Новосибирск 11.5 °C

Не учите промышленность жить, лучше помогите инвестициями

14.10.2004 00:00:00

Как подкормить курицу, которая несет золотые яйца

Науку жить в условиях рынка наша промышленность уже освоила. По итогам первого полугодия рост промышленного производства в городе составил 10,2 процента. Это существенно больше, чем в среднем по стране, но далеко недостаточно, чтобы приблизиться к уровню конца 80-х, когда Новосибирск еще не именовался столицей Сибири, зато заслуженно числился среди крупнейших научно-промышленных центров. Сегодня Новосибирск все чаще называют городом деловым, торговым, но, как бы ни прельщала нас такая перспектива, промышленность все равно остается базой и главной кормилицей. Проценты прироста производства выражаются в увеличении выпуска продукции промышленными предприятиями на 1 млрд 400 млн рублей, а бюджет города за счет расширения налогооблагаемой базы дополнительно получил около 150 млн рублей.

Цифра прироста производства, возможно, была бы еще выше, если бы не острейшая нехватка инвестиций, испытываемая предприятиями. Банки, накопившие к сегодняшнему дню солидные ресурсы, готовы кредитовать промышленность, но условия, на которых предоставляются кредиты — под 20 процентов на 1 год, — никак не устраивают большинство предприятий.

Заблуждение, что в условиях рынка никакого государственного участия в экономике не требуется, давно рассеялось.

«По расчетам экономистов, чтобы достичь запланированного к 2007 году удвоения валового внутреннего продукта, инвестиции в промышленность должны достигать ежегодно до 10 процентов от бюджета, не менее 10 процентов должна составлять и доля капитальных вложений в промышленность, — говорит заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, заместитель председателя комиссии по промышленности и науке городского Совета Юрий Мигулев. — Но это план и расчеты. Ни законодательной базы, ни механизма бюджетных инвестиций в промышленность на государственном уровне не предусмотрено. В отличие, кстати, от ряда наших бывших собратьев по СССР. Казахстан инвестирует в промышленность 10 процентов своего бюджета, Узбекистан — 13, гораздо выше там и темпы промышленного роста, так что мы напрасно продолжаем смотреть на них свысока. Находят свои варианты инвестиций в экономику и многие российские регионы. До 5 процентов от бюджета вкладывают в промышленность Санкт-Петербург, Москва и Екатеринбург. Инвестиции наших ближайших соседей — Красноярска, Иркутска, Томска превышают 1 процент от бюджета, при том, что бюджеты этих сырьедобывающих регионов не чета нашему. В отношении инвестиций мы среди самых отстающих. Доля инвестиций в промышленность в бюджете Новосибирска составляет 0,3 процента. Хотя сегодня уже всем очевидно, что даже крупные предприятия без помощи не встанут или будут вставать очень долго«.

Эти 0,3 процента, или 35 млн рублей, инвестиций в промышленность появились в бюджете Новосибирска только в этом году как часть муниципального заказа. Напрямую направлять бюджетные средства на поддержку промышленного производства Бюджетным кодексом запрещено, но как иначе подкормить курицу, которая несет золотые яйца? Каждый рубль, вкладываемый в промышленность, через три года обернется девятью, которые вернутся в бюджет в виде налогов, не считая того, что благодаря муниципальному заказу город решает свои насущные проблемы. Например, через комплексную целевую программу развития выпуска машин и оборудования для городского хозяйства, разработанную с участием институтов СО РАН и ВАСХНИЛ.

Огромную экономию для городского бюджета даст замена ламп уличного освещения на новые, разработанные Институтом теплофизики и освоенные ОАО «НЭВЗ-Союз». Они потребляют на 30 процентов электроэнергии меньше и имеют вдесятеро больший срок эксплуатации, чем используемые сегодня. Способ обновления парка электротранспорта нашли в изготовлении собственных троллейбусов, точнее, кузовов для них, значительно превосходящих курсирующие по городу по внешнему виду, комфортабельности, удобству в эксплуатации. И что очень важно, более дешевых. Саратовские троллейбусы стоят около 3 млн рублей, а цена наших — от 800 тысяч до 1 млн рублей. В нынешнем году по муниципальному заказу ОАО «Сибтрансэлектросервис» изготовит для города 10 троллейбусов, ежегодный выпуск троллейбусов реально поднять до 40–50 штук. Еще одна из острейших для города проблем — замена лифтов. В Новосибирске их 3,5 тысячи, и примерно 80 процентов уже выработали свой ресурс. За выпуск лифтов готовы взяться на «Сибсельмаше» и опытном заводе. Их производство обойдется вдвое дешевле, чем покупка у «профильных« предприятий в других городах, около 100 млн рублей городской бюджет сэкономит только на транспортировке. Кто скажет, что инвестиции бюджета в эти проекты — выброшенные на ветер средства?

Таких программ, связанных с решением городских проблем силами новосибирской промышленности, на сегодня пять. Для промышленных предприятий это путеводитель и ориентир — в чем заинтересован город, освоение какой продукции будет рентабельным и эффективным. Есть и еще одна комплексная целевая программа «Научно-промышленная и инвестиционная политика Новосибирска 2003–2005 гг.». Еще год назад она была скорее пожеланием. Сейчас, благодаря активному участию департамента промышленности, науки и технологий и постоянной комиссии городского Совета по промышленности, разработаны положение об инвестиционной поддержке товаропроизводителей Новосибирска и, самое главное, механизм ее реализации. Есть договоренность с пятнадцатью новосибирскими банками, которые готовы дать под гарантию мэрии кредиты предприятиям под перспективные разработки. За основу взята ставка рефинансирования Сбербанка РФ — 13 процентов годовых. 6,5 процента гасит сам производитель, 6,5 процента — мэрия за счет средств на муниципальный заказ. Найден вариант, устраивающий все стороны. Промышленникам выгоден и низкий процент по кредиту, и особенно то, что срок кредита может быть до пяти лет. Банки, неохотно идущие на кредитование промышленных предприятий из-за низкого возврата и задержки кредитов, теперь удовлетворены гарантиями мэрии. Всех устраивает и порядок выбора перспективных проектов, нуждающихся в инвестициях. Если раньше предоставлением муниципального заказа занимались исключительно чиновники, сейчас это происходит прозрачно и гласно. Проекты рассматривает комиссия с участием депутатов, специалистов мэрии и представителей банка, которые проводят экспертизу проекта. Взвешивается все — насколько он обоснован, эффективен и прибылен. Только в этом случае банку дается рекомендация для финансирования проекта, и предприятие чуть ли не на следующий день может получать кредит. Задачей мэрии остается только погасить свою долю процента рефинансирования. Выделенные из муниципального заказа 35 млн рублей с помощью банков превращаются в 1 млрд 200 млн рублей инвестиций.

— Крайне важно принять нормативный акт, позволяющий использовать при финансировании банками перспективных проектов в качестве залога муниципальную собственность, — высказывает позицию депутатской комиссии по промышленности и науке Юрий Мигулев. — Сейчас многие предприятия готовы производить продукцию, в которой очень заинтересован город, но далеко не каждое имеет собственность, которая может быть принята банками под залог кредита. Дав предприятиям залоговую базу, можно помочь им, не вкладывая бюджетные рубли. Могут быть использованы и другие формы помощи производителю — система лизинга, организационная поддержка. К примеру, предприятие, приобретающее так необходимые городу автобусы больших габаритов, должно быть уверено, что его не вытолкнут с рынка перевозчиков, что оно получит маршрут, места для стоянок, сервисное обслуживание. Так что финансовая поддержка — еще не все, но и ее размеры должны расти. С учетом средств, требующихся для погашения доли мэрии по кредитам, выданным в 2004 году, на следующий год сумма инвестиционной поддержки в муниципальном заказе, по нашим планам, должна была увеличиться до 160 млн рублей. Однако решения правительства о перераспределении полномочий между муниципалитетами и субъектами Федерации и изменения в пропорциях отчислений бюджетных средств делают эту цифру практически нереальной. Сокращаются доходы от подоходного налога. Вместо 58 процентов в нынешнем году в 2005 году город получит от подоходного налога только 30 процентов, ликвидируется либо сокращается ряд других налоговых поступлений. В результате доходность городского бюджета падает с 12,1 до 7 млрд рублей. Под вопросом оказываются многие программы, в том числе поддержки промышленных предприятий. Средства для этого все-таки будем искать. Возможно, за счет оптимизации затрат, рационализации муниципального заказа. Если город не найдет средств на оказание помощи промышленным предприятиям, Новосибирск в ближайшие годы станет второстепенным по промышленности.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: