Новосибирск 4.6 °C

Наедине с самим собою

23.07.2004 00:00:00

Штрихи к портрету юбиляра

Снимок 1986 года. Сергей Федорович и Полина Александровна с внучкой. Тогда Молчанову исполнилось 62. В прошлое воскресенье, 18 июля, отметили его 80-летие. Фото из семейного архива
 Сильно разбушевалась к ночи июльская непогода: вонзались в землю с небесных высот молнии, в тот же миг гремела над самой головой канонада. Ну прямо как на войне. Молчанов подошел к окну. Четыре березы, посаженные им с Полиной Александровной почти два десятка лет тому назад, гнулись под напором ветра, сопротивляясь, выпрямлялись и снова подчинялись стихии. В такую ночь не уснешь. Может, самое время подумать о пережитом на родимой земле...







Война

 В августе 42-го, через месяц с небольшим после окончания Чистоозерной средней школы, его призвали в армию. Первым делом побежал в райком ВЛКСМ: иду защищать Родину, надо вступить в комсомол. Направили его не на фронт, а в Асиновское военно-пехотное училище. Через полгода курсантов отправили в действующую армию. Да, хорошо все-таки, что боям предшествовала учеба. Наверное, это сохранило ему жизнь. Служить довелось в разведывательной роте 133-й стрелковой дивизии, получившей наименование Смоленской после освобождения этого города. Через несколько месяцев после начала службы осталась от роты десятая часть.

Отправляется взвод на задание, и первыми идут разведчики-саперы - паренек из Чулыма Василий (фамилию за давностью лет не помнит) и он, паренек из Чистоозерки. Руками прощупывают землю - нет ли противопехотных мин, разводят в стороны «рогатки» заграждения. А дальше - «спираль Бруно», увешанная всякими звучащими от малейшего неосторожного движения железяками. Когда проход готов, дают знать остальным, а потом ждут их возвращения, уходят последними.

Памятно, как ходили у реки Вопец за «языком». Когда разведчики с добычей возвращались, саперы посчитали, что двоих не хватает. Стали ждать, охраняя проход. Начало светать, а они с Василием не уходят. Оглянулись в сторону реки, видят, начальник разведки майор Дудов стоит во весь рост и показывает им руками, чтобы возвращались. Оказывается, у немецких траншей была перестрелка, и те двое погибли, не хватало еще, чтобы немцы заметили саперов.

Нет, все же был у него и ангел-хранитель (хотя в Бога не верил ни тогда, ни сейчас) - «дядя Ваня», Иван Иванович Галахов, командир взвода. Ну надоело каждый раз все травинки перебирать в поиске растяжек, пополз быстрее. И вдруг кто-то его за ворот хватает. «Ты куда?! Ни на один метр вперед не уйдешь!» - над самым ухом произнес «дядя Ваня», а ведь ему положено быть подальше от разведчиков-саперов. И как знал - рука Молчанова нащупала растяжку.

В больших и малых битвах у каждого свое поле боя. Таковым в Курской битве для взвода оказалось шоссе, вдоль которого шли разведчики. Неожиданно увидели одиноко стоящего на дороге немца. Заметив опасность, он убежал. Не иначе как «маяк» - значит, скоро появится колонна. Залегли у обочины. Точно, на шоссе появилась большая колонна немецкой пехоты. Когда первые ряды поравнялись с лейтенантом Галаховым, он дал длинную очередь из автомата. И это было сигналом для остальных. Но силы были явно неравными. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы «дядя Ваня» сразу же, как заметили немцев, не отправил посыльного к своим. Помощь пришла вовремя.

Ранило его позднее, в марте 44-го, в бою у реки Буг, уже совсем поблизости от границы, на которой до войны оканчивалась наша земля.

Работа

 Она началась в 46-м. После ранения лежал в госпитале. В сентябре 44-го всех не доучившихся в военных училищах направляли для завершения учебы. Молчанова - в Чкаловское училище зенитной артиллерии. Потом демобилизовался, вернулся, а мирной профессии никакой. Окончил курсы при областном финансовом отделе и с полномочиями налогового ревизора прибыл в Убинку. Сделав ревизию и израсходовав скудные командировочные (еще действовала карточная система), денег на билет до Новосибирска не имел. Занять не у кого, пришлось возвращаться на товарняке. Перевелся в родную Чистоозерку: хоть картошку покупать не надо и за жилье не платить. Тяжко было взимать налоги с обнищавших за войну вдов, которые корову держали, чтобы дети не умерли с голода. Сочувствовал им, а помочь не мог...

...Сергей Федорович снова подошел к окну: гроза малость съехала в сторону, но дождь и ветер не унимались. А мысли теснятся, одна обгоняет другую...

Положение в сельском хозяйстве района было тяжелым. Урожайность чуть более двух центнеров с гектара, не хватало механизаторов, давно не обновлялась техника. Когда его в феврале

48-го избрали вторым, а через два месяца первым секретарем райкома комсомола, прежде всего по его инициативе организовали курсы молодых механизаторов, заработали агитбригады, наладили соцсоревнование.

В 1953 году окончил областную партийную школу, и началась «взрослая» работа. В памяти всплывают имена и лица, с кем доводилось работать в Чистоозерном и в Купине. Со многими и сейчас связь поддерживает. Дмитрий Ахрисанович Быховец теперь живет в Первомайке. Сперва был у Молчанова начальником - райфинотделом заведовал, а потом - замом у председателя Чистоозерного РИКа Молчанова. На приглашение прийти на юбилей отозвался так: «Как же это я к брату да не приду!» Еще один «брат» - Андрей Степанович Громадский, Герой Социалистического Труда, в прошлом председатель колхоза имени Кирова Колыванского района. У них общая улица детства в Чистоозерке. Как не вспомнить других «бывших» - секретаря

парторганизации совхоза «Советская Сибирь» Николая Кирилловича Тогобицкого и директора Купинского совхоза Николая Ильича Когтева! Ну и тех, кто помоложе, кто и сейчас в строю. Александр Федорович Штапов был вторым секретарем райкома партии в бытность Молчанова первым - в Купине, окончил Омский автодорожный институт, сейчас начальник территориального управления автомобильных дорог. Из этой же команды Валерий Федорович Микишев, в районной администрации культурой ведает. За годы, что был Молчанов на руководящей партийной и советской работе, столько всего передумано, переделано, пережито.

И Чистоозерка, и Купино - в зоне рискованного земледелия, в Кулунде. Подуют из Казахстана сухие горячие ветры - и скот останется без корма, а допустить снижение поголовья нельзя. Сейчас вон с легким сердцем овец под нож пустили. Нет, все же «наше» было наше, а не ничейное, как считают «рыночники». И зерна в иной год собирали меньше, чем семян в землю брошено. Спасение от суховеев в защитных лесополосах, но и они не сразу вырастают. Вот и работал без выходных. Отзаседали, обсудили наболевшее, садится в машину - и туда, где тонко, чтобы не порвалось окончательно. Партийная работа - это работа с людьми, и надо знать не с чужих слов, как живут-работают, помочь, посоветоваться. Вырабатывалась стратегия и тактика выхода из прорыва. Занялись агротехникой (борьба с сорняками, навоз на поля, пары). А потом и в животноводстве начали внедрять хозяйственный расчет, да не чохом, а сначала в одном хозяйстве, в колхозе «Верный путь». На их опыте других учили, как соотносить затраты с отдачей. Что бы сейчас правительству монетизацию льгот на одной-двух областях обкатать, а уж потом на всю страну распространить. Построили 112 коровников, 39 телятников, 94 кошары. В 72-м по 16,8 центнера зерна с гектара получили.

Может, и он где промашку дал? Может, конечно. Но ведь за 23 года, что «правил» он в Купинском районе, ни одного руководителя с работы не снял, из партии не исключил. Ограничивался беседами: как такое допустил и как исправлять намерен. И ордена вроде бы не с неба падали. Два Знака Почета, Трудового Красного Знамени, пятнадцать медалей, а самая первая - «За отвагу», за войну же и орден Великой Отечественной. Конечно, первый секретарь райкома не сахар, чтобы все его любили. Опять же сколько всего понастроено: школы, клубы и Дома культуры, жилье. Сколько деревьев посажено в степном райцентре! А музей в Доме культуры!.. Молодежь должна знать о своих корнях, а старикам утешение - жизнь не зря прожита.

Что же в итоге: змею убил, дерево посадил, остается взглянуть на потомство.

Семья

 У его родителей, Федора Даниловича и Веры Тимофеевны Молчановых, детей было пятеро. В семье Лесковых (девичья фамилия Полины Александровны) - шестеро. Обе семьи породнились в 50-м. Сергею 26 лет, он комсомольский секретарь Чистоозерного, молодежь знает. На Октябрьские за праздничным застольем дядя спросил, когда племянник женится. «Да хоть сейчас», - отвечает. «Кандидатура есть?» - «А как же - учительница, в школе английский преподает». Девятого ноября сыграли свадьбу. На свадьбе выяснилось, что Полина хорошо поет, голос сильный, чистый. Жених тоже с голосом, да еще и с баяном. Словом, спелись. А вообще жена оказалась человеком добрым, отзывчивым, мудрым, трудолюбивым (до пенсии в школе работала, управлялась с домашними делами и на огороде умело хозяйничала).

Через год родился первенец, Виктор. В 59-м - еще один сын, Андрей. А между ними - две дочери. И сейчас страшно вспомнить, как ехали они с женой и новорожденной Людой из Чистоозерного в Шипицыно - в ту пору был он секретарем райкома по зоне Шипицынской МТС, целину поднимали. Машину за ним закрепили от областного руководства, а от райцентра, где роддом, до МТС - 35 километров. Отвалилось колесо, и машина с ходу легла набок. Обошлось. Людмила теперь врач-терапевт, кандидат медицинских наук. Лариса - инженер молочной промышленности. И сыновья высшее образование получили. Виктор НИИЖТ окончил, кандидат технических наук, специалист по метростроению, в своем институте преподавал. И у Андрея вуз за плечами, служит в звании подполковника милиции.

Воспитывали детей в основном жена и его мать. Он был уже вторым секретарем райкома, когда получил освободившуюся квартиру, а до того жили они с двумя детьми у родителей в их двухкомнатном доме. Уходил на работу - ребятишки еще спали, приходил - уже видели первые сны. Периодически уезжал на сессии областного Совета народных депутатов (20 лет избирали!) и на сессии в ВПШ, в которой заочно учился. Когда дети в школу пошли, говорил, чтобы они его не позорили: учились на отлично и вели себя хорошо. К учебе в институтах сыновья и дочери подошли ответственно, а жили в общежитиях, на весьма скромном денежном довольствии. Как недавно призналась Людмила: «Мы жили хуже, чем дети шоферов». А что поделаешь, если у родителей две зарплаты на шестерых.

Был один такой год, когда в семье одновременно было трое студентов. По нынешним меркам, семья самая что ни на есть многодетная. Сейчас, по статистике, по 1,2 ребенка (тьфу, даже язык не поворачиваетcя произносить эту цифру вслух!). Восемь внуков - половина девочек, половина мальчиков. Кому по возрасту положено, тоже институты позаканчивали, только Танюша и Петя в школе учатся. Две правнучки до школы еще не доросли.

Крестьянский сын Федор Данилович Молчанов был горд, что получил образование в двухгодичной церковно-приходской школе. Супруга его, как и мама Полины Александровны, грамотой не владела. Время всегда диктует свои условия - и с новыми возможностями, и с новыми трудностями. Умей принять и преодолеть.

***

Сергей Федорович Молчанов уснул совсем ненадолго, в пять подъем, в 7.38 электричка. Сегодня у него, заместителя председателя городского совета ветеранов, дежурство. Шестнадцатый год ведет он эту работу на общественных началах. Летом, конечно, меньше приходящих со своими заботами - народ по садам-дачам разъехался. Но устройство в больницу или установка телефона не зависят от времени года.

Он вышел на крыльцо. Небо наполовину прояснилось, выглянуло умытое солнце, предвещая теплый день. И только слегка шелестели листья берез, словно перешептываясь о том, как выстояли в ночную грозу.

Алла БЕЛЬСКАЯ, заслуженный работник культуры РФ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: