«Ветеран» страница для старшего поколения
Так называется книга воспоминаний ветеранов, чей трудовой путь начался в годы войны. Сейчас эти далеко не молодые люди объединены членством в Новосибирской региональной благотворительной общественной организации «Общество
Мы никогда не жаловались знали, что надо
Моя родина село Кошелево. Находится оно на территории современного Тальменского района Алтайского края. Здесь в 1923 году я родилась.
В 1941 году я окончила среднюю школу и была уверена в осуществлении своих планов: дальше в институт! Я еще четко не определилась в выборе хотелось стать либо врачом, либо геологом. Но война моим планам не дала дорогу. Семья переехала в город Белово, туда перевели папу. Мои сверстники быстро повзрослели. После того, как была мобилизована на завод, а потом на фронт старшая сестра Александра, старшей из детей осталась я. И тоже надо было определяться. Пришла в локомотивное депо, решила, что буду слесарем или токарем, словом, на станке работать, хотя толком даже не представляла, что это такое.
Написала заявление и отнесла его в отдел кадров депо. Там посмотрели, что я десятилетку окончила, и посоветовали пойти на курсы помощников машинистов электровоза. Так в марте
А машинистом у меня был человек на дороге известный, орденоносец Прокопий Филимонович Колобаев. Он возглавлял
Ну что, Маруся? Поехали?
И запевает: «Эх, дороги, пыль да туман »
Каждый раз наш путь начинался обязательно с этой песни. Однажды мы провели сверхтяжелый состав, и на станции нас ожидал фотокорреспондент, чтобы взять интервью. У меня он спросил, почему я, такая маленькая да худенькая, за такую трудную работу взялась. Я ответила: потому что выносливая и упрямая. У меня до сих пор хранится газетный снимок той поры. Я и в самом деле любила свою работу, хотя и трудно приходилось: поездки длились около суток, а иногда и больше. Помимо основной работы, локомотивные бригады обязаны были готовить еще и песок, применяемый при торможении. В свободное от поездок время разгружали его с платформ. Это для таких, как я, девочек был тяжелый труд. Но мы никогда не жаловались знали, что НАДО!
Затем я была занята в более ответственном деле на испытании отремонтированного оборудования электровоза. Признаюсь, что эта работа была мне не по душе. Но была война, считали, что я эту работу обеспечу, и тоже сказали НАДО! По этому принципу складывалась моя молодая жизнь и дальше. Я могла поплакать, когда мне не хотелось
В 1951 году, когда закончилась электрификация до станции Чулымская, я вместе с родителямы переехала в родную Первомайку. Мне все тут было дорого. Ведь здесь я выросла, здесь училась
Вот уже больше полувека я живу здесь. И вся моя жизнь связана с железной дорогой. После войны я снова была помощником машиниста электровоза, затем занималась подготовкой локомотива в работу. Была техником, инспектором отдела кадров. На пенсию ушла в 1978 году с должности экономиста. А еще раньше с отличием окончила Томский железнодорожный техникум.
Начиная с 1943 года, когда я готовилась вступать в партию, вся моя жизнь была неразрывно связана с общественной работой.
В заключение хочу сказать, что ничего выдающегося, героического не совершила. Жила обычной жизнью человека советского времени, с пониманием своего долга и ответственности. И награды у меня такие же, как у других медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне
Мария Дмитриевна ЧЕЛЯЕВА, труженик тыла, ветеран труда
Подготовила Алла БЕЛЬСКАЯ