Новосибирск 4 °C

Первые плоды структурной реформы на железнодорожном транспорте впечатляют

23.09.2004 00:00:00

1 октября исполняется год со дня образования крупнейшей в мире транспортной компании «Российские железные дороги». В связи с этим президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев выступил 9 сентября текущего года на заседании правительства РФ со специальным докладом.

За этот период, отметил он, сделаны значительные шаги в переводе деятельности железных дорог в условия, отвечающие развитию рыночной экономики. При этом не было отклонений от целей и задач правительственной Программы реформирования. Обеспечены устойчивость и безопасность перевозочного процесса, надежно удовлетворяются транспортные потребности экономики и населения. Только в текущем году прирост грузооборота составил восемь процентов, а пассажирооборота — более трех.

Развивается конкуренция на перевозках. На сегодня 22 процента грузопотока осуществляется независимыми владельцами подвижного состава. Происходит насыщение парка приватными вагонами, нарастают темпы закупки локомотивов. Грузовые тарифы проиндексированы значительно ниже, чем цены в промышленности, а пассажирские — меньше роста доходов населения.

Особое внимание уделено обеспечению сохранности полуторатриллионной государственной собственности при передаче ее вновь созданному акционерному обществу.

Начата реальная работа по созданию дочерних обществ в потенциально конкурентном сегменте деятельности.

Первые шаги реформы позволили привлечь в обновление парка грузового подвижного состава более 15 миллиардов рублей частных инвестиций операторских компаний.

Результаты деятельности компании «РЖД» позволили получить признание мировых рейтинговых агентств и добиться высокого рейтинга кредитоспособности на уровне «суверенного».

Вместе с тем в ходе структурных преобразований возникли вопросы и проблемы, которые требуют безотлагательного решения.

В частности, необходимо решать проблему убыточности пассажирских перевозок. Для этого необходимо ликвидировать перекрестное субсидирование. График их ликвидации разработан, но не был принят. Хотя ситуация в корне изменилась в связи с принятием решения о монетизации льгот. Компания планирует получить 6,5 миллиардов рублей от перевозки около 13 миллионов федеральных льготников в пригородном и дальнем сообщении к месту лечения и обратно.

Однако до сих пор не определено, на каких условиях нужно перевозить региональных льготников, а их около 26 миллионов человек. С 1 января 2005 года субъектам РФ делегированы полномочия по организации транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении. Нужно определить источник финансирования для реализации этой задачи и выработать механизм межбюджетных расчетов.

Вторая важнейшая задача заключается в том, чтобы наконец определить перечень имущества, подлежащего льготированию в соответствии с 30-й главой Налогового кодекса. Это в первую очередь железнодорожные пути, линии электропередач и сооружения, являющиеся их неотъемлемой частью. Такой перечень подготовлен и передан в правительство, но утверждение его затягивается. К тому же это ставит под угрозу возможность реструктуризации налоговой задолженности железных дорог, что тормозит их дальнейшее реформирование.

Железные дороги — ведущая составная часть транспортной инфраструктуры страны, и от их развития во многом зависит в целом развитие экономики. Общая сумма государственно-значимых инвестиционных программ на период 2004–2010 годов оценивается в 120 миллиардов рублей. Финансирование этих программ должно быть учтено при установлении параметров государственного регулирования деятельности компании, и это позволит необходимыми темпами оздоравливать ее основные фонды.

Важнейший вопрос — земельный. В уставный капитал компании не были внесены участки под ограниченными в обороте объектами, железнодорожными станциями и вокзалами. В соответствии с законодательством данная земля является федеральной собственностью и подлежит передаче в аренду ОАО «РЖД». Пока этого не сделано, что затрудняет пользование огромным массивом земель, на которых расположены объекты компании.

Главная задача ОАО «РЖД» — инфраструктурное обеспечение ускоренного экономического роста в стране. Стратегическая программа развития компании до 2010 года предусматривает пути достижения этой цели.

Мероприятия стратегической программы полностью ориентированы на транспортное обеспечение удвоения ВВП к 2010 году. При этом гарантируется экономическое и территориальное единство страны.

Стратегия предусматривает оптимизацию структуры компании за счет вывода на рынок непрофильных активов и конкурентных видов бизнеса. К 2010 году инвестиционные преобразования значительно углубятся, они не коснутся лишь инфраструктуры, сто процентов которой останется под контролем государства. А из 14 важнейших групп активов и видов деятельности шесть будут полностью выведены на свободный рынок. В их числе дальние пассажирские, контейнерные и рефрижераторные перевозки, торговля, стройиндустрия.

В ремонте и эксплуатации грузовых вагонов компания займет на рынке соответственно 10 и 53 процента.

В оставшихся сегментах: пригородных перевозках, ремонте и эксплуатации локомотивного парка, содержании и ремонте инфраструктуры будет активно развиваться конкуренция с независимыми участниками рынка.

Таким образом, более половины групп активов будет выведено в конкурентный сектор экономики.

А реализация Стратегической программы позволит внести весомый вклад в увеличение валового внутреннего продукта.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: