Новосибирск 4 °C

Замри, человек! Тебя мы не ждали! Здесь мир динозавров Из меди и стали

17.07.2004 00:00:00

Репортаж с предприятия, где находят последний приют «уставшие» самолеты, разбитые машины, устаревшие теплоходы и пустые пивные банки.

И «уставший» самолет, и банка из-под пива

 Сначала они окажутся рядом во дворе «Вторцветмета», а потом сольются в металлический кубик.

Фото Сергея ПЕРМИНА
 Во дворе АООТ «Вторцветмет» стояла небольшая группа людей с сумками-тележками, ждущих своей очереди в приемный пункт цветмета. Чуть поодаль работал козловой кран, возле него лежали живописные красно-бело-синие обломки самолета Ан-24.

Разговорились с молодым человеком из очереди по имени Андрей. Он работает на муниципальном предприятии. Денег не хватает. Периодически сдает металлический лом ради небольшой прибавки к семейному бюджету.

- Вот, провел ревизию домашнего хозяйства. Собрал старую дачную мебель. Помните, были такие раскладные тряпочные стулья и табуретки? Разобрал кое-что из бытовой техники советского производства, давно не работающей. Валялась в доме рыбацкая утварь. Сам я не рыбак, так что принес сюда. Не беспокойтесь, ничего ворованного.

Андрей приходит сдавать металл не первый раз. Ездит только сюда: «Здесь не обманывают и деньги платят сразу». В полуподпольных приемных пунктах, куда Андрей пробовал обращаться, во-первых, обвешивают; во-вторых, нередко рассчитываются не деньгами, а паленой водкой или разведенным спиртом.

Сотрудники приемного пункта «Вторцветмета» помнят одного постоянного клиента. Ездил на старом «москвиче» по области, по пригородным свалкам. Собирал все, что валялось. Привозил по 20-30 килограммов металла. Правда, уже год не появляется. Наверное, все собрал.

 В основном в приемный пункт приходят пенсионеры. В день человек 20-30. Несут кастрюли, сковородки. В последнее время активно собирают банки из-под пива, которых в любом сквере или парке полным-полно. Молодых людей значительно меньше, чем пожилых. Алкоголиков и прочих маргиналов, говорят сотрудники приемного пункта, не замечали. Возможно, потому, что здесь металл принимают только при наличии паспорта. Металлосдатчик должен заполнить заявление установленного образца, в котором указываются паспортные данные и сведения, где он взял указанный лом цветных металлов. Чтобы не поощрять воров, у частных лиц не принимаются провод, кабель, запчасти от самолетов и военной техники, ритуальные предметы, детали уличного благоустройства. Смело можно сдавать непригодную к употреблению домашнюю утварь - тазы, кастрюли, сковородки, кровати, коромысла, а также радиоприемники, магнитофоны, телевизоры, стиральные машины и прочий технический хлам.

По словам директора предприятия Болеслава Кухтицкого, в год АООТ «Вторцветмет» принимает две тысячи тонн лома. Производственные мощности рассчитаны на 16 тысяч тонн. Впрочем, даже при социализме, говорит Болеслав Леонардович, принимали по четырнадцать тысяч тонн ежегодно. Примерно 10 процентов от сегодняшних двух тысяч тонн сдает население, два процента вносят авиационные предприятия, поставляющие «Вторцветмету» списанные самолеты и вертолеты. Остальное - отходы производства крупных заводов, таких как НЗХК, НАПО им.Чкалова.

- Раньше к нам попадало довольно много военной техники, - вспоминает Болеслав Кухтицкий, - списанные БТР (у них кузова алюминиевые), боеприпасы, радарные установки. Сейчас военные перестали поставлять нам вторсырье. Видимо, нашли ему другое применение. Увеличения количества списанных самолетов, вопреки шумихе о том, что техника, произведенная при социализме, выработала свой ресурс, я не замечаю. Гораздо больше к нам поступает деталей машин из автохозяйств. «Новые русские», бывает, привозят катера и моторные лодки. Напокупали их лет 10 назад, когда в Новосибирске распродавали речной флот. В то время было очень модно, помимо джипа, иметь собственное плавсредство. Теперь вот везут к нам.

- А легковые автомобили сдают в утиль?

Все ненужное - на слом. Ну как, красив металлолом? Фото Сергея ПЕРМИНА
 - Пока нет. Но думаю, когда начнут выходить из строя первые автомобили «ауди», завезенные в Новосибирск, они появятся у нас. Это единственная марка машин, кузова которых изготовлены из алюминия.

Самый невыгодный для переработчиков лом - старые самолеты. На «Вторцветмет» их привозят вместе с колесами, обивкой и прочими неметаллическими частями - «собачатина третьей категории рубится вместе с будкой». Если это военный самолет, он покрашен так же, как старый автобус - на 10 слоев. «Есть такое понятие, как металлургический выход, - объясняет Болеслав Леонардович, - так вот, металлургический выход от военных самолетов - 50 процентов. То есть из тонны самолетного лома выходит всего 500 килограммов металла». Еще одна «головная боль» - старый кабель, который на «Вторцветмет» тоннами привозят представители Городских электросетей, «Сибирьтелекома» и прочих подобных организаций. Его, прежде чем переработать, необходимо освободить от изоляции. Самый простой способ - обжечь. Но использовать этот способ запрещают экологи. Летом, когда идет пора ремонтов, на территории «Вторцветмета» скапливаются целые залежи кабеля.

Процесс утилизации цветного металлического лома происходит следующим образом. Первым делом привезенный металл проверяют на радиоактивность и взрывоопасность. Последний случай, когда привезли радиоактивный лом, был четыре года назад. Это были авиационные приборы. Их отправили на завод «Нуклид», который занимается захоронением радиоактивных отходов.

- Взрывоопасные предметы попадаются довольно часто, - продолжает Болеслав Кухтицкий, - но это не значит, что они содержат порох или тротил. Обыкновенная бочка, особенно со льдом внутри, может взорваться, когда ее бросят в печь.

После проверки лом сортируют. Алюминий, например, делится на 13 групп и 50 марок. Самая низкая категория - тринадцатая, та самая «собачатина вместе с будкой». Чем тщательнее металл рассортирован, тем дороже его можно продать. Тонна алюминиевого вторсырья, например, стоит от 8 до 35 тысяч рублей в зависимости от категории, медного - от 20 до 60 тысяч.

Потом рассортированный металл пакетируют с помощью пресса, и огромная груда самолетных обломков превращается в элегантный металлический кубик чуть побольше игрушечного.

Вторсырье с новосибирского «Вторцветмета» отправляют на уральские металлургические заводы, работающие там еще с демидовских времен. Администрация «Вторцветмета» принципиально не отгружает металл на экспорт: качество сплавов наших металлургических заводов очень высокое, поэтому выгоднее продавать за рубеж не сырой продукт, а готовый.

В Новосибирске, с сожалением констатирует Болеслав Кухтицкий, нет металлургических предприятий надлежащего уровня: «Чтобы получить металл, соответствующий ГОСТам и тем более международным стандартам, надо постоянно контролировать плавку с помощью специальных лабораторий. Оборудование для такой лаборатории стоит два-три миллиона рублей. Естественно, сейчас никто такие деньги в это не вкладывает. Мини-лаборатории, которые стоят на некоторых новосибирских заводах, не могут обеспечить высокое качество сплавов. Многие заводы пробовали переплавлять собственные отходы, но те, кто дорожит своей репутацией, отказались от этого».

А кто не дорожит репутацией, производят дверные замки из силумина, в которых при неосторожном движении ломаются ключи; детские санки, полозья которых трескаются при температуре ниже -10 градусов; оцинкованные ведра, которые ржавеют через месяц; сантехнические трубы, не способные прослужить больше одного года.

Возможно, в недалеком будущем в Новосибирске все-таки появится собственное металлургическое производство. На заводе им. Кузьмина планируют открыть металлургический цех, оборудование которого будет соответствовать современным мировым стандартам.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: