Покупая «экологически чистые» продукты, мы расплачиваемся за рекламу
В результате проведенных недавно всероссийских экспертиз выявлено, что около половины крупных отечественных производителей по собственной инициативе наносят на упаковку своих продуктов приставки «био» или называют его «экологически чистым продуктом». Ладно бы, если такая уловка сказывалась только на популярности того или иного товара. Но производители, как правило, автоматически завышают цену такого продукта
Можно ли запретить использовать такую маркировку, чтобы не вводить покупателя в заблуждение? Оказывается, нет. Дело в том, что в РФ нет ограничений на использование маркировки экологически чистых продуктов. Мало того, технический регламент на сертификацию экопродуктов будет принят в лучшем случае в конце 2005 года. Получается, что все это время мы будем переплачивать производителю только за красоту оформления упаковки.
Между прочим, участники состоявшейся недавно в Москве международной конференции «Перспективы развития российского рынка экологических продуктов в условиях экспансии современных технологий» пришли к выводу, что пока в России таких продуктов, по большому счету, нет. Как сказал тогда президент Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, «во всем мире экологически чистыми считаются продукты, произведенные в чистых районах без применения химических и минеральных удобрений и без вмешательства генетиков». В России же понятие «экологически чистый» до сих пор не закреплено законом, нет и утвержденных методик сертификации подобных продуктов.
Правда, как однажды отметила в интервью автору этого материала Тамара Гаврилова из новосибирской Госторгинспекции, «экологически грязных» продуктов в наших магазинах просто быть не может. Иначе их просто не допустили бы до прилавка.
Между тем, по данным августовского исследования агентства CVS Consulting, 70 процентов покупателей в столичных супермаркетах готовы платить за продукты больше, если на их упаковке имеется соответствующий знак экологической чистоты. Российские производители этим активно пользуются: по данным того же опроса, 48 процентов компаний признают, что маркируют свои товары значками «био», «натуральный продукт» или «экологически чистый продукт» без проведения соответствующей экспертизы. При этом во время рейдов и проверок технологи не смогли ответить, на каком основании их продукция именуется экологически чистой. Некоторые ссылались на то, что, мол, море соленое, поэтому и креветки, там выловленные, все чистые, следовательно салат из креветок тоже экологически чист.
Так какой же продукт
Попытка ввоза экопродуктов в Россию
Можно ли организовать такое производство в России, чтобы конечный продукт был дешевле импортных аналогов? Для этого, считают специалисты, необходимо поменять всю систему земледелия. А в нашей стране подобные мероприятия пока не проводятся. Так что в ближайшие годы масштабное производство экологически чистых продуктов вряд ли начнется.
В настоящее время подготовлен и вынесен на публичное обсуждение технический регламент, который должен решить вопросы, связанные с проверкой производства. Документ был составлен на основе Американской национальной органической программы, японских экологических стандартов JAS и директивы Евросоюза по экологическому сельскому хозяйству и маркировке продукции. Обсуждение регламента закончится в июле 2005 года. А пока, приобретая более дорогие «экологически чистые» продукты, мы будем переплачивать только за пустые слова.