъявление всех граждан России, в том числе и верующих, потому что волеизъявление должно предопределять обязанности и законы государства. Доброжелательная светскость, с одной стороны, учитывает равноправие граждан, а с другой - много веков существующие религиозные традиции народа. Покуда в обществе отсутствует общепринятое понимание принципа светскости образования, то и возникают споры о том, можно и нужно ли вводить преподавание православной культуры России в государственных и муниципальных учебных заведениях. В XXI веке в обществе должна преобладать конструктивная светскость. Наше же общество, к сожалению, пока находится на стадии перехода от светскости агрессивной к светскости толерантной. Поэтому так трудно дается школе апробация нового общеобразовательного предмета.

 А. Доронина: Человек рождается для счастья. Поэтому нельзя только давать науки, но надо полюбить ученика и научить его творчески работать в течение всей своей жизни. И нужно, чтобы он делал в жизни меньше ошибок. Так вот, этот предмет, «Православная культура России», пришел наконец в нашу школу. И православная культура России дает здесь особые возможности. В ее содержании история, литература и философия переплетаются с богатейшим многовековым опытом наших предков. Я второй год апробирую этот предмет и вижу, насколько ребята тянутся к духовному, насколько им интересно говорить о нашей культуре, накопленной веками, - источнике добра, красоты, истины. И когда ученик начинает слушать по-другому, такая радость, такая красота. Наши ребята выберут наконец правильную дорогу. Родители хорошо, с добром воспринимают этот курс.

 К. Робак: Курс «Православная культура» является естественным продолжением наших повседневных занятий. Этот курс у нас преподается три года, преподается по учебнику о. Бориса «Православная культура России». Он принимается с большим воодушевлением и учениками, и родителями. Конечно, сюда вошли лучшие образцы православной культуры - храмы, иконы, книги. Это те истоки, те корни, из которых выходит и современная культура. Так что изучать этот предмет необходимо. Это не противоречит тому, что изучать его будут представители других культур, например, мусульманской. В этом нет ничего проблематичного: если бы мы жили в другой стране, мы изучали бы культуру этой страны. Это очень разумно. В Советском районе я не встречала какого-либо противодействия в преподавании этого предмета.

О. Донских: Я хочу подытожить. Если я правильно понял, вы считаете, что изучать этот предмет необходимо в первую очередь как часть российской истории.

К. Робак: Да, любой культурный человек должен знать основы своей культуры.

 Е. Мартынова: Хочу добавить, что на основе православной культуры можно осуществлять и преемственность, связь поколений, как это было раньше.

Н. Попова: Без знания своей национальной культуры невозможно и знание своего родного языка. А для русского человека православие - сердце его культуры.

А. Антипин: Без знания православной культуры нельзя в полном объеме понять творчество Пушкина, Гоголя, Достоевского. Не говоря уже о забытых именах. Кто теперь помнит о поэте Хомякове, например, хотя в русской поэзии его можно назвать вторым после Пушкина. Православная культура должна учить мыслить критически. Можно вспомнить, например, преп. Максима Грека. Кроме того, знание православной культуры - это прививка от духовных болезней. Я имею в виду увлечение всевозможными псевдорелигиозными учениями.

В. Мельников: Каждое государственно-национальное образование имеет право на собственную культуру. Внедрение основ православной культуры - это восстановление попранных прав россиян. Именно россиян, а не только русских, так как православие - это религия не какой-то определенной нации, а религия вселенская. В России, в частности, православные не только русские и не только славяне, вот, например, не многие знают, что в Татарстане проживают кряшены - тюркская исконно православная народность.

 Имам Джалиль Мустафин: Если мы воспитываем человека, дать ему образование очень важно. У человека есть душа, и нужно дать ему все те знания, которые необходимы для того, чтобы он обращался к Богу. Потому что любой человек с рождения чувствует необходимость в поклонении своему Создателю. Человеку в образовательной сфере нужно давать объективную информацию обо всех основных мировых религиях, не только о православии, чтобы потом он, повзрослев, мог сделать сознательный выбор в пользу той или иной религии. Конечно, без принуждения. Учитывая, что в нашей стране проживают представители разных религий, нужно давать знания обо всех.



 А. Коростелева: Сейчас много говорят об актуальности реализации модели поливерсионного образования. Курс «Мировая художественная культура» знакомит детей с основами мировой культуры, её ценностями и достижениями, в том числе основами мировых религий, и помогает формировать поливерсионное мышление школьников. Православная культура России, изучаемая не в отрыве, а в контексте мировой культуры, позволяет не только лучше узнать отечественную историю и культуру, но и понимать и ценить её. Много говорят сейчас и о необходимости формирования толерантного сознания. И в этом смысле курс «Православная культура России» может оказать неоценимую услугу. Данный курс был апробирован мною в рамках программы «Мировая художественная культура», которую я веду с 5-го по 11-й класс. А на вопрос, для чего нужен этот курс, ответили сами дети. Для них ясно, что культура нашей страны на протяжении многих веков являлась православной. Родители тоже не проявили недовольства.

 А. Головнин: Я вообще рассматриваю актуализацию этой темы как ключевую проблему нашего общества в целом, связанную с духовным и нравственным состоянием. В девяностых годах произошло разрушение нравственных устоев, возникла зияющая пустота, и необходимо восстанавливать нормальное состояние души. Я рассматриваю предмет «Православная культура» только как инструмент образования и воспитания. И как всякий инструмент, он может быть использован как во благо, так и во зло. Все зависит от рук, в которых он находится. Введение этого предмета - один из способов познания богатейшей культуры, ее духовных и нравственных ценностей.



 Н. Валова: На мой взгляд, к преподаванию этого предмета нужно подходить очень гибко. Чтобы это было во благо, его нужно преподавать с душой. А готовы ли сегодня учителя к такому подходу?

О. Донских: Таким образом, у нас нет расхождений по поводу того, что православная культура - ключевая часть богатейшего наследия России. Совершенно невозможно понять многое в русской культуре, если не знать православных корней. Очень долго мы были лишены возможности слушать литургии Чайковского, Рахманинова и т.д. Я не говорю о литературе - Державина невозможно понять, Достоевского,... Я бы представил это так: человека можно привести в храм для двух целей. Одна - просто чтобы посмотрел: красиво, иконы, архитектура, свечку даже поставил. Вторая - приобщиться к тому, что в храме происходит. Это совершенно другая позиция. В действительности я думаю, что все проблемы, которые возникают, - это из-за путаницы между целями. Если бы проблема была только в том, чтобы углубить нашу культуру, чтобы дети не потеряли связь с предшествующими поколениями, никто бы копий не ломал. А теперь у меня вопрос к Борису Ивановичу, как автору учебника. В чем вы видите цели и задачи курса?

Прот. Борис Пивоваров: Прежде всего, мне хотелось бы сказать, что появление программы «Православная культура России» и апробация одноименного учебного пособия стали возможными благодаря сотрудничеству Новосибирской епархии и Центра культурологического и религиоведческого образования, созданного при НИПКиПРО. И программа, и учебное пособие имеют необходимые свидетельства о том, что это курс общеобразовательный, а не конфессиональный. Цели курса изложены в учебной программе. Главная цель - донести до российского школьника ясное и доступное свидетельство о православной культуре России, о православии, имеющем особую роль в истории России, повысив тем самым образовательный и культурный уровень учащихся. Задачи курса следующие: ознакомить учащихся государственных и муниципальных образований с истоками православной культуры России, с наиболее выдающимися памятниками, назвать имена выдающихся деятелей и хранителей православной отечественной культуры; выявить и показать культурно-историческую связь времен между различными периодами нашей родной истории; показать влияние православия на развитие русского языка, литературы, музыки, русского изобразительного искусства, русской культуры в целом, а также на развитие духовно-нравственных идеалов наших предков. Курс позволит ознакомить учащихся с актуальными проблемами сохранения памятников православной культуры России, с проблемой возрождения духовности и нравственности в современном российском обществе, а также будет способствовать формированию социальной зрелости воспитанников российской школы, воспитанию у них гражданской ответственности, почтительного отношения к духовному наследию России, почтительного отношения к родителям, к старшему поколению, нетерпимости к сквернословию, курению, наркомании, милосердному отношению к страждущим и нуждающимся в помощи людям. Понятно, что это все не может быть достигнуто механически или автоматически. Но соприкосновение с истоками - оно не может не иметь для многих освящающего и облагораживающего влияния. Образно говоря, этот курс - своеобразное путешествие в духовный мир православной культуры России. Кстати, разработанный нами курс для начальных классов так и называется: «Путешествие в мир православной культуры России». Подход к изучению православной культуры России - источниковедческий. Осуществляется он в первую очередь через знакомство с источниками, и в таком качестве он призван восполнить гуманитарное образование.

О. Донских: Хорошо. А в какой форме, на ваш взгляд, должен преподаваться этот курс, в качестве факультатива или обязательного предмета?

Прот. Борис Пивоваров: Я думаю, что, как и всякий общеобразовательный курс, православная культура России на стадии апробации может быть факультативной, а затем, по результатам апробации, она может быть введена как в школьный, так и в региональный образовательный компонент.

А. Доронина: Я хочу поддержать отца Бориса в том, что это предмет гуманитарный. Мы его воспринимаем прежде всего с этих позиций. Я хочу сказать о самом учебнике. Он настолько глубоко продуманный и красиво и удобно для учителя изданный, что по нему работать - одно удовольствие и учителю, и ребятам. Здесь и «Повесть временных лет», и «Слово о законе и благодати», о подвижниках наших, о преподобном Сергии Радонежском, здесь и храмы, и памятники, и многое, многое, что обязан знать каждый гражданин России. Словарик развивает и обогащает речь ученика. А это первоосновы. Потому что часов литературы в современной общеобразовательной школе недостаточно. А здесь источники. После курса я своих учеников увидела иными - спокойными, рассудительными, интересными, интересующимися данным предметом. Они даже одеваться по-другому стали. А многие ребята захотели защищать рефераты по православной культуре России. В прошлом учебном году из 16, которые по желанию сами пришли, работала много с родителями, и родители были заинтересованы. Одиннадцать учеников получили пятерки. Вот наглядный пример, что гуманитарный предмет способствует развитию личности. Он шел в форме факультатива, который был поставлен в расписание. Два часа в неделю.

К. Робак: Я думаю, что это может быть и факультатив. И это может быть предмет в рамках мировой художественной культуры по выбору учеников и их родителей либо по решению школьной администрации, если есть необходимость.

О. Донских: Иными словами, преподавание этого курса будет зависеть от доброй воли директора школы и наличия учителя, желающего и могущего его преподавать?

К. Робак: Что касается учителей, то желающих здесь достаточно. На базе православной гимназии уже два года проводится курс повышения квалификации учителей. Желающих очень много, особенно среди преподавателей литературы и русского языка, а также истории. К нам не могли попасть все желающие. Учителя говорят, что им этот курс необходим. Мы должны, по-видимому, идти по этому пути - переподготавливать людей, уже работающих в школе. Пусть это будут историки, литераторы, библиотекари, физики, в конце концов.

О. Донских: А газета «Коммерсантъ» пишет, что министр образования и науки Андрей Фурсенко пообещал Патриарху Всея Руси Алексию Второму заняться духовным воспитанием подрастающего поколения и с этой целью ввести в школах обязательный предмет «Основы православной культуры». Если это так, о чем мы тогда вообще говорим?

Прот. Борис Пивоваров: Некоторые средства массовой информации, в отличие от «Вечернего Новосибирска», подходят к этому вопросу агрессивно, внушая зрителям, слушателям, читателям мысль, что школьникам будут насильно преподавать православную культуру, что этим курсом в обязательном порядке будут охвачены все. Хотя ни Министерство образования, ни Священноначалие Русской церкви так вопрос никогда не ставили и не ставят. И очень немногие средства массовой информации пытаются найти, понять, в чем же здесь заключается проблема.

 Т. Нечипоренко: Нельзя говорить, что сегодня в историческом образовании не касаемся мы вопросов культуры. На мой взгляд, реально этот предмет - православную культуру России - можно преподавать в рамках курса истории. Чтобы не было отрыва курса истории от курса истории православной культуры. То есть расширить рамки этих курсов за счет истории православной культуры. А к этому по выбору учащихся вести спецкурс по истории православной культуры для тех, кто хочет изучать это более широко. Дело в том, что не все школы готовы сегодня к введению данного предмета, нет ни учебной базы, ни кадров, ни желания, ни понимания хорошего этого предмета. Этот предмет нельзя вводить по приказу.

О. Донских: Итак, спецкурс или факультатив?

Н. Валова: Это должно быть факультативом, а далее жизнь сама решит. Ведь и литераторов, хотя их выпускают тысячами вузы, хороших буквально единицы. Ни в коем случае нельзя вводить по приказу.

 Н. Попова: Я могу сказать, что в рамках модернизации образования для учителей существует система элективных курсов. И православная культура России прекрасно вписывается в систему образовательного пространства школы. На Рождественских чтениях у нас работает секция «Духовно-нравственный мир детства». Там мы готовы заслушать каждого ребенка. А в Бердске в рамках Дней славянской письменности и культуры пройдет детская конференция «Разумное, Доброе, Вечное», где будут выступать дети. Лучшие доклады прозвучат на наших Рождественских чтениях. Вообще, мы уже давно сотрудничаем с отделом образования Новосибирской епархии.

О. Донских: У меня вопрос. Элективный курс подразумевает выбор. Кто в данном случае выбирает - ученик, учитель, директор?

Н. Попова: Первым выбирает курс учитель. Потом его предложение обсуждается на педсовете. И последний выбор остается за ребенком, когда он придет на первое занятие.

Прот. Борис Пивоваров: Говорить о выборе необходимо тогда, когда речь идет не об общеобразовательном предмете, каковым является курс «Православная культура России», а о факультативном курсе по обучению религии, который будет сопровождаться религиозными обрядами. На европейском Западе урок по такому курсу не принято ставить первым или последним в расписании, чтобы не было намека на дискриминацию религиозного обучения. Согласно международной «Конвенции по борьбе с дискриминацией в области образования», принятой ЮНЕСКО в 1960 году и ратифицированной Верховным Советом СССР в 1962 году, родители и законные опекуны должны иметь возможность, во-первых, свободно посылать своих детей в любые учебные заведения, отвечающие требованиям органов образования, и, во-вторых, «обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями». В случае преподавания не общеобразовательного, а религиозного курса, выбор должны делать родители или сами дети, если это школьники старшего возраста. А школа должна откликаться на эти запросы. И в этом отношении инструктивное письмо Министерства образования от 4 июня 1999 года и аналогичный ему приказ Министерства образования от 1 июля 2003 года составлены не в духе этой международной Конвенции и по существу ей противоречат. В этих документах присутствует ряд лицензионных требований для религиозного курса, заимствованных из Федерального закона «Об образовании», хотя само слово «лицензия» в них отсутствует. В итоге, к сожалению, верующие дети и их родители фактически лишены права выбора. Точнее сказать, что они просто не знают своих прав. Если же речь идет о выборе между общеобразовательными факультативными курсами, имеющимися в школьном или региональном компоненте, а православная культура России является именно таким курсом, то дети могут выбирать их так, как выбирают другие факультативные курсы.

А. Коростелева: На мой взгляд, проблема преподавания православной культуры России упирается в кадры. Это кадры квалифицированные, мотивированные. Если у учителя нет внутренней мотивации, не хватает профессионализма, то ожидаемого результата не будет. Необходимы также наличие учебно-методического комплекса: учебников в достаточном количестве и разработанной методики. Как преподавать? Каковым бы ни было богатым содержание, если нет отработанной методики, отдачи не будет. Пути могут быть разные: интегрирование в курс истории России либо всего курса, либо его отдельных элементов, дополнительных часов реально мало. Факультативные занятия по выбору. Причем как для параллельных классов, так и для, скажем, восьмых-одиннадцатых классов. Хорошую перспективу, на мой взгляд, этот курс имеет как элективный, т.е. поддерживающий профильное гуманитарное образование на старшей ступени. Ученики должны набрать определенное количество часов. Я думаю, что за этой формой будущее. В нашей гимназии православная культура России велась в рамках МХК (мировой художественной культуры) за счёт часов гимназического компонента как обязательный урок для всей параллели. Родители были ознакомлены с учебным планом на установочном собрании (в нашей школе так принято), и возражений не возникло.

 В. Мельников: Если на стадии апробации факультатив необходим, то я за факультатив. Но убежден, что «Православную культуру России» нужно не размазывать в предметах истории и литературы, а вводить отдельным курсом в региональный компонент. Сразу же исчезает масса проблем: с юридическим обоснованием, с аттестацией и т.п. Выбивается почва из-под ног недоброжелателей, а таковых немало. Да и смешно родителям писать просьбы, чтобы их детям разрешили более подробно изучать родную культуру. Если бы такие письма писала российская диаспора, скажем, в Германии, то тогда другое дело.

О. Донских: У меня вопрос к господину имаму. Как вы видите преподавание курса по культуре ислама? Существуют ли такие учебники, и кто, на ваш взгляд, мог бы преподавать такой курс?

Имам Джалиль Мустафин: Должна быть написана книга по истории ислама. Такого учебника пока нет. Но у нас есть специалисты, которые могли бы написать соответствующую книгу. Что касается формы преподавания, то, на мой взгляд, лучше всего это делать не в форме факультатива, а нужно включить данный курс в рамки истории, это история нашего государства. Но вообще нужно изучать это в рамках истории цивилизаций. На мой взгляд, и мусульмане должны знать основы православия, и православные - основы ислама. Нужно подходить к религии исторически. Сначала следует изучить основные источники, начала ислама, а потом уже изучать, как ислам пришел в наше государство и как стали складываться взаимоотношения между разными народами. Мусульмане должны знать православие, а православные должны знать ислам, потому что мы живем в этой стране все вместе и должны знать друг друга. Если он хочет знать религию специально, он пойдет в храм, а школа должна давать хорошую объективную информацию.

В. Мельников: В некоторых СМИ усиленно муссируется тема религиозной «дискриминации», якобы имеющей место в сфере образования. В связи с чем я хотел бы спросить господина имама. Представим такую ситуацию: в школе обучаются тридцать учеников, двое из них - из мусульманских семей. И вот ученикам предлагается в качестве факультатива предмет «Православная культура России», подчеркиваю, в качестве факультатива. Будет ли такое предложение для мусульманских детей оскорблением их религиозных чувств?

Имам Джалиль Мустафин: Нет, оскорбления не будет, скорее, это неучитывание интересов. И к тому же у мусульманских детей должно быть право изучать культуру ислама.

А. Головнин: Я согласен с большинством выступавших. Если говорить о введении этого курса, то, на мой взгляд, возможны два варианта - либо интеграция основ в образовательные предметы - и не только в историю, но и в изобразительное искусство, этнологию и т. д. Другой вариант - факультативы по выбору.

О. Донских: В заключение нашего «круглого стола» я прошу всех участников высказать свои пожелания читателям

Прот. Борис Пивоваров: Прежде всего мне хотелось бы отметить постоянную заботу Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона об образовании и воспитании подрастающего поколения, а также взаимодействие Новосибирской епархии Русской Православной Церкви с управлениями образования администрации Новосибирской области и мэрии г. Новосибирска. С 2001 года имеются соглашения о таком сотрудничестве между светской и церковной системами образования. Это великое дело. Хотелось бы также поблагодарить всех присутствующих за плодотворную дискуссию и всех, кто заботится о духовной крепости российской школы. Спасибо.

К. Робак: Когда садовник выращивает свой сад, то, чтобы сделать дикую яблоньку настоящей яблоней, он делает ей прививку. И я надеюсь, что введение нашего курса даст свои плоды одним прикосновением к его содержанию.

А. Доронина: Иоанн Богослов говорит, что мир лежит во зле, а, как известно, зло побеждается добром.

Изучение православной культуры есть непрерывное шествие к добру.

Т. Нечипоренко: То, что этот курс нужен, нет сомнений, но главное, чтобы проводить это постепенно, без насилия и привычного всеобщего «одобряем», как это у нас в стране уже бывало.

Н. Валова: Я патриот своей страны и прилагаю все усилия, чтобы донести до детей наши истоки, но не стоит забывать о пласте мировой культуры, накопленном человечеством, что православная культура - это не нечто обособленное, а этой мировой культуры часть.

Е. Мартынова: Благодарю всех. Хочется пожелать, чтобы педагоги шли в наш центр, чтобы и дальше издавались учебники по православной культуре.

Н. Попова: Большое спасибо всем. В завершение хочу обратиться с просьбой к редакции. Мы открываем курсы профессиональной переподготовки по проблемам религиоведения и очень бы хотели через газету привлечь внимание учителей к этим курсам.

 А. Антипин: Я бы хотел пожелать учителям, преподающим этот курс, донести до учеников, что русский человек изначально жил в православии и по-иному себя не мыслил.

В. Мельников: Все мы знаем, что произошло в Косово. Православный епископ Косово и Метиохии в качестве основной причины случившегося назвал утерю сербским народом религиозно-культурных корней. Так что изучение в школе православной культуры России - это не столько попытка восстановления разорванной связи с великим культурным наследием, сколько решение вопроса - быть России или не быть. В конце концов, это нужно не столько Церкви, сколько обществу.

А. Коростелева: В одном фильме один персонаж говорит другому: «Какая от тебя польза? Да никакой, окромя вреда». Перефразируя ее, можно сказать, что от этого курса «окромя пользы, не будет никакого вреда». Помимо познавательной функции он выполняет и воспитательную уже одним своим содержанием. Мне было интересно принять участие в работе «круглого стола». Сегодня был высвечен ряд проблем, но в то же время озвучен уже имеющийся позитивный опыт в преподавании данного курса. Думаю, что рано или поздно проблемы будут решены, и курс «Православная культура России» займет неотъемлемое место в образовательной палитре школ, гимназий, лицеев.

А. Головнин: Опасна категоричность в оценках и в скорости введения предмета в образовательный цикл. Предмет необходим, но подходить нужно очень осторожно.

О. Донских: Всем большое спасибо, что вы откликнулись, и мы смогли это обсудить. Этот «круглый стол» меня убедил в том, что если этот курс будет вводиться постепенно, аккуратно и с доброй волей, то он, несомненно, сыграет свою положительную роль.


Вам было интересто?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Черный густой дым окутал Бердск Новосибирской области: по словам очевидцев, горит сразу несколько домов. Уже известно, что сгорело ритуальное агентство, детский сад и частный дом.
Чуть меньше 1,5 млн рублей за минувший год заработал глава Бердска Новосибирской области Евгений Шестернин. В прошлом году его доходы составили более 3 млн рублей.
Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 1 января по 31 декабря 2018 года обнародовали чиновники правительства Новосибирской области. Больше всех, по итогам прошлого года, заработал министр транспорта.  
Посевная кампания в Новосибирской области идет по плану. Аграрии засеяли различными культурами почти 650 тысяч гектаров. Работают одновременно и на полях под зерновые, и на земле под овощи. Почему фермеры стали больше садить картошки, узнали корреспонденты ОТС.
Трагически закончилась поездка троих молодых людей на «Жигулях» в Купинском районе Новосибирской области. Юный водитель не справился с управлением, и машина перевернулась.

20.05.2019
Более 2000 объектов остались без горячей воды в понедельник, 20 мая, в Новосибирске, сообщает мэрия города. Виной тому – гидравлические испытания тепловых сетей по зонам ТЭЦ-2, ТЭЦ-4 и Кировской районной котельной.