Новосибирск 4 °C

«Где твой черный «мерседес»? -«На авторазборе...»

14.05.2004 00:00:00

Даже платные автостоянки не дают полной гарантии
сохранности оставленных здесь машин

 Жительница Новосибирска Надежда Боброва нарадоваться не могла на свою новенькую «тойоту». «Где ставить будешь?» - поинтересовался знакомый милиционер. «Как где? В гараже», - Надежда удивилась странному вопросу. - «А он у тебя какой?» - «Обыкновенный, металлический. В логу стоит, на отшибе». - «С ума сошла! Угонят. В металлических гаражах только старый хлам хранить, который, если украдут, то не жалко. Только платная автостоянка - полная гарантия сохранности машины!» Надежда послушала, как ей казалось, профессионала и поместила свое авто на платную стоянку. Когда она пришла за машиной на следующий день, у «тойоты» оказался разбит бампер. «Вот тебе и полная гарантия сохранности...» - несчастная автолюбительница растерянно глядела на покалеченную машину.

Ее товарищ по несчастью Григорий Беркутов тоже думал, что нет надежнее места для постоя железного коня, чем автостоянка. «Ставьте вот сюда», - контролер показал место рядом со своей будкой. «Отлично. Уж под носом у охранника с моей ласточкой ничего не случится», - уверил себя Григорий. Ночью был ветер. С крыши как попало сколоченной будки оторвался кусок шифера и упал на автомобиль, в результате чего почти новой «десятке» потребовался капитальный ремонт.

В Ростове произошел и вовсе тяжелый случай. С платной парковки угнали автомобиль. Самое интересное, на суде, куда потерпевший обратился с иском о возмещении ущерба размером в 160 тысяч рублей, адвокат ответчика утверждал, что деньги с клиентов брались не за сохранность машин, а только за право ставить автомобиль на землю, выкупленную владельцем стоянки у муниципалитета.

«Ее здесь не стояло...»

 Корреспондент «ВН» обратился к главному специалисту комитета по защите прав потребителей мэрии Новосибирска Александру Берилло с просьбой рассказать, каким образом регламентируется деятельность платных автостоянок, на что автолюбители могут рассчитывать за свои деньги и на что они не могут рассчитывать.

Итак, существуют Правила оказания услуг автостоянками (в дальнейшем Правила), которые утверждены постановлением правительства РФ от 17 ноября 2001 года. В Правилах сказано, что «услуги, оказываемые платными автостоянками, должны соответствовать требованиям, обеспечивающим их (стоянок) безопасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей». Иными словами, если с вашей машиной что-то случится во время ее пребывания на платной парковке - администрация парковки несет ответственность. Если на этой же парковке что-то случится с вами - администрация несет ответственность. Если кто-то выльет на прилегающую к стоянке территорию отработанное масло или выбросит груду металлолома, чем нанесет ущерб экологии, - владелец стоянки тоже несет ответственность.

Однако, чтобы привлечь к ответственности виновных, надо доказать, что виновны именно они. Скорее всего, в ответ на ваше заявление о разбитом бампере, помятом крыле или украденном магнитофоне контролер скажет: мол, это у вас так и было - мы здесь ни при чем. А если машину, не дай Бог, угонят, ответ будет простым - ее здесь не стояло. В случае отсутствия письменных документов вы действительно не сможете доказать, что ваша машина стояла на этой стоянке.

В Правилах оказания услуг автостоянками сказано, что контролер обязан осмотреть въезжающую на стоянку машину и все внешние недостатки отразить в квитанции или сохранной расписке.

По словам Александра Берилло, контролеры довольно редко проводят осмотр въезжающих машин, тем самым подставляя самих себя. Ибо в этом случае вы можете приехать на стоянку с помятым крылом, а потом сказать, что его помяли на стоянке, и потребовать возмещения ущерба. Суд признает вашу правоту - ведь в сохранной расписке не указано, что машина приехала на стоянку с помятым крылом.

При постановке машины на стоянку заполняются следующие документы:

При длительной стоянке - договор с перечислением прав и обязанностей сторон, сроков действия договора, указанием санкций в случае несоблюдения сторонами договорных обязательств и т. п.

При краткосрочной стоянке (не более 1 суток) - квитанция или сохранная расписка.

Образцы договоров, квитанций и сохранных расписок должны быть представлены наглядно, так же, как Правила оказания услуг, прайс-лист, режим работы автостоянки, правила техники безопасности, адрес и телефон исполнителя услуг, а также уполномоченного лица, осуществляющего прием претензий, адрес и телефон районного отдела по защите прав потребителей и комитета по защите прав потребителей мэрии. Отсутствие в административном помещении автостоянки подобной наглядной информации, особенно Правил и образцов договоров, должно навести клиента на мысль: а не подыскать ли другое место для парковки своей машины.

Ростовский предприниматель, с автостоянки которого угнали машину, вопреки Правилам издал приказ об организации дневной платной неохраняемой стоянки, сняв с себя ответственность за машины клиентов. Разумеется, клиентам он этот приказ не показывал. Суд признал законотворческую деятельность ростовчанина незаконной и обязал его выплатить владельцу угнанной машины полную ее стоимость плюс моральный ущерб.

А виновата жадность

 Но вернемся в Новосибирск. У нас, говорит Александр Берилло, случаев угона автотранспорта с платных стоянок не было. Повреждения машин случаются. Виной тому, главным образом, переполненность платных парковок. Как показали проверки, это самое распространенное нарушение. Владельцы стараются собрать побольше прибыли и не отказывают автомобилистам в «приюте», даже если машин на территории как селедок в бочке. Маневрировать в таких условиях трудновато - отсюда разбитые бамперы и поцарапанные крылья.

Нередко нарушается техника противопожарной безопасности: запасной выезд либо отсутствует, либо захламлен, клиентам позволяют пользоваться паяльными лампами, курить на территории стоянки, переливать бензин. Согласно требованиям, это должно быть запрещено. Но контролеры частенько даже не смотрят, чем занимаются владельцы машин. Есть версия, что именно по этим двум причинам - переполненность и несоблюдение правил техники безопасности - минувшей зимой произошел грандиозный пожар на одной из автостоянок в Ленинском районе.

Главное, что Александр Берилло не советует делать автовладельцам, - оставлять контролеру ключи от своей машины, особенно в зимнее время. «Это делается опять же по причине переполненности стоянок, когда, чтобы вырулить одной машине, надо переместить несколько стоящих рядом, - объясняет Александр Николаевич. - Вы думаете, контролер, перед тем как переставить вашу машину, станет прогревать двигатель? Не станет - он один, а машин на стоянке сотня, и каждую нужно перегнать туда-сюда несколько раз за день. Три месяца пользования такой стоянкой - и вашей машине потребуется капитальный ремонт двигателя. Причем, если внешние повреждения, полученные машиной на стоянке, вы сможете доказать и потребовать возместить ущерб, то факт, что на стоянке вам угробили двигатель, доказать практически невозможно».

Что делать,
если ваша машина пострадала
на платной автостоянке

 В письменной форме составить претензию, где указать суть дела и потребовать от владельца стоянки возмещения ущерба. Приложить копию сохранной расписки, квитанции или договора. Претензию вручить контролеру или владельцу стоянки.

Если через 10 дней требования не будут удовлетворены, написать повторную претензию. Назвать новый срок возмещения ущерба и предъявить требование о возмещении неустойки в размере 3% цены услуги за каждый день просрочки выполнения требований.

В случае невыполнения требований обратиться за содействием в подразделение по защите прав потребителей района или мэрии.

При отсутствии результата совместно со специалистом по защите прав потребителей составить исковое заявление в суд с требованием возместить материальный и моральный ущерб, неустойку, судебные издержки.

Кстати, ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает еще и взыскание штрафа в бюджет за отказ добровольно выполнить законные требования потребителя в размере цены иска.

Одним словом, закон всецело на нашей с вами стороне, дорогие потребители. Есть только одно «но». Стоимость разбитого бампера вам, может быть, и возместят. Получить же компенсацию за угнанную или сгоревшую машину может оказаться проблематичным, потому что у предпринимателя, скорее всего, не окажется ни собственной квартиры, ни машины, ни счета в банке. А дети и другие родственники, как известно, за грехи родителей и родственников не отвечают. Одно успокаивает: инциденты, подобные описанным, происходят не так уж часто. За прошлый год их в городе случилось два. В обоих случаях потерпевшие получили возмещение ущерба. В этом году обращений в комитет по защите прав потребителей мэрии по поводу порчи или утраты автомашин на платных стоянках не было.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: