Новосибирск 4.6 °C

«Время выбрало нас»

01.09.2004 00:00:00

«Ветеран» — страница для старшего поколения

Так называется книга воспоминаний ветеранов, чей трудовой путь начался в годы войны. Сейчас эти далеко не молодые люди объединены членством в Новосибирской региональной благотворительной общественной организации «Общество инвалидов-ветеранов». Председатель организации Лидия Васильевна Фатеева пишет в предисловии: «Эта книга — дань уважения труженикам тыла, которые жили по законам военного времени, которых ничто не сломило и которые навсегда остались верны своему долгу: «Надо!». У них была одна цель — приблизить День Победы». Издание осуществлено на средства администрации области, оргкомитета «Победа» под председательством В.А. Толоконского. Сегодня мы познакомим вас с помещенными в этой книге воспоминаниями М.Д. Челяевой.

Мы никогда не жаловались — знали, что надо

Моя родина — село Кошелево. Находится оно на территории современного Тальменского района Алтайского края. Здесь в 1923 году я родилась. В 33-м мы переехали на Первомайку. Папа, Дмитрий Васильевич, был путейцем, мама — Татьяна Ивановна — просто мама, потому что нас, детей, в семье было семеро.

В 1941 году я окончила среднюю школу и была уверена в осуществлении своих планов: дальше — в институт! Я еще четко не определилась в выборе — хотелось стать либо врачом, либо геологом. Но война моим планам не дала дорогу. Семья переехала в город Белово, туда перевели папу. Мои сверстники быстро повзрослели. После того, как была мобилизована на завод, а потом на фронт старшая сестра Александра, старшей из детей осталась я. И тоже надо было определяться. Пришла в локомотивное депо, решила, что буду слесарем или токарем, словом, на станке работать, хотя толком даже не представляла, что это такое.

Написала заявление и отнесла его в отдел кадров депо. Там посмотрели, что я десятилетку окончила, и посоветовали пойти на курсы помощников машинистов электровоза. Так в марте 1942-го помощником машиниста электровоза я начала свой трудовой путь. Железную дорогу на участке Белово — Новокузнецк электрифицировали еще в 1937 году, это был один из первых электрифицированных участков в стране.

А машинистом у меня был человек на дороге известный, орденоносец Прокопий Филимонович Колобаев. Он возглавлял комсомольско-молодежный экипаж. Самостоятельный, серьезный и вместе с тем общительный и доброжелательный. Занимаем, бывало, свои места в кабине, поезд вот-вот тронется, а он обращается ко мне:

— Ну что, Маруся? Поехали?

И запевает: «Эх, дороги, пыль да туман…»

Каждый раз наш путь начинался обязательно с этой песни. Однажды мы провели сверхтяжелый состав, и на станции нас ожидал фотокорреспондент, чтобы взять интервью. У меня он спросил, почему я, такая маленькая да худенькая, за такую трудную работу взялась. Я ответила: потому что выносливая и упрямая. У меня до сих пор хранится газетный снимок той поры. Я и в самом деле любила свою работу, хотя и трудно приходилось: поездки длились около суток, а иногда и больше. Помимо основной работы, локомотивные бригады обязаны были готовить еще и песок, применяемый при торможении. В свободное от поездок время разгружали его с платформ. Это для таких, как я, девочек был тяжелый труд. Но мы никогда не жаловались — знали, что НАДО!

Затем я была занята в более ответственном деле — на испытании отремонтированного оборудования электровоза. Признаюсь, что эта работа была мне не по душе. Но была война, считали, что я эту работу обеспечу, и тоже сказали НАДО! По этому принципу складывалась моя молодая жизнь и дальше. Я могла поплакать, когда мне не хотелось что-то делать, но ведь мы трудились ради Победы и не имели права делить что-либо на «хочу» и «не хочу»!

В 1951 году, когда закончилась электрификация до станции Чулымская, я вместе с родителямы переехала в родную Первомайку. Мне все тут было дорого. Ведь здесь я выросла, здесь училась в 49-й школе (теперь в этом здании поликлиника). Вся наша семья скучала по Первомайке и стремилась вернуться сюда. Пока мы жили в Белове, мама часто говорила: «Хочу домой!»

Вот уже больше полувека я живу здесь. И вся моя жизнь связана с железной дорогой. После войны я снова была помощником машиниста электровоза, затем занималась подготовкой локомотива в работу. Была техником, инспектором отдела кадров. На пенсию ушла в 1978 году с должности экономиста. А еще раньше с отличием окончила Томский железнодорожный техникум.

Начиная с 1943 года, когда я готовилась вступать в партию, вся моя жизнь была неразрывно связана с общественной работой. В 50–60-е годы была секретарем участковой избирательной комиссии. Работала агитатором, вела шефскую работу в 147-й школе, о которой всегда вспоминаю с теплотой. Заседала в народном суде. Короче, никогда не чуралась никаких поручений. И сейчас тоже. С 1987 года являюсь членом районного совета ветеранов. Этот коллектив мне очень дорог: люди доброжелательные, друг друга уважают. Считаю, что заслуга в этом — председателя совета П.А. Труфанова.

В заключение хочу сказать, что ничего выдающегося, героического не совершила. Жила обычной жизнью человека советского времени, с пониманием своего долга и ответственности. И награды у меня такие же, как у других — медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За трудовое отличие», «Ветеран труда» и юбилейные.

Мария Дмитриевна ЧЕЛЯЕВА, труженик тыла, ветеран труда

Подготовила Алла БЕЛЬСКАЯ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: