Новосибирск 0.6 °C

Мобильный спам добрался до Новосибирска

13.05.2004 00:00:00

Расследование «ВН»

 Этой весной многие новосибирцы ощутили всю «прелесть» мобильного спама. Вместо приветов от любимых людей мобильники начали выдавать неожиданное: «PREDLAGAEM PRIOBRESTI BAZI DANNIX PO NOVOSIBIRSKY ZA POSLEDNIE TRI GODA (57 BAZ NA ODNOM DISKE)». В принципе, подобные «письма» приходили и раньше, но содержали лишь приглашение вступить в какую-нибудь sms-игру типа «sms-флирта». Конкретное же рекламное предложение пришло, пожалуй, впервые. Как минимум, спамеры провели на абонентов МТС уже две sms-атаки. Корреспондент «ВН» попытался разобраться в ситуации.

В рекламном сообщении, призывавшем купить базу данных, содержался телефонный номер продавца. По нему ответил некто Евгений, предложив купить диск с адресами и телефонами организаций и частных лиц, данными налоговой полиции, ГИБДД и прочей «закрытой» информацией. Стоимость - тысяча рублей (с доставкой - 1700). На диске, правда, не оказалось баз данных сотовых компаний («Массовый выброс подобной информации был года четыре назад, - сетует продавец, - сейчас у нас такой информации нет»).

Как это работает?

 Естественно, набирать и рассылать спам на мобильные телефоны «вручную» невозможно. Для этого используется специальная программа, рассылающая сообщения через Интернет.

Эффективность подобной рекламы очень высока (организаторы утверждают, что «клюют» на нее до 50% потенциальных клиентов). Они перезванивают по указанному в сообщении номеру. Их дальнейшей «обработкой» занимается уже оператор. По мнению некоторых рекламных специалистов, «sms-спам - это практически всегда стопроцентное попадание в цель». Так, на одного российского пользователя Интернета приходится 4-5 почтовых ящиков, половина из которых этим самым пользователем давно забыта. Сообщение же на мобильный в 90% случаев найдет своего адресата. Кроме того, современные способы защиты от нежелательных интернет-рассылок фильтруют примерно половину поступающих сообщений, а вот сотовые компании так защищаться от sms-рассылок пока еще не научились.

Вот как корреспонденту «Вечернего Новосибирска» прокомментировал действия новосибирских спамеров пресс-секретарь «МТС-Новосибирск» Антон Калтыгин:

- Мы негативно относимся к подобным рассылкам, особенно осуществляющимся на коммерческой основе. Поэтому ограничиваем количество бесплатных сообщений (не более 50), отправляемых через интернет-шлюзы. Но спам, о котором вы говорите, отправлен не через Интернет. Как показало наше расследование, эта рассылка делается с помощью сотового телефона, подключенного к компьютеру, и специальной программы. У спамера была услуга «абонентская плата за sms». То есть он за абонентскую плату в 7,5 доллара он мог рассылать неограниченное количество сообщений. Организатор данной рассылки уже вычислен, и этот тариф у него отключен. Вообще, подобные злоупотребления тарифом легко вычислить, тем более что у абонента нет наших баз данных, и рассылка просто идет по порядку телефонных номеров».

Впрочем, организаторы рассылок, на которых корреспонденту «Вечернего Новосибирска» удалось выйти, отказываться от своей деятельности не собираются. Особо не шифруясь, спамеры предлагают потенциальным рекламодателям весьма неплохие условия рассылки текстовых sms-ок (длина - до 160 знаков латиницей или - до 70 кириллицей) десяти тысячам абонентов обойдется в 5 тысяч рублей. Причем, в случае необходимости, обещают разослать сообщения, например, только на номера директоров предприятий. Из чего следует, что телефонные базы сотовых операторов у них все-таки имеются!

Что делать?

 Вполне возможно, что в ближайшем будущем потоки sms-спама увеличатся. Такая реклама действительно привлекательна, и люди, желающие прокричать о своем товаре на весь город с помощью рассылок на наши мобильники (за небольшую в сравнении с другими видами рекламы плату), обязательно найдутся. Тогда нужно решить, стоит ли с ними бороться?

Несколько лет назад противоядие от новой напасти начали искать японцы. Многие местные операторы сотовой связи предложили своим абонентам новый сервис, позволяющий заносить в «черный список» всех адресатов, присылающих нежелательные сообщения. Недавно американцы устроили несколько показательных процессов против фирм-спамеров, и поток нежелательной рекламы чуть-чуть уменьшился. Однако серьезных законодательных препон на пути распространителей спама в этих странах нет. А вот Европарламент недавно принял закон о защите электронных коммуникаций. Теперь для того, чтобы осуществлять массовые рекламные рассылки по sms (а также - электронной почте или факсу), маркетинговым компаниям необходимо получить согласие на получение этих посланий со стороны адресата.

Серьезная программная защита от мобильного спама была разработана лишь этим летом компанией BMD wireless. Ее алгоритм фильтрации sms-спама позволяет сотовым операторам блокировать подобные сообщения уже на уровне сети, при этом клиенты могут сами решать, какие письма для них являются спамом, а какие нет.

Однако запустят ли ее отечественные операторы, неизвестно. Сегодня в России не существует законов, ограничивающих электронные рассылки. А значит, и предпосылок для борьбы с ними нет. Но реагировать надо. И некоторые сотовые компании уже рассматривали вопрос, как сделать подобные рассылки контролируемыми, а перспективный рекламный рынок - цивилизованным.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: