Новосибирск 11.5 °C

Время измеряется... расстоянием!

31.07.2004 00:00:00

День календаря: День железнодорожника

 Лето - время массовых перемещений. Съездить к морю, сходить в горы, навестить родственников, живущих на другом краю страны... Люди мигрируют, как птицы. Но птица, отправляясь в жаркие страны, всегда смотрит на мир с высоты своего полета.

А среди людей частенько встречаются те, кто предпочитает комфортабельным авиалайнерам обычные поезда - мерный стук колес под ногами, бесконечную ленту заоконных пейзажей и острое ощущение дороги. Железной дороги.

О практике и тактике путешествий в поездах -
заметки фаната плацкартных вагонов

Фото из архива Сергея ПЕРМИНА

 Ответственно заявляю: путешествовать лучше в плацкартных вагонах скорых поездов. Самолеты не впечатляют. Самолет - просто способ перемещения в пространстве, сильно экономящий время. Да, путь до Москвы занимает всего девять часов, пять из которых трясешься в автобусах, стоишь в очередях и шатаешься по аэровокзалам. А самой дороги как бы и нет - сел, пристегнулся, поел, попытался уснуть, не успел, посадка. Плюс ко всему, билет на самолет почти в три раза дороже плацкарта.

Поезд - воплощенная идея дороги. Пространство там измеряется временем («Сколько до Ярославля?» - «Два часа»), бешеный ритм жизни сменяется на неторопливое существование под медитативное постукивание колес, и даже мобильный телефон, по которому тебя обычно могут достать все и круглосуточно, большую часть пути не работает. Кроме того, провести двое суток в поезде - чуть ли не единственная возможность как следует выспаться. Парадоксально, но нет лучшего способа отдохнуть от людей, чем густонаселенный плацкарт. Это когда ты заперт с тремя соседями в четырех стенах купейного отсека, ты вынужден вступать в контакт с теми, кого подсунула судьба, а в открытом пространстве плацкарта каждый волен выбирать себе компанию сам - или не выбирать вообще. Плюс ко всему, стоимость купейного билета - это почти билет на самолет, а тратить на дорогу и деньги и время одновременно совершенно нелогично.

Время «Ч» спросите у кассира

 Люди старшего поколения при слове «плацкарт» непроизвольно вздрагивают. Я тоже еще помню замызганные вагоны, серое влажное постельное белье, хамство проводников и воплощенную антисанитарию в... в общем, везде. Но теперь все изменилось к лучшему. Особенно в плацкарте фирменных поездов формирования Западно-Сибирской железной дороги. Нет, это не реклама. Хотите сравнить - прокатитесь, например, фирменным поездом «Вятка» (Москва-Киров), где из всех признаков фирменности - только в два раза завышенные цены на билеты и постельное белье. Кстати, в наших фирменных плацкартах цены на билеты, как правило, как в обычных скорых. Например, дорога до Москвы в моем любимом поезде N 29 «Кузбасс» (Кемерово-Москва) в среднем обходится в 1200 рублей (летом дороже, зимой дешевле) и занимает всего-навсего сорок пять часов. Ни один другой поезд не пересекает пространство с такой скоростью, даже «Сибиряк» идет дольше.

Правда, фирменные плацкарты пользуются популярностью. Но мне почти всегда удается купить билет на нужную дату, не дожидаясь двух часов до отправления, когда в продажу поступают «внутренние резервы». Есть еще один волшебный момент - за двое-трое суток до отправления в продаже таинственным образом появляются еще, как правило, 30-40 свободных мест. И если на вокзале Новосибирск-Главный подойти к кассирше и спросить, когда ожидаются поступления на конкретный поезд, то в большинстве случаев она сможет назвать время «Ч» с точностью до часа. После этого остается только появиться на вокзале в назначенный срок, проверить в электронной справочной факт наличия билетов - и вскоре вы становитесь счастливым обладателем заветного билета. И если поезд проходящий, то вашу радость омрачает только то, что, скорее всего, на билете красуется надпись «места указывает проводник».

Места указывает проводник

 Лично мне такой поворот событий нравится значительно больше, чем заведомо безнадежное «верхнее боковое». А так - есть какая-то надежда на лучший исход. Надо заметить, что шанс попасть «вниз» сразу при посадке достаточно мал - в плацкартных вагонах на этот счет существует своеобразная «дедовщина», и освобождающиеся нижние полки, как правило, «разбирают» соседи выходящего пассажира.

Но, даже захватив себе заветное местечко, не стоит расслабляться. В Омске, например, частенько разыгрываются настоящие трагедии - когда в вагон заходит с десяток пассажиров, «с местами», купивших билеты за сорок дней до отправления. А их места (естественно, нижние) заняты мирно спящими «старожилами».

Кекс в обмен... на розетку

Новосибирцы тоже любят встречать проходящие поезда. Но не все, а такие - как этот: Улан-Батор - Москва

 Говорят, что уровень цивилизованности страны можно оценить по состоянию общественных туалетов. Фирменные плацкарты Западно-Сибирской железной дороги по этому критерию вполне цивилизованны. Несколько лет назад проводники вдруг вспомнили о том, что в вагоне должны работать оба туалета (лет пятнадцать назад для меня было открытием то, что в вагоне их два, - и сделала я это открытие исключительно благодаря тому, что в «штатной» пассажирской уборной случилась какая-то авария, и проводники были вынуждены открыть для всеобщего доступа туалет по соседству со своим купе). Вот они оба теперь и работают - в результате чего часовые очереди в тамбурах исчезли, но зато появились некоторые признаки цивилизации: туалетная бумага, мыло (обычное и жидкое) и даже бумажные полотенца. И зеркала. Единственное, чего не хватает для полного счастья, - это горячей воды. Впрочем, если очень хочется, то горячую воду можно найти... в душе. Душ в некоторых поездах входит в перечень дополнительно предоставляемых услуг, в некоторых - не входит, но, если подойти к проводнику и попросить помыться, то за умеренную плату (около 100 рублей) вас проводят в штабной вагон, где есть специальная душевая кабинка, а также бытовка, где можно воспользоваться утюгом или феном. Утюг или фен, кстати, вовсе не обязательно везти с собой - это тоже дополнительная услуга, причем за чисто символическую плату (обычно 5-10 рублей).

Список дополнительных услуг - весьма полезное чтение в дороге. Висит эта волшебная бумажка на дверях купе проводников рядом с расписанием движения (правило верно для поездов Западно-Сибирской железной дороги. В поезде Москва - Санкт-Петербург, к примеру, вместо списка дополнительных услуг вы можете найти на дверях красочную схему Московского метрополитена). И в списке можно вычитать массу любопытных вещей. Например, в стандартный список услуг входит выдача игровых приставок, шахмат или даже нард (оплата повременно, причем за шахматы, к примеру, возьмут три рубля в час). А вот иголки с нитками, медикаменты из поездной аптечки или вызов врача - бесплатно. Правда, ассортимент медикаментов не особо велик, а врач придет только на ближайшей станции, так что о здоровье лучше заботиться самостоятельно.

И еще одно новое веяние в списке дополнительных услуг - зарядка сотовых телефонов (от 20 до 30 рублей). Далеко не во всех поездах этот вид сервиса «официален». Но если (опять же) подойти к проводнику и спросить, то вам или предложат зарядиться за аналогичную сумму, или сговорятся на «бартер» - к примеру, вы покупаете у проводницы какой-нибудь кексик, а она в порядке ответной любезности предоставляет в ваше распоряжение розетку, к которой вы можете подключить свой мобильник, или плеер, или плойку, или что угодно. Впрочем, иногда розетку подключают совершенно бескорыстно - как правило, в тех случаях, когда проводница к вам уже благоволит. А добиться этого проще всего как раз путем периодической покупки кексиков, печенья, пакетиков кофе, минеральной воды, сока и прочих мелочей. Кстати, стоят эти полезные в дороге продукты питания почти столько же, сколько в обычном киоске (и несколько дешевле, чем в привокзальных магазинчиках), а расположение проводника никогда не бывает лишним. Мало ли что может понадобиться в пути!

Бросить все - и уехать в Балезино!

 Пассажиры плацкартного вагона, как правило, не ходят питаться в вагон-ресторан. Но и хрестоматийные вареные куры и крутые яйца уже отошли в прошлое. В плацкартном меню сейчас царствуют продукты быстрого приготовления и вечная, как мир, колбаса. Причем количество продуктов, которые пассажиры берут с собой, постепенно сокращается до минимума - в дороге можно купить почти все. «Сухое меню» (лапша, печенье и так далее) есть у проводников. Несколько раз в день по поезду проходят тетушки из вагона-ресторана, предлагающие за каких-нибудь 10-15 рублей сосиску в тесте или горячие пирожки невероятных размеров. Кроме того, практически любые продукты можно приобрести на станциях - правда, не на всех. Тут надо знать специфику.

В Барабинске, к примеру, царство копченой рыбы (от 10 рублей) и странных (но вкусных) лепешек из жареной икры (по пять рублей). Поэтому два часа после Барабинска весь поезд пьет пиво «под лещиков». В Омске на перрон лучше вообще не выходить - там, похоже, на перронную торговлю монопольные права, поэтому килограмм бананов стоит сто рублей, «полторашка» «Багбира» - шестьдесят. В Екатеринбурге (на языке железной дороги эта станция называется Свердловск) за любой мелочью придется бежать на привокзальную площадь, но зато там можно купить практически все, а в Нижнем Новгороде на перроне торгуют изумительным мороженым. Но рекордсмен по части гастрономии - загадочная станция Балезино в Приуралье. Это даже не город, а всего-навсего поселок городского типа. А на вид - вообще деревня. Но скорый зачем-то стоит там двадцать минут - наверное, для того, чтобы доставить удовольствие местным жителям. Если верить энциклопедии, смысл существования балезинцев заключается в том, чтобы не покладая рук трудиться на литейно-механическом заводе и лесокомбинате. Но если довериться собственным глазам, становится ясно, что основная задача обитателей Балезино - встречать поезда.

Такое ощущение, что все до единого жители вышли на перрон. На их лицах - радость, а в руках - все, чего может пожелать душа пассажира. Куры, колбаска, вареная картошка, молоко, овощи-фрукты, пиво, разнообразные настойки, облепиховое масло... всего не перечесть - и все продается буквально за копейки. Причем с таким выражением лица, что сразу становится ясно - не для того, чтобы бизнес сделать, а исключительно от хорошего к тебе отношения. Наверное, нигде в мире, кроме балезинского перрона, не встретишь таких лиц. И таких цен.

По ночам, правда, балезинцы спят. Тогда на пустом перроне можно найти вокзальный ларек - по определению самое дорогое место в городе. Так вот, цены на сигареты, лапшу быстрого приготовления, пиво и прочие радости путешественника там такие же, как на новосибирском оптовом рынке. И вдобавок - вкуснейшие булочки и пирожки по два-три рубля.

Эх, бросить все и уехать в Балезино! Правда, в летний период с билетами на поезда дела обстоят напряженно, но кассирша на вокзале Новосибирск-Главный, наверное, сумеет подсказать время «Ч».


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: