Новосибирск 2.9 °C

Платье Плисецкой пришлось Татьяне впору

27.11.2004 00:00:00

Знаменитая балерина, балетмейстер, педагог, студентка, мать балерины — это все она, Татьяна Капустина

В младших классах Московского хореографического училища ученица Таня Капустина была самой маленькой и худенькой среди своих сверстниц. Педагоги начали уже было волноваться: такая талантливая девчонка, но совсем не растет, стоит ли ей продолжать обучение. Вызвали родителей, посмотрели: нет, и мама, и папа нормального, среднего роста. На педсовете решено было еще немного подождать. И случилось чудо — «гадкий утенок» вырос до 166 см и превратился в грациозного «лебедя».

«Мы учились глазами»

Родилась будущая балерина в подмосковных Мытищах. В школе, где училась девочка, помимо общеобразовательных дисциплин в расписании значился урок танцев. Вела его бывшая балерина Большого театра. Она приметила способную пластичную ученицу и посоветовала родителям отдать дочь в хореографическое училище. В начале 60-х престиж балетной профессии был очень высок. В Москву для поступления в хореографическое училище везли детей со всего Союза.

— Я помню, во дворе училища народу было, как на демонстрации, — говорит Татьяна Константиновна. — Мама тогда сказала: «Поучаствуешь в первом туре, а там видно будет». К удивлению родителей, я прошла все туры и была зачислена в училище. Жить в интернате я, домашний ребенок, поначалу отказывалась. Ездила домой полтора часа утром на электричке и столько же вечером. Естественно, уставала страшно, а когда этими ежедневными путешествиями довела себя до полного истощения, то смирилась и поселилась в интернате.

От лет, проведенных в училище, у Татьяны на всю жизнь осталось незабываемое ощущение праздника. Недаром она говорит, что учились воспитанники хореографического училища в основном глазами. Они посещали спектакли звезд российского балета, бывали на их репетициях, даже на сцену вместе с ними выходили. Например, когда знаменитая Майя Плисецкая танцевала Китри в «Дон Кихоте», юная Танечка Капустина исполняла роль Амурчика в непосредственной близости от «звездной» балерины.

Конечно, она мечтала блистать на сцене Большого театра, но жизнь распорядилась по-своему. В 1968 году Татьяна была зачислена в балетную труппу Новосибирского оперного театра.

Все дело в платье

В начале 70-х в балетной труппе НГАТОиБ появилось целое созвездие прим: Татьяна Капустина, Людмила Попилина, Лариса Матюхина и Татьяна Касаткина. Это были четыре звезды, четыре соперницы, четыре подруги.

— Жили мы все вместе в общежитии, которое находилось в крыле театра, — говорит Татьяна. — Жили дружно, всегда делились между собой всеми радостями и горестями. И на сцене нам четверым казалось не тесно, ведь у каждой из нас было свое амплуа. Я, например, исполняла партии сильных, героических женщин: Макбет в «Макбете», Эгину в «Спартаке», Китри в «Дон Кихоте». Конечно, элемент соперничества между нами, девочками, был. Но мы никогда не опускались до кляуз и сплетен — воспитание не позволяло.

Когда в театре решено было поставить балет «Спартак», четверых солистов отправили в творческую командировку в Москву — как говорится, оттачивать мастерство. Десять дней московские асы передавали молодежи балетные партии. С исполнительницей партии Эгины Татьяной Капустиной занималась педагог Нина Тимофеева. Она с первого же занятия напугала девушку: мол, я два раза одно и то же не повторяю, так что «лови», если сможешь. Татьяна показала, что схватывать материал буквально с полужеста — ее хобби. Педагог осталась довольна. Когда в Новосибирск приехал балетмейстер Юрий Григорович, солисты встретили его во всеоружии.

В 1972 году в Большом театре Майя Плисецкая поставила балет «Анна Каренина» на музыку Родиона Щедрина. Через некоторое время премьера спектакля состоялась и в Новосибирске, где партию Анны исполнила Татьяна Капустина, а партию Вронского — Анатолий Бердышев.

— В один прекрасный день в театре раздался звонок из Москвы, — вспоминает Татьяна. — «Заболела Плисецкая, срочно выезжайте». Мы с Анатолием собрались быстро, по-солдатски. Приезжаем в Москву, захожу я в гримерку, а там сидит Плисецкая. Посмотрела она на мое платье, в котором я танцевала Анну, и сказала: «Да…» И вот уже спектакль, я выбегаю за кулисы, чтобы переодеться, смотрю, а на плечиках висит шикарное платье Плисецкой. Удивительно, но оно мне оказалось впору, хотя Плисецкая ниже меня на четыре сантиметра.

Беременность — крест на карьере?

Решиться родить ребенка на самом пике карьеры может позволить себе только женщина с сильным характером. Причем не просто женщина — балерина. Обычно рождение ребенка откладывают до следующего сезона, на после премьеры, а потом после конкурса, и этот процесс порой длится у ведущих балерин до пенсии, то есть до тридцати восьми лет. К сожалению, в некоторых случаях «звездные» красавицы и умницы по истечении этого времени уже не в состоянии родить себе малыша.

Татьяна родила дочь в двадцать девять лет.

— У меня к тому времени уже был печальный опыт с первой беременностью, — вспоминает Татьяна. — Я, надеясь на свое крепкое здоровье, станцевала несколько спектаклей подряд, и в результате у меня случился выкидыш. Женский организм, как выяснилось, сложная штука. Некоторые не уходят со сцены вплоть до пятого месяца беременности, а другие пару раз ножкой дернут — и все, нет ребеночка. Поэтому, когда я узнала, что снова жду ребенка, сразу прекратила танцевать. Девять месяцев бездельничала, потом еще полгода нянчилась с Женькой. О потерянном времени я не жалею. Я добилась многого: стала лауреатом Международного конкурса артистов балета в Варне, исполнила весь ведущий репертуар. А вопрос о том, что кто-то займет мое место, меня не волновал. Когда я приступила к репетициям, самым сложным оказалось набрать форму. Я репетировала Фею Сирени в «Спящей красавице». Чувствовала в себе и силы, и желание танцевать, но мне ультимативно заявили: «Пока не похудеешь, танцевать не будешь». Пришлось немного поголодать.

Сейчас дочь Татьяны — Евгения Абрамова — тоже балерина НГАТОиБ. Сначала папа, скрипач и дирижер Марк Абрамов, взялся учить дочь игре на скрипке. Татьяна вспоминает, что у дочери от этих занятий в глазах была «тоска нанайца». В общем, с музыкой ничего не получилось. А вот танцевать Женя захотела сама, поэтому и закончила Новосибирское хореографическое училище. Татьяна признается, что учить мастерству собственного ребенка очень сложно, уж лучше чужих.

«Фабрика звезд» по-сибирски

Татьяна Капустина преподает в Новосибирском хореографическом училище с 1969 года, вот уже тридцать пять лет. Говорит, что целенаправленно с девятнадцати лет готовила себе прочный тыл. Не секрет, что балетный люд, выходя на пенсию в еще полном сил и надежд возрасте, переживает страшный стресс от ощущения невостребованности. Причина стресса банальна — «я ничего больше не умею, кроме как танцевать». Капустина это стрессовое состояние после окончания своей творческой карьеры в 1992 году, к счастью, не пережила. Она задолго до критического момента знала, чем будет заниматься после ухода со сцены.

Татьяна с сожалением отмечает, что детей, способных танцевать, с каждым годом становится все меньше.

— В этом году директор училища Александр Василевский даже машину выделил, чтобы ездить по школам в поисках талантов, — говорит Татьяна. — Мы еще смеялись: мол, лучше сразу пароход давайте — поплывем, поищем. Поиски не увенчались успехом: те, кто хотел, не подходили по физическим параметрам, а остальные просто отказывались — не хотим, и все. Вообще при приеме в училище ребятишек мы берем «кота в мешке». Пока ребенок маленький, кажется — чудо, а лет в четырнадцать оказывается, что или голова большая — ноги короткие, или попка толстая — голова пустая. А ведь мы должны не только учить, но и выпускать исполнителей. У мальчишек сейчас большие проблемы с вниманием, они не могут десять минут постоять на одном месте, у девчонок — с весом. Они начинают голодать, в результате — нарушение обмена веществ и отчисление из училища. Сейчас я веду классику и народный сценический танец в средних и старших классах. С подростками работать намного интереснее, чем ползать на коленках, выравнивая ножки малышам.

Недавно журнал «Балет» подвел итоги ежегодного конкурса «Душа танца». В номинации «Учитель» премия была присуждена Татьяне Капустиной. Кстати, Татьяна Константиновна не только высококвалифицированный педагог — она еще и студентка второго курса НГПИ. Получать высшее образование преподавателям хореографического училища сейчас просто необходимо. Они все — практики, а вот «корочками» обзавестись в свое время некоторые не успели. Теперь нагоняют упущенное.

Китайский гипс

Пять лет назад Татьяна Капустина стала главным балетмейстером Новосибирского театра музыкальной комедии. Говорит, что до этого момента с опереттой она была на «вы». Но практика показала, что ставить танцевальные номера к спектаклям очень интересно. «Тетка Чарлея», «Летучая мышь», «Веселая вдова» — вот лишь малый перечень оперетт, к которым Татьяна приложила свою руку.

Два года назад спектакль-концерт «Ах, балет, балет!» в постановке Капустиной завоевал симпатии китайской публики. В этом году балетная труппа театра вновь выехала на двухмесячные гастроли в Китай по настоятельному приглашению китайской стороны. Гастроли артисты театра до сих пор вспоминают с восторгом, а вот с Татьяной там случилась неприятность. На берегу Желтого моря при свете луны она оступилась и сломала ногу. А для балерины, даже бывшей, перелом — это просто катастрофа.

— Приехала домой и вместо того, чтобы приступать к репетициям, сидела дома и читала детективы Поляковой и Марининой, — говорит Татьяна. — Потом разрабатывала ногу, гуляя с Бутсом — это мой любимый скотчтерьер. Теперь уже все позади, нога побаливает, но телу подчиняется. А это значит, что опять можно работать, то есть танцевать…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: