О пользе утренней гимнастики, наручных часах,
Сегодня
Когда слышишь
Мне кажется, дирижер всегда должен быть начеку, говорит Арнольд Михайлович. Такой огромный коллектив, как симфонический оркестр, не дает расслабиться ни на минуту. А расслабишься и нет коллектива. Музыкантов своих я люблю и ненавижу одновременно. Когда от них далеко я скучаю, просто жить не могу, а когда вместе с ними, кажется, быстрее бы эта встреча кончилась
Но их встреча, то есть совместное творчество, не кончается вот уж 48 лет именно столько стоит за пультом оркестра Арнольд Кац.
Они «скованы одной цепью». По словам Арнольда Михайловича, каждый дирижер сам выбирает свою судьбу. Одни гастролируют, меняя оркестры как перчатки, другие посвящают жизнь созданию, воспитанию собственного коллектива.
Ни один, даже самый первоклассный, оркестр не сравнится со своим собственным, говорит Кац. Для меня «детище» это созданный мною оркестр.
Из книги Владимира Калужского «Арнольд Кац дирижер и человек»: «Дирижер должен быть прирожденным лидером за пультом и в жизни. Он должен быть тонким психологом, чутко реагирующим на изменчивые настроения „оркестровых масс“
Кац совершенно прав, что делал ставку в основном на музыкантов воспитанников Новосибирской консерватории. Сам Кац говорит о трех поколениях оркестрантов, вышедших из стен консерватории. Когда в конце
За 48 лет симфонический оркестр под управлением Арнольда Каца дал около пяти тысяч концертов. Есть ли произведения, не сыгранные оркестром за эти годы? Маэстро утверждает, что таких произведений много, ведь музыкальный мир так многообразен, что двух жизней не хватит, чтобы исполнить
Из книги Калужского «Арнольд Кац дирижер и человек»: «На вопрос, какие три партитуры он взял бы сегодня с собой в космос или на необитаемый остров, словом, туда, куда можно было бы брать только самое необходимое, Кац ответил: „Шестую симфонию Чайковского, Вторую симфонию Брамса и Восьмую симфонию Шостаковича“. Это выбор мудрости, зрелости и глубины чувств, истинный выбор „серебряного века“
На грандиозном
Вы сможете услышать и увидеть, насколько они все разные, говорит маэстро.
Из книги Калужского „Арнольд Кац дирижер и человек“: „Мне кажется, что Кац совершенно особенно относится к своей работе с будущими дирижерами. Ему нравится учить, нравится быть нужным своим подопечным, несмотря на то, что многие из них уже вполне зрелые люди. Думаю, что в творческом отношении он чувствует себя абсолютно свободным, здесь никто не оспаривает его права первенства, здесь нет скрытой оппозиции его действиям, а порой и враждебности, от которых не застрахован ни один из дирижеров. Здесь он чувствует себя максимально полезным“.
Мало кто знает, что легендарный Арнольд Кац увлекался в свое время коллекционированием наручных часов. В советские времена хорошие часы можно было достать только по блату, но надо знать характер этого человека, для которого просто не существовали такие слова, как „невозможно“.
Был один курьезный случай, вспоминает именинник. Мой друг, юрист, тоже коллекционировал часы. Однажды он предложил мне обмен баш на баш. Я ему не глядя отдал часы, которые тогда носили исключительно космонавты, а он мне простенькие часики, к тому же неисправные. Прошло несколько лет. Мы снова решили махнуться не глядя, и в результате у меня в руках опять оказались мои „космические“ часы, а я ему отдал его неисправные. Сейчас у меня от коллекции осталось часов шесть, не больше. Теперь я ими уже не меняюсь, а просто смотрю на них, и мне становится веселее
Вообще Арнольд Михайлович мастер рассказывать байки. На все жизненные ситуации у него как будто специально заготовлена очередная смешная история. Вот, например, как студент Ленинградской консерватории Арнольд Кац сдавал экзамен
Ученикам Центральной музыкальной школы, где я учился по классу скрипки, было дано право поступать в музыкальные вузы сразу после 9 класса, вспоминает маэстро. Перед самыми выпускными экзаменами в Ленинградской консерватории подходит ко мне дама из педчасти и строго так говорит: „Вы диплом не получите“. „Почему?“ спрашиваю я.
В книге Калужского «Арнольд Кац дирижер и человек» описан еще один курьезный случай из жизни маэстро, дополняющий портрет юбиляра. Итак: «Давно, когда я был молодым, к нам приезжал фортепианный дуэт Л. Брук и М. Тайманов. Марк Тайманов был еще и гроссмейстером. Ну мы и попросили устроить с нами сеанс одновременной игры. У нас была сильная команда в оркестре. Я был хорошо знаком с Таймановым еще по Ленинграду, отвел его в сторону и сказал: „Ты мне должен проиграть“. „Хорошо“, сказал он, и сеанс начался. Но через некоторое время он тихонько говорит мне: „Послушай, у меня никак не получается проигрыш!“ Играем
О превратностях судьбы убеленный сединами маэстро рассуждает философски: мол, суждено мне было оказаться в Новосибирске. Первый раз в столице Сибири Кац побывал в октябре 1941 года он ехал в эвакуацию во Фрунзе через Новосибирск. Говорит, что помнит «собачий» холод, но город ему понравился с первого взгляда. Однако жить и работать здесь маэстро тогда не мечтал. Но судьба распорядилась
В Омске, Томске, Красноярске концертные залы есть, а у нас нет, говорит Кац. Приходится репетировать и давать концерты в малопригодном для этого месте. Сколько я прошел инстанций, сколько нервов потратил, а своего помещения у нас как не было, так и нет. Наверное, я уже не доживу до того момента, когда у оркестра наконец появится новый концертный зал. А жаль
Редакция «ВН» от всей души поздравляет Арнольда Каца с юбилеем и желает здоровья и творческого долголетия. С днем рождения, маэстро!