В младших классах Московского хореографического училища ученица Таня Капустина была самой маленькой и худенькой среди своих сверстниц. Педагоги начали уже было волноваться: такая талантливая девчонка, но совсем не растет, стоит ли ей продолжать обучение. Вызвали родителей, посмотрели: нет, и мама, и папа нормального, среднего роста. На педсовете решено было еще немного подождать. И случилось чудо «гадкий утенок» вырос до 166 см и превратился в грациозного «лебедя».
«Мы учились глазами»
Родилась будущая балерина в подмосковных Мытищах. В школе, где училась девочка, помимо общеобразовательных дисциплин в расписании значился урок танцев. Вела его бывшая балерина Большого театра. Она приметила способную пластичную ученицу и посоветовала родителям отдать дочь в хореографическое училище. В начале
Я помню, во дворе училища народу было, как на демонстрации, говорит Татьяна Константиновна. Мама тогда сказала: «Поучаствуешь в первом туре, а там видно будет». К удивлению родителей, я прошла все туры и была зачислена в училище. Жить в интернате я, домашний ребенок, поначалу отказывалась. Ездила домой полтора часа утром на электричке и столько же вечером. Естественно, уставала страшно, а когда этими ежедневными путешествиями довела себя до полного истощения, то смирилась и поселилась в интернате.
От лет, проведенных в училище, у Татьяны на всю жизнь осталось незабываемое ощущение праздника. Недаром она говорит, что учились воспитанники хореографического училища в основном глазами. Они посещали спектакли звезд российского балета, бывали на их репетициях, даже на сцену вместе с ними выходили. Например, когда знаменитая Майя Плисецкая танцевала Китри в «Дон Кихоте», юная Танечка Капустина исполняла роль Амурчика в непосредственной близости от «звездной» балерины.
Конечно, она мечтала блистать на сцене Большого театра, но жизнь распорядилась
Все дело в платье
В начале
Жили мы все вместе в общежитии, которое находилось в крыле театра, говорит Татьяна. Жили дружно, всегда делились между собой всеми радостями и горестями. И на сцене нам четверым казалось не тесно, ведь у каждой из нас было свое амплуа. Я, например, исполняла партии сильных, героических женщин: Макбет в «Макбете», Эгину в «Спартаке», Китри в «Дон Кихоте». Конечно, элемент соперничества между нами, девочками, был. Но мы никогда не опускались до кляуз и сплетен воспитание не позволяло.
Когда в театре решено было поставить балет «Спартак», четверых солистов отправили в творческую командировку в Москву как говорится, оттачивать мастерство. Десять дней московские асы передавали молодежи балетные партии. С исполнительницей партии Эгины Татьяной Капустиной занималась педагог Нина Тимофеева. Она с первого же занятия напугала девушку: мол, я два раза одно и то же не повторяю, так что «лови», если сможешь. Татьяна показала, что схватывать материал буквально с полужеста ее хобби. Педагог осталась довольна. Когда в Новосибирск приехал балетмейстер Юрий Григорович, солисты встретили его во всеоружии.
В 1972 году в Большом театре Майя Плисецкая поставила балет «Анна Каренина» на музыку Родиона Щедрина. Через некоторое время премьера спектакля состоялась и в Новосибирске, где партию Анны исполнила Татьяна Капустина, а партию Вронского Анатолий Бердышев.
В один прекрасный день в театре раздался звонок из Москвы, вспоминает Татьяна. «Заболела Плисецкая, срочно выезжайте». Мы с Анатолием собрались быстро,
Беременность крест на карьере?
Решиться родить ребенка на самом пике карьеры может позволить себе только женщина с сильным характером. Причем не просто женщина балерина. Обычно рождение ребенка откладывают до следующего сезона, на после премьеры, а потом после конкурса, и этот процесс порой длится у ведущих балерин до пенсии, то есть до тридцати восьми лет. К сожалению, в некоторых случаях «звездные» красавицы и умницы по истечении этого времени уже не в состоянии родить себе малыша.
Татьяна родила дочь в двадцать девять лет.
У меня к тому времени уже был печальный опыт с первой беременностью, вспоминает Татьяна. Я, надеясь на свое крепкое здоровье, станцевала несколько спектаклей подряд, и в результате у меня случился выкидыш. Женский организм, как выяснилось, сложная штука. Некоторые не уходят со сцены вплоть до пятого месяца беременности, а другие пару раз ножкой дернут и все, нет ребеночка. Поэтому, когда я узнала, что снова жду ребенка, сразу прекратила танцевать. Девять месяцев бездельничала, потом еще полгода нянчилась с Женькой. О потерянном времени я не жалею. Я добилась многого: стала лауреатом Международного конкурса артистов балета в Варне, исполнила весь ведущий репертуар. А вопрос о том,
Сейчас дочь Татьяны Евгения Абрамова тоже балерина НГАТОиБ. Сначала папа, скрипач и дирижер Марк Абрамов, взялся учить дочь игре на скрипке. Татьяна вспоминает, что у дочери от этих занятий в глазах была «тоска нанайца». В общем, с музыкой ничего не получилось. А вот танцевать Женя захотела сама, поэтому и закончила Новосибирское хореографическое училище. Татьяна признается, что учить мастерству собственного ребенка очень сложно, уж лучше чужих.
«Фабрика звезд» по-сибирски
Татьяна Капустина преподает в Новосибирском хореографическом училище с 1969 года, вот уже тридцать пять лет. Говорит, что целенаправленно с девятнадцати лет готовила себе прочный тыл. Не секрет, что балетный люд, выходя на пенсию в еще полном сил и надежд возрасте, переживает страшный стресс от ощущения невостребованности. Причина стресса банальна «я ничего больше не умею, кроме как танцевать». Капустина это стрессовое состояние после окончания своей творческой карьеры в 1992 году, к счастью, не пережила. Она задолго до критического момента знала, чем будет заниматься после ухода со сцены.
Татьяна с сожалением отмечает, что детей, способных танцевать, с каждым годом становится все меньше.
В этом году директор училища Александр Василевский даже машину выделил, чтобы ездить по школам в поисках талантов, говорит Татьяна. Мы еще смеялись: мол, лучше сразу пароход давайте поплывем, поищем. Поиски не увенчались успехом: те, кто хотел, не подходили по физическим параметрам, а остальные просто отказывались не хотим, и все. Вообще при приеме в училище ребятишек мы берем «кота в мешке». Пока ребенок маленький, кажется чудо, а лет в четырнадцать оказывается, что или голова большая ноги короткие, или попка толстая голова пустая. А ведь мы должны не только учить, но и выпускать исполнителей. У мальчишек сейчас большие проблемы с вниманием, они не могут десять минут постоять на одном месте, у девчонок с весом. Они начинают голодать, в результате нарушение обмена веществ и отчисление из училища. Сейчас я веду классику и народный сценический танец в средних и старших классах. С подростками работать намного интереснее, чем ползать на коленках, выравнивая ножки малышам.
Недавно журнал «Балет» подвел итоги ежегодного конкурса «Душа танца». В номинации «Учитель» премия была присуждена Татьяне Капустиной. Кстати, Татьяна Константиновна не только высококвалифицированный педагог она еще и студентка второго курса НГПИ. Получать высшее образование преподавателям хореографического училища сейчас просто необходимо. Они все практики, а вот «корочками» обзавестись в свое время некоторые не успели. Теперь нагоняют упущенное.
Китайский гипс
Пять лет назад Татьяна Капустина стала главным балетмейстером Новосибирского театра музыкальной комедии. Говорит, что до этого момента с опереттой она была на «вы». Но практика показала, что ставить танцевальные номера к спектаклям очень интересно. «Тетка Чарлея», «Летучая мышь», «Веселая вдова» вот лишь малый перечень оперетт, к которым Татьяна приложила свою руку.
Два года назад
Приехала домой и вместо того, чтобы приступать к репетициям, сидела дома и читала детективы Поляковой и Марининой, говорит Татьяна. Потом разрабатывала ногу, гуляя с Бутсом это мой любимый скотчтерьер. Теперь уже все позади, нога побаливает, но телу подчиняется. А это значит, что опять можно работать, то есть танцевать