Из древних поучений младым отрокам
Фото Валерия МЕЛЬНИКОВА |
Сейчас российская школа постепенно исправляет недочет школы советской, главной целью которой была подготовка ученика к поступлению в высшую школу для получения узкой специальности. Школьников «натаскивали» по конкретным прикладным предметам, забывая о том, что в первую очередь образование должно формировать культуру человека. Ситуация, когда вроде бы образованный человек совершенно не умеет себя вести, не так уж и редка. В прежние времена о формировании культуры поведения младого поколения заботились на государевом уровне. Так, «повелением Царского Величества в Санкт-Петербурге лета 1717, февраля 4 дня» была напечатана книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению, собранные от разных авторов».
1. Наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. У родителей речей перебивать не надлежит, и не прекословить.
2. Обрежь свои ногти, да не явятся оные как бы бархатом черным обшиты, умой руки и сиди благочинно.
3. Не хватай первым блюдо, не ешь как свинья и не дуй в ложку, чтобы везде брызгало, не сопи, когда ешь.
4. Не прилично руками по столу везде колобродить, но смиренно ести, а вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть, не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, а не подбоченясь, сидеть.
5. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.
6. Когда перестаешь есть, возблагодари Бога, умой руки и лицо и выполощи рот.
7. Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, как в часах маятник.
8. Младой отрок да не будет пересмешлив или дурацкие шутки глаголить, но иметь честь свою исправно охранять.
9. Младые отроки не должны носом храпеть, и глазами моргать, и руками шалить.
10. И сия есть немалая гнусность, когда кто часто сморкает, как в трубу трубит, или громко чихает, будто кричит.
11. Еще зело непристойно, когда кто перстом в носу чистит, как бы мазь какую мазал, а особенно при других честных людях.
12. Не должно, когда будешь в церкви, рот разиня ходить, как ленивый осел, но должно идти благочинно, постоянно и смирно, и с таким вниманием молиться, как бы пред высшим сего света монархом стоять довелось.